СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир, 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир, 1 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ТЕМЕ «КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?»

Ирадюк Е. И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа №19»


Данная разработка урока предназначена для учителей начальной школы. Урок разработан для обучающихся 1 класса. Урок дает основные представление обучающимся о насекомых: строение тела, питание, способы передвижения и среда обитания. На уроке ученики научатся отличать насекомых от других представителей животного мира, определят их роли в природе.


Учитель: Ирадюк Елена Ивановна.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 1

Тема: Кто такие насекомые?

Ресурсы:

- Учебник Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1/А. А. Плешаков – (УМК «Школа России»);

- Мультимедиа-проектор;

- Рабочая тетрадь, цветные карандаши;

- Картинки насекомых;

- Главные герои: Муравей, Вопросик и Бабочка (учащиеся, заранее подготовленные к данным ролям).

Методы обучения: исследовательский.

Цели: создание условий для формирования представлений о насекомых: строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др., их многообразии и красоте, роли в природе; воспитание бережного отношения к насекомым.

Задачи:

  1. образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;

  2. развивающая: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, делать обобщения;

  3. воспитательная: учить бережному отношению к природе.

Тип учебного занятия: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

предметные УУД

метапредметные УУД

Личностные УУД

- знать признаки насекомых;

- называть части их тела;

- уметь определять отличия от других животных.

- понимать и принимать учебную задачу; планировать свои действия;

- слушать, понимать речь других, оформлять свои мысли, договариваться с одноклассниками;

- уметь ориентироваться в своих знаниях, анализировать, находить ответы на поставленные вопросы.

- проявлять положительное отношение к школе, учебной деятельности;

- уметь объяснять свое отношение к разным ситуациям.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

- психологический настрой на положительные эмоции и на успешную работу на уроке.











Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Просит повторить правила поведения на уроке, организует беседу по вопросам:

- А что это за линеечки? Для чего мы их используем? (показывает «волшебную» линеечку на доске и просит рассказать, как их используют)




- А кто нам всегда помогает на уроках окружающего мира? Конечно, Муравей, Вопросик и Бабочка.

- А почему их сегодня нет? Вы их не видели, ребята?

(ребенок в костюме бабочки приносит письмо и улетает)

Учитель читает письмо.

«Всем добрый день. Скоро будем, не волнуйтесь. А пока выполните задание. До встречи. Ваши друзья»

- Ребята, как вы думаете, от кого это письмо?

Приветствуют учителя; проверяют свою готовность к уроку самостоятельно;

- Называют изученные правила поведения на уроке;

- Отвечают на вопросы;

- Мы используем волшебную линеечку для оценки своей деятельности: если усвоили весь материал - ставим крестик вверху, если не все понятно – ставим крестик посередине линеечки, а если не усвоил материал – внизу.

Отвечают на вопросы.




Дети высказывают свои предположения, и готовятся к выполнению задания.

  1. Повторение изученного материала

Задача: повторить изученный материал, проанализировать и оценить свои удачи и неудачи.

- фиксируют свои результаты;

- пытаются объяснить причины неудачи и пути их решения.





Организует повторение.

Задание:

- Положите перед собой полосочку с кружками.

Возьмите желтый и зеленый карандаши. Если я назову лиственное дерево – закрасьте кружок желтым цветом.

Обобщение:

- Кто доволен своей работой и поставил себя на верхнюю ступеньку?

- Кто немножко ошибся и поэтому спустился пониже?

- А кто совсем недоволен своими успехами?

- Какие советы дадим тем ребятам, которые допустили ошибки при выполнении задания?

Выполняют задания самостоятельно.

Оценивают свою работу на линеечке.

Критерии:

01 ошибка – верхняя ступенька;

2–4 ошибки – средняя ступенька;

более 4 ошибок – нижняя ступенька.

- Подводят итог.

Самостоятельно оценивают свою работу, свою добычу и делают выводы.

Самостоятельно оценивают свою работу и делают выводы.

Предлагают пути решения проблемы.

3. Самоопределение к деятельности

1. Входит ребенок в костюме Муравья. Здоровается, просит прощение за опоздание и говорит:

- Скоро зима. Мы очень заняты с утра до вечера важным делом – утепляем свои домишки и запасаем побольше еды. А я так скучаю по лету, по своим друзьям…


2. Учитель:

- Не грусти, Муравей. Присядь, отдохни, а мы поможем тебе встретиться с твоими друзьями.

- Ребята, положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко, и мы с вами на зеленой лужайке, где живет Муравей и его друзья.


3. Дети открывают глаза, учитель включает видеофайл с насекомыми и звуками, которые они издают. После просмотра беседа:

- А кто друзья у Муравья? Выберите из множества картинок друзей Муравья.

- Какую группу животных образовали наши герои?


4. В беседу вступают дети в костюмах Муравья и Бабочки. Муравья говорит:

- А мне сегодня Бабочка сказала, что я тоже насекомое.

Бабочка:

- Посмотрите на меня. Я такая красавица. Я – насекомое.


5. Учитель продолжает беседу:

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

- А что вам уже известно о насекомых?

- А что бы вы хотели узнать о насекомых? (учитель пишет вопросы на листочке и крепит на доску)

- А что нам делать с этими вопросами?

Учащиеся заранее готовят костюмы и нужные слова для урока.






Выполняют все действия и отвечают на вопросы.







Дети наблюдают, отвечают на вопросы.



Находят картинки с изображением насекомых и крепят их на доску.

Отвечают на вопросы.









Предположения учащихся, ответы.

Дети формулируют свои вопросы.




- Попытаться найти на них ответы.

4. Формирование новых знаний.

- учить находить нужную информацию, вычитывать ее;

- сотрудничество, умение слушать и слышать партнера, уметь договариваться. Эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Учитель организует исследовательскую работу по отличию насекомых от других животных:

1. - Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте учебную задачу:

Узнаем, каких животных называют насекомыми.

Будем учиться определять насекомых.

- Попробуйте сформулировать цель урока.


2. Организует работу в парах:

У детей на партах лежат карточки с изображением насекомых (у всех карточки разные, а вопрос одинаковый):

Какие части тела есть у всех этих животных?


3. Коллективная работа.

Беседа по вопросам:

- Кто такие насекомые?

- Только ли насекомые имеют такие признаки?


4. Учитель проводит игру «Давай предположим, что…»

- Предположим, что насекомые – это те, у кого есть крылья.

- Как вы думаете, это верное утверждение? Ваши предположения?

- А зачем насекомым крылья?


Продолжаем искать дальше.

- Предположим, что насекомые – это те, у кого есть усы.

- Для чего насекомому усы?


Продолжаем исследовать.

- Какой еще признак надо проверить? Что мы еще не посчитали?

- У каких животных есть еще столько же пар ног?


ФИЗМИНУТКА

Видишь, бабочка летает, (машут руками – крылышками)

на лугу цветы считает, (считаем пальчиком)

- 1 – 2 – 3 – 4 – 5 (хлопки в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать (прыжки на месте)

За день, за два и за месяц… (шагаем на месте)

6,7,8,9,10 – (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла. (Г. Виеру)

Читают, формулируют цель урока.








- Сравнивают и объясняют свой ответ.






Ответы детей:

Это те животные, которые имеют крылья, усики, 3 части тела и 6 ног.



Учащиеся выдвигают гипотезу (предположим, что…)

- Есть крылья еще у …

Доказательства.





Ответы и доказательства.

Предположения и доказательство того, что наличие усов - это не самый главный признак насекомых.


Самостоятельно формулируют гипотезу, ищут пути их решения.

Учащиеся считают ноги и выдвигают гипотезу, что только насекомые имеют три пары ног.


Учащиеся выполняют все движения со словами.

Закрепление материала.

- Применить на практике полученные знания. Анализировать и доносить до коллектива новые знания.

1. Организует работу с учебником (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи).

- Вспомните, каких насекомых вы уже знаете. Рассмотрите рисунок. Какое из этих животных насекомое?

- Посчитайте, сколько ног у стрекозы, жука и бабочки.

Изучите по рисунку строение тела бабочки. Найдите и сравните указанные части тела у других насекомых.

Посчитайте, сколько ног у стрекозы, жука, бабочки.


усики

глаза

грудь

ноги

голова

2. Организует самостоятельную работу на карточках.

Задача: вычеркнуть животных, не относящихся к группе насекомых.


ФИЗМИНУТКА:

Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте)

За природой наблюдали, (ладонь прикладывают к глазам)

Вверх на солнце посмотрели, (поднимают головы кверху, тянутся к солнышку)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (машут руками)

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли (маршируют на вдох – выдох)

И немножечко устали. (присаживаются)


3. Организует работу в группах:

1 группа – раскрасить насекомых и соединить их с местом обитания: (луг, лес, сад, огород – пчела, бабочка, муравей, божья коровка, жук).

2 группа – прочитайте текст–помощник и отметьте

- Кто чем питается: кузнечик, божья коровка, муха, муравей,

3 группа – прочитайте текст–помощник и распределите насекомых по размеру и по силе: пчела, муравей, стрекоза, жук – носорог.

Чтение статьи цепочкой, выполнение заданий коллективно.






















Проверку работы осуществляют по образцу на слайде, оценивают свою работу по критериям на волшебной линеечке в карточке:

0–1 ошибка – верхняя ступенька;

2–4 ошибки – средняя ступенька;

более 4 ошибок – нижняя ступенька.








Дети повторяют слова и движения.













Учащиеся рассаживаются по группам и, получив карточку с заданием и инструкции, работают в группах. После того как все выполнили задание, от каждой группы один учащийся рассказывает о том, как группа справилась с заданием.

Дети внимательно слушают, если есть вопросы, то задают их.

После всех выступлений решают, кто справился с работой лучше всех.

Итог урока

Учитель организует беседу по вопросам:

- Муравей, а ты теперь понял, почему тебя в группу «Насекомые» записали?

- Назовите основные признаки насекомых.

- Какой признак главный?

- Паук – это насекомое? Почему?

- Перечисляют признаки насекомых, доказывают, почему Муравей относится к группе «Насекомые».


Рефлексия.

- Мир насекомых огромен. Но есть ли среди них такие, которых мы должны уничтожать?

- Что может случиться, если все насекомые погибнут?

Оцените свою работу на уроке (линеечка)

- Все ли удалось на уроке?

- Что не получилось? Как преодолеть трудности?

Ответы на вопросы.

Предположения.

Самооценка.






Приложение №1.

Лист – задание


Соедините насекомых с местом их обитания: луг, лес, сад, огород.




Приложение №2.

Инструкционный план:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Подчеркните интересные факты о насекомых.

  3. Постарайтесь ответить на вопросы.

  4. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его

  5. Подготовьтесь к выступлению.


Текст – помощник

Питание насекомых

Насекомые питаются по – разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые насекомые питаются кровью.

Поэтому ротовые органы у насекомых устроены по – разному. У некоторых из них челюсти выглядят как кусачки. Насекомые ими откусывают кожу и высасывают кровь. А некоторые насекомые хоботками впитывают жидкость, как губка собирает воду.



Лист – задание

Отметьте (соедините стрелочками), кто из изображенных насекомых чем питается:

травянистыми растениями кровью насекомыми



Текст – помощник

Разнообразие насекомых

Насекомые - самая богатая по количеству видов группа животных. В ней не менее миллиона видов. Это бабочки, блохи, вши, богомолы, жуки, муравьи, комары, пчелы, стрекозы, тараканы и другие.

Многие насекомые – силачи. Стрекозы способны поднять вес в 10 раз больше собственного, пчелы – в 24 раза, муравей способен тащить ношу, которая в 52 раза больше его собственного веса, жук – носорог – в 100 раз.


Лист – задание

Распредели насекомых:

По размеру –

По силе –

1 2 3 4