Окно в прошлое.
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
Литература. 7 класс
Цели: иметь понятие о проблематике пушкинской баллады: судьба и свободная воля человека, власть князя и независимость кудесника, за которой стоит некая высшая власть; попытка отказаться от своей судьбы и ее последствия.
Иметь понятие о балладе, о роли жанра, о использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий.
Уметь показать, чем пушкинский текст отличается от летописного с точки зрения художественности.
Задачи:
- Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
- Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами.
- Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Вступительное слово учителя.
Пушкин и прошлое. Как историческое прошлое становится для нас реальным? Как открыть окно в давно ушедший мир, увидеть и понять людей другого времени?
Пушкин пережил много это открытие, читая «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина. Но, наверное, не все страницы в равной мере ожили перед ним. «Окно в прошлое» откроется лишь там, где мы видим что-то понятное и близкое, что-то такое, что задевает лично нас. Для Пушкина таким «окном» оказалась повесть о князе Олеге и его коне, и он увидел эту страницу истории, как будто все происходило перед его глазами.
Давайте попробуем понять, что же он увидел за словами летописи и почему именно этот эпизод так глубоко его задел.
Историческая справка. Предварительное домашнее задание. Ответы учащихся.
Когда жил князь Олег? После кого он правил? Была ли Русь уже христианской или еще языческой?
(Ответы учащихся)
Князь Олег – второй в династии Рюриковичей, он правил сразу после Рюрика, т.к. родственник Рюрика Игорь был еще мал. Русь пока пребывает в язычестве: княгиня Ольга, жена Игоря, в старости примет христианство, а крещение Руси произойдет в 988 году, при ее внуке, князе Владимире.
Итак, действие происходит в 912 году в X веке.
Работа с текстом. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня» (летописный источник). Повторение понятия летопись
(Летопись -
Самостоятельное чтение текста летописи. Учитель обращает внимание на особенности древнерусского текста)
Чтение текста летописи учителем.
С какой целью А.С.Пушкин обратился к этой легенде? В ответе использовать статью учебника.
Чтение «Песни о вещем Олеге» (аудиозапись).
Первое впечатление: 1) Понравился ли текст? 2) Какие строки особенно понравились?
Работа с текстом. Анализ деталей, делающих текст убедительным. Работа в парах: найдите детали, которые придают тексту историческую достоверность.
(неразумные хазары, цареградская броня, Перун и его святилище в лесу, отроки-други, слуги, дружинники, тризна, круговые ковши, князь Игорь и Ольга…)
Работа с текстом. Отметить средства поэтической выразительности, постоянные эпитеты, фольклорные элементы, торжественная неторопливость речи.
Уточнить лексическое значение некоторых слов («вещий», «кудесник», броня, тризна…)
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Почему «Песнь…» считается балладой? Определение особенностей жанра баллады.
«Песнь…» - о человеке и судьбе. «Песнь…» - баллада, как и всякий другой жанр, имеет свои характерные черты: 1) в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; 2) другая особенность жанра баллады – таинственный фантастический ход событий (кудесник обладал таинственным чудесным даром предвидения); 3) обилие средств художественной выразительности объясняется особенностями ее содержания.
Сопоставление пушкинского и летописного текстов. Составление таблицы (перечисление основных эпизодов, начиная с летописного текста, т.е. сначала заполняется одна, затем другая таблица).
Примерная таблица:
«Повесть временных лет» | «Песнь о вещем Олеге» |
1.Князь вспомнил своего коня. 2.Когда-то он оставил коня из-за предсказания волхвов. 3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти. 4.Князь поехал взглянуть на кости коня. 5.Князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея. 6.Князь умер и был похоронен на горе Щековице. | 1.Князь едет в поход против хозар. 2.По дороге князь встречает кудесника и спрашивает о своей судьбе. 3.Диалог князя и кудесника. 4.Прощание с конем. 5.Князь пирует с дружиной. 6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнает о его смерти. 7.Князь вспоминает о предсказании, но не смеется, а скорбит. 8.Князь едет взглянуть на кости коня. 9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конем. 10.Гробовая змея. 11.Тризна по Олегу. |
Сопоставление планов |
Главное – смерть Олега. Текст летописи написан под предполагаемым годом смерти этого князя. Спор с кудесником – предыстория. | События ведутся в хронологическом порядке, все основные эпизоды сохранены. Если в летописи мы «видим» князя только один раз, когда он наступает на череп коня, то в пушкинской «Песне…» зримым представлен каждый эпизод. |
Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос: «За счет чего текст у А.С.Пушкина больше по объему, чем текст летописи? Найти по 2-3 примера, которые могли бы проиллюстрировать вашу мысль.
2-ой урок.
Разбор домашнего задания.
Почему пушкинский текст больше?
Ответы учащихся.
(В нем больше деталей, которые делают прошлое зримым. Много эпитетов. Именно с помощью деталей А.С.Пушкин открывает «окно в прошлое», делает нас как бы свидетелями происходящего)
Князю Олегу у А.С.Пушкина постоянно сопутствует дружина:
- едет с дружиной по полю в начале «Песни…»
- «отроки-други» меняют ему коня;
- с дружиной он пирует;
- с дружиной едет на берег Днепра;
- дружина пирует на его тризне
Итог: князь и дружина – боевые друзья. (Записать на доске и в тетрадях)
Выявление композиционных и смысловых различий между двумя текстами. Работа с эпизодами.
Эпизод, где князь едет взглянуть на кости коня, трактуется по-разному.
В летописи – князь смеется над кудесником: конь мертв, а он жив | У А.С.Пушкина князь скорбит о коне, сожалеет, что с ним расстался. Важно: отношение князя к коню. |
Где еще в «Песне…» говорится о любви князя к коню? За что он его любит?
(Зачитать текст – две сцены прощания с конем.
У А.С.Пушкина – «мой» конь).
Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?
(Наверно, он предположил, что конь подведет его в бою и он погибнет в каком-нибудь сражении. Значит, князь хотел избежать гибели битве, где рядом был конь-друг и отроки-други. А вместо этого он гибнет от укуса змеи. Ужасная и как бы неестественная смерть для боевого князя).
Сумел ли князь изменить свою судьбу?
(Он не сумел обойти предсказание. Так или иначе смерть все равно ждала князя, но только не в битве (как героя и воина), а умер он бесславно).
Что такое курган? Сравните курганы в середине и в конце баллады. Что изменилось? Зачитать текст.
(Курган – это могильный холм, насыпанный над знатным человеком. Курган – свидетель прошлого).
О чем печалится Олег, когда видит кости коня?
(О том, что напрасно отдалил от себя любимого друга. О том, что конь не будет положен с ним в могилу. Олег думает, что мог бы перенести свою «дружбу» с конем в вечность)
Зачитать детали: конь-друг.
Итог: князь и конь – боевые товарищи. Записать на доске и в тетрадях.
Работа с текстом. Диалог между князем и кудесником. Смысл, вложенный А.С.Пушкиным в древнюю легенду.
Поединок с кудесником – поединок с судьбой.
Почему А.С.Пушкин «окружает» Олега не семьей, к примеру, а именно дружиной.
(Вся жизнь князя – битва, он, в первую очередь, воин. Дружина, с которой он делит все тяготы походов, для него ближе. Недаром, думая о прожитой жизни, бойцы вспоминают «битвы, где вместе рубились они»).
Почему Олег так горько переживает смерть коня? Какую роль здесь сыграл кудесник?
Перечитать диалог между князем и кудесником.
Как кудесник относится к князю?
(Кудесник с почтением и уважением говорит о доблести, могуществе и подвигах князя, в его словах нет недоброжелательства)
(В то же время он начинает речь с гордости: волхвы не подчиняются князьям, они служат высшей воле: «Волхвы не боятся могучих владык». «Покорный Перуну старик одному»).
Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?
(Князь – это воплощение земного могущества, это сила оружия и сила государства).
(Кудесник – представитель неких высших сил. Он предсказывает судьбу, которой подвластны все люди, в том числе и могущественные владыки).
4. Домашнее задание:
Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»