Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой на положительные эмоции и на успешную работу на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Просит повторить правила поведения на уроке, организует беседу по вопросам: - А что это за линеечки? Для чего мы их используем? (показывает «волшебную» линеечку на доске и просит рассказать, как их используют) - А кто нам всегда помогает на уроках окружающего мира? Конечно, Муравей, Вопросик и Бабочка. - А почему их сегодня нет? Вы их не видели, ребята? (ребенок в костюме бабочки приносит письмо и улетает) Учитель читает письмо. «Всем добрый день. Скоро будем, не волнуйтесь. А пока выполните задание. До встречи. Ваши друзья» - Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? | Приветствуют учителя; проверяют свою готовность к уроку самостоятельно; - Называют изученные правила поведения на уроке; - Отвечают на вопросы; - Мы используем волшебную линеечку для оценки своей деятельности: если усвоили весь материал - ставим крестик вверху, если не все понятно – ставим крестик посередине линеечки, а если не усвоил материал – внизу. Отвечают на вопросы. Дети высказывают свои предположения, и готовятся к выполнению задания. |
Повторение изученного материала Задача: повторить изученный материал, проанализировать и оценить свои удачи и неудачи. - фиксируют свои результаты; - пытаются объяснить причины неудачи и пути их решения. | Организует повторение. Задание: - Положите перед собой полосочку с кружками. Возьмите желтый и зеленый карандаши. Если я назову лиственное дерево – закрасьте кружок желтым цветом. Обобщение: - Кто доволен своей работой и поставил себя на верхнюю ступеньку? - Кто немножко ошибся и поэтому спустился пониже? - А кто совсем недоволен своими успехами? - Какие советы дадим тем ребятам, которые допустили ошибки при выполнении задания? | Выполняют задания самостоятельно. Оценивают свою работу на линеечке. Критерии: 0–1 ошибка – верхняя ступенька; 2–4 ошибки – средняя ступенька; более 4 ошибок – нижняя ступенька. - Подводят итог. Самостоятельно оценивают свою работу, свою добычу и делают выводы. Самостоятельно оценивают свою работу и делают выводы. Предлагают пути решения проблемы. |
3. Самоопределение к деятельности | 1. Входит ребенок в костюме Муравья. Здоровается, просит прощение за опоздание и говорит: - Скоро зима. Мы очень заняты с утра до вечера важным делом – утепляем свои домишки и запасаем побольше еды. А я так скучаю по лету, по своим друзьям… 2. Учитель: - Не грусти, Муравей. Присядь, отдохни, а мы поможем тебе встретиться с твоими друзьями. - Ребята, положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко, и мы с вами на зеленой лужайке, где живет Муравей и его друзья. 3. Дети открывают глаза, учитель включает видеофайл с насекомыми и звуками, которые они издают. После просмотра беседа: - А кто друзья у Муравья? Выберите из множества картинок друзей Муравья. - Какую группу животных образовали наши герои? 4. В беседу вступают дети в костюмах Муравья и Бабочки. Муравья говорит: - А мне сегодня Бабочка сказала, что я тоже насекомое. Бабочка: - Посмотрите на меня. Я такая красавица. Я – насекомое. 5. Учитель продолжает беседу: - Как вы думаете, какая сегодня тема урока? - А что вам уже известно о насекомых? - А что бы вы хотели узнать о насекомых? (учитель пишет вопросы на листочке и крепит на доску) - А что нам делать с этими вопросами? | Учащиеся заранее готовят костюмы и нужные слова для урока. Выполняют все действия и отвечают на вопросы. Дети наблюдают, отвечают на вопросы. Находят картинки с изображением насекомых и крепят их на доску. Отвечают на вопросы. Предположения учащихся, ответы. Дети формулируют свои вопросы. - Попытаться найти на них ответы. |
4. Формирование новых знаний. - учить находить нужную информацию, вычитывать ее; - сотрудничество, умение слушать и слышать партнера, уметь договариваться. Эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. | Учитель организует исследовательскую работу по отличию насекомых от других животных: 1. - Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте учебную задачу: Узнаем, каких животных называют насекомыми. Будем учиться определять насекомых. - Попробуйте сформулировать цель урока. 2. Организует работу в парах: У детей на партах лежат карточки с изображением насекомых (у всех карточки разные, а вопрос одинаковый): Какие части тела есть у всех этих животных? 3. Коллективная работа. Беседа по вопросам: - Кто такие насекомые? - Только ли насекомые имеют такие признаки? 4. Учитель проводит игру «Давай предположим, что…» - Предположим, что насекомые – это те, у кого есть крылья. - Как вы думаете, это верное утверждение? Ваши предположения? - А зачем насекомым крылья? Продолжаем искать дальше. - Предположим, что насекомые – это те, у кого есть усы. - Для чего насекомому усы? Продолжаем исследовать. - Какой еще признак надо проверить? Что мы еще не посчитали? - У каких животных есть еще столько же пар ног? ФИЗМИНУТКА Видишь, бабочка летает, (машут руками – крылышками) на лугу цветы считает, (считаем пальчиком) - 1 – 2 – 3 – 4 – 5 (хлопки в ладоши) Ох, считать, не сосчитать (прыжки на месте) За день, за два и за месяц… (шагаем на месте) 6,7,8,9,10 – (хлопки в ладоши) Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла. (Г. Виеру) | Читают, формулируют цель урока. - Сравнивают и объясняют свой ответ. Ответы детей: Это те животные, которые имеют крылья, усики, 3 части тела и 6 ног. Учащиеся выдвигают гипотезу (предположим, что…) - Есть крылья еще у … Доказательства. Ответы и доказательства. Предположения и доказательство того, что наличие усов - это не самый главный признак насекомых. Самостоятельно формулируют гипотезу, ищут пути их решения. Учащиеся считают ноги и выдвигают гипотезу, что только насекомые имеют три пары ног. Учащиеся выполняют все движения со словами. |
Закрепление материала. - Применить на практике полученные знания. Анализировать и доносить до коллектива новые знания. | 1. Организует работу с учебником (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи). - Вспомните, каких насекомых вы уже знаете. Рассмотрите рисунок. Какое из этих животных насекомое? - Посчитайте, сколько ног у стрекозы, жука и бабочки. Изучите по рисунку строение тела бабочки. Найдите и сравните указанные части тела у других насекомых. Посчитайте, сколько ног у стрекозы, жука, бабочки. усики глаза грудь ноги голова 2. Организует самостоятельную работу на карточках. Задача: вычеркнуть животных, не относящихся к группе насекомых. ФИЗМИНУТКА: Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте) За природой наблюдали, (ладонь прикладывают к глазам) Вверх на солнце посмотрели, (поднимают головы кверху, тянутся к солнышку) И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. (машут руками) Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши) Ногами топаем! Хорошо мы погуляли (маршируют на вдох – выдох) И немножечко устали. (присаживаются) 3. Организует работу в группах: 1 группа – раскрасить насекомых и соединить их с местом обитания: (луг, лес, сад, огород – пчела, бабочка, муравей, божья коровка, жук). 2 группа – прочитайте текст–помощник и отметьте - Кто чем питается: кузнечик, божья коровка, муха, муравей, 3 группа – прочитайте текст–помощник и распределите насекомых по размеру и по силе: пчела, муравей, стрекоза, жук – носорог. | Чтение статьи цепочкой, выполнение заданий коллективно. Проверку работы осуществляют по образцу на слайде, оценивают свою работу по критериям на волшебной линеечке в карточке: 0–1 ошибка – верхняя ступенька; 2–4 ошибки – средняя ступенька; более 4 ошибок – нижняя ступенька. Дети повторяют слова и движения. Учащиеся рассаживаются по группам и, получив карточку с заданием и инструкции, работают в группах. После того как все выполнили задание, от каждой группы один учащийся рассказывает о том, как группа справилась с заданием. Дети внимательно слушают, если есть вопросы, то задают их. После всех выступлений решают, кто справился с работой лучше всех. |