СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План  конспект урока по окружающему миру за 4 класс. Тема: Зона арктических пустынь.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 4 класс»

Тема. Зона арктических пустынь

Цель урока: формировать представление о зоне арктических пустынь.

Задачи урока:

  1. Научить находить на карте зону арктических пустынь.

  2. Выявить у учащихся представление о природных зонах;

  3. Познакомить уч-ся с особенностями климата, особенностями растительного и животного мира.



Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Оборудование:

у учителя

  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, карта “Природные зоны России”.

  • глобус,

  • презентация учителя,

у учащихся

тетради, учебники.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб отвечать, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.


  1. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Я знаю географические объекты»

Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.

2. Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.

а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;

в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

  1. Самоопределение к деятельности.

Мы начинаем подробно изучать природные зоны России. С какой природной зоны начнём, догадайтесь. Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. Чертоги – дворец.

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.


-Кто вспомнит, из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается.

-Правильно. «Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.

-Итак, тема нашего урока (дети хором отвечают) Зона Арктических пустынь.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что вы уже знаете об этой зоне?

-Что вы хотите узнать?

(Вопросы записать на доске)

- Что может быть источником дополнительной информации по теме?

- Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

IV. Открытие нового знания.

1.Знакомство с планом изучения природных зон.

- Познакомимся с планом изучения природной зоны с. 71 учебника. ( Слайд 1 )

- Для того, чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет своя роль:

1) географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны;

2) синоптики будут изучать климат;

3) зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера;

4) ботаники будут искать информацию о растительном мире.


2. Работа в группах.

Далее каждая группа получает раздаточный материал – вопросы и текст с пропущенными словами на карточках).

- Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задания на карточке.

1. Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

2. Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3. К северу или югу от нашего края расположена Арктика?

Арктика – это район Земли, примыкающий к … (Северному полюсу). Это огромное пространство …(Северного Ледовитого) океана, с (морями) и (островами). На карте Арктика обозначена … цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). Арктика расположена …(к северу) от нашего края.( Слайды 3,4,5,6,7)

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте).

- Синоптики, пользуясь картинками «Северное сияние» и «Ледяная пустыня», учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задания на карточке.

1.Почему здесь царство снега и льда?

2. Погодные условия зимой.

3. Погодные условия летом.

4. Почему здесь такие суровые условия?

Солнце направляет на эту зону … (косые) лучи. Оно светит, но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещает луна, звёзды и … (северное сияние). Дуют … ветры, бушуют … . Температура опускается до … (- 60) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но тепла тоже нет. Это зависит от географического (положения) арктической зоны. Температура лишь на … (несколько градусов) выше … (нуля). Слайды 8,9,10.

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая показом картин).

- Ботаники

Ответьте на вопросы и выполните задания на карточке.

1. Какие растения прижились в Арктике?

2. Почему живут только эти растения?

3. Как они приспособились к таким условиям?

4. Каково значение растений данной зоны?

На островах, прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой… (льдом), большое количество … (планктонных растений – водорослей). Слайд 11.

(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений).

- Зоологи

Ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2. Чем они питаются?

3. Как приспособились к таким суровым условиям?

4. Что такое птичьи базары?

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими - … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … ( чайки, гагарки), здесь они выводят потомство. Птицы с необычными клювами … (тупики). Все звери – прекрасные …(пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу). Слайд 12,13.

  1. Первичное закрепление.

Сообщение учащихся.

Отчёт синоптиков.

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зим 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 м и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Эту зону часто называют «холодильником» нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.

Отчёт ботаников.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды.


Отчёт зоологов.

Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря – перепонки между пальцами, длинные ногти, широкий клюв.

Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьи базары». Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают свои яйца грушевидной формы на голые уступы скал. Они, как груша, вращаются вокруг себя и поэтому не скатываются со скал.

Но на птичьем базаре у кайр, тупиков есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу: он преследует свою жертву, пока птица не бросит добычу, и подхватывает её на лету! За это поморника прозвали разбойником.

Кроме птиц, в Арктике прекрасно чувствует себя белый медведь. Помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к жертве белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, а в мороз не замерзает.

- Итак, все научные группы мы заслушали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

( В Арктике совсем непусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей).



  1. Физкультминутка.

  2. Включение нового знания в систему знаний.

1.Работа по учебнику с. 81-82

- Чем занимаются люди в Арктике?

- Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие?

- Проверим свои предположения, прочитав текст учебника. (Читают текст).

- Что вас удивило?

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекла людей своей загадочностью на островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, по нему идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесли огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж – они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо сказывается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет ваш одноклассник.

  1. Сообщение учащегося.( заранее подготовленного)

Заповедник «Остров Врангеля». Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был создан в 1976 г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирождённые кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезённый в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

VIII. Подведение итогов.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Что хотели узнать о данной природной зоне?

- На все ли поставленные в начале урока ответили?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

IX. Рефлексия

- Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

- Что помогло?

- Хотели бы ещё что-то добавить к своей информации?

- Где такую информацию будете искать?

- Как вы оцените работу своей группы?

- Закончите фразы. Слайд 14.

Домашнее задание

1.Прочитать текст на с. 76-83 учебника..

2. Подобрать материал о труде людей в Арктике. Подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.