1. Работа в учебнике. 2 4 7 3 3
1 группа.
Рассмотрите карту России на стр. 53 учебника. Выполните задания:
1) Сравните карту России XVI – XVII веков с картой «Русь и соседи в IX – XII веках» на стр.30. Что изменилось? Что осталось без изменений? К каким морям Россия имела выходы?
Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия в XVI – XVII веках и её жители».
2)Сравните карту России XVI – XVII веков с картой современной России на стр. 111. Что изменилось? Что осталось без изменений?
Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия XXI века и её жители».
Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.
2-я группа.
1) Рассмотрите карту России XVI – XVII веков на стр. 53 учебника. Какие народы жили на территории России того времени?
2)Рассмотрите карту современной России на стр. 111. Какие народы живут на территории России сейчас.
Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия в XVI – XVII веках и её жители» и в графе «Россия XXI века и её жители».
Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.На рисунках на с. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства.
– Чьими руками было сделано всё, что окружало людей того времени?
Сравните дома, одежду и другие предметы быта XVI–XVII веков с тем, что окружает современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?
Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Дома, одежда, транспорт».
3-я группа (к заданию приложить: 1. Лист с незаполненной схемой в виде треугольника, разделённого по высоте на две части. Верхняя часть подписана «Знатные», нижняя – «Незнатные». 2. Рисунки на карточках: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец).
Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 54. Обратите внимание на то, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства.
- Чьими руками всё было сделано?
Сравните дома, одежду и предметы быта людей XVI – XVII веков с теми, что окружают современного человека.
- Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?
Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Быт людей».
Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях
4-я группа.
Прочитайте текст на с. 52–56 от слов «В Московском государстве большинство людей жило в деревнях и селах» до слов «был на Красной площади и книжный ряд». С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках.
Поместите рисунки в схему-треугольник, распределяя на «знатных» и «незнатных».
Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России:
– Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен?
– Перечислите несколько современных занятий и профессий, которых не могло быть в Московской Руси.
– Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Занятия и профессии людей».
Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.
5-я группа.
– Прочитайте текст на с. 55–56 учебника – от слов «Самым большим городом…» до слов «…географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту. Выполните задания:
– О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками?
– Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди Московского государства?
Сделайте выводы о достижениях и возможностях людей Московского государства и людей современной России. Кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Достижения».
Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.
Выступления групп:
Мы считаем…
Мы узнали…
Мы выяснили…
1 группа:
Дети: Мы считаем, что ….
СЛАЙД 2 .
Дети делают вывод, что изменилось в Российском государстве.
2 группа:
Дети: Мы выяснили, что в XVI веке на территории России жили…. СЛАЙД 2 . Сегодня….. Россия - …….
3 группа:
Дети: Мы узнали, что в XVI – XVII веках крестьяне жили в простых избах.
СЛАЙД 3 .
Учитель: Чем они занимались? Как одевались
4 группа:
Дети: Мы узнали, что …
Капитан демонстрирует карточки с соответственными подписями. (бояре, крестьяне, купцы, дворяне, стрельцы)
- Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.54)
- Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы, ремесленники жили в городах.)
5 группа Дети: Мы узнали, что …
Слайд 4
О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать.
Ремесленники-купцы продавали свой товар.
А много тогда продавали книг?
Гиперссылка. Фильм. Смотреть начало с 1мин 7 с по 1 мин 47 с
К концу урока должно получиться примерно следующее:
|
Россия XVI–XVII веков и её жители
|
Россия начала XXI века и её жители
|
Размер территории
|
По сравнению с Древней Русью территория увеличилась в несколько раз.
|
Размер территории почти не изменился. Отделилась небольшая территория на юго- западе, добавилась на Дальнем Востоке, есть выходы к Чёрному и Балтийскому морям.
|
Народы
|
Россию населяли множество народов.
|
Множество народов продолжает жить на территории России.
|
Дома, одежда, транспорт
|
Предметы быта изготавливались вручную – самими крестьянами, ремесленниками. Дома и одежда знатных и незнатных людей сильно отличались.
|
Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах. Дома и одежда изменились. Деления на знатных и незнатных сейчас нет, все люди могут купить или построить то, что им подходит.
|
Занятия и профессии людей
|
|
Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует.
|
Достижения
|
Можно отметить сложные постройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение составлять карты. Возможностей было немного (низкий уровень науки и техники), а достижения значительные.
|
Современные люди совершают множество открытий, добиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.).
|
|