СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ольфакторный анализ повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет обучающимся анализировать художественные произведения различными способами, не зацикливаясь на классическом разборе произведений, характерных для анализа «Гранатового браслета» А.И. Куприна.

Просмотр содержимого документа
«Ольфакторный анализ повести А. Куприна «Гранатовый браслет»»











Министерство образования и науки Хабаровского края


Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: Ольфакторный анализ повести А. Куприна «Гранатовый браслет»


Учебная дисциплина: Литература















г. Комсомольск-на-Амуре

2023 г.

Обсуждено на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Тема: Ольфакторный анализ повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

Тип пособия: методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Литература».

Автор: Охотникова Анастасия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы.

Методическая разработка поможет обучающимся анализировать художественные произведения различными способами, не зацикливаясь на классическом разборе произведений, характерных для анализа «Гранатового браслета» А.И. Куприна.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей литературы профессиональных образовательных учреждений.














КГБ ПОУ КСК

г. Комсомольск-на-Амуре

пр. Ленина, 20

(4217)54-43-40



Пояснительная записка

Данный кейс заданий предназначен для демонстрации студентам разнообразных способов анализа текста художественных произведений.

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» обычно анализируется со стороны обсуждения темы «великой любви, о которой мечтает каждая женщина». В нашем же анализе мы пробуем взглянуть на события повести с другой стороны, обращая внимание на чувственное описание обстановки и внутреннее состояние героев.

Для проведения ольфакторного анализа студенты должны быть знакомы с сюжетом и текстом произведения. В начале занятия кратко обсуждается биография Александра Куприна и упоминается одна из его привычек, связанная с запоминанием запаха собеседника. Студентам предлагается подумать, чем бы мог пахнуть сам автор, почему для него ароматы играли в жизни серьёзную роль. После выслушанных ответов мы попробуем проанализировать запахи, описанные в повести «Гранатовый браслет».

Анализ ароматов, упоминаемых в тексте, позволит студентам сформировать целостную картину образов героев: например, они обратят внимание, что все приятные запахи, например, цветочные ароматы, аромат ягод и трав принадлежит образу главной героини княгини Веры Шеиной и её близкому окружению. Неприятные запахи, например, керосин и мыши, свойственны образу господина Желткова, человеку, который никогда не попадёт в круг близких людей княгини Веры. Основываясь на этом выводе, студенты могут предположить, как относился Александр Куприн к своим героям, к кому испытывал симпатию, к кому – жалость.

Кроме того, мы обращаем внимание студентов на множество растений и цветов, отмеченных в тексте повести. Обучающимся будет предложено определить значения перечисленных цветов, основываясь на флориографии, тайном языке цветов, что также придаёт дополнительный смысл образам главных героев.

Цель данного кейса – продемонстрировать студентам человечность обезличенных классических писателей, поговорить об особенностях их образа жизни, попробовать применить эти знания при анализе текста художественных произведений.



Ольфакторный анализ повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Куприн

(1870-1938)

Карточка писателя

1 . Семья и происхождение: семья чиновника дворянского происхождения. Отец – Иван Иванович, умер через год после рождения сына, потомственный дворянин. Мать – Любовь Алексеевна, наследница татарских князей.

2. Обучение: сиротский Разумовский пансион, 2-й Московский кадетский корпус, Александровское военное училище.

3. Ссылки/заключения: –

4. Идеологический противник: политика военного коммунизма.

5. Основные темы творчества: любовь (и её трагичность), природа и её гармония, «маленький человек», верность, подлинный облик буржуазии (лицемерие, фальшь и продажность).

6. Причина смерти: рак пищевода.

7. Произведения: «Яма», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок», «Куст сирени», «Чудесный доктор», «Белый пудель», «Молох», «Гад», «Серебряный волк».

Одна из интересных фактов о Куприне – его обычай обнюхивать собеседника. Чем бы мог пахнуть сам Куприн? Проанализируем его произведение с точки зрения ароматов.

Ольфакторный портрет произведения «Гранатовый браслет»

Очевидное

Неочевидное

Зелёные стручья, пахнувшие капустой.

Осенний, травянистый, грустный запах.

Морская вода во время прибоя пахнет резедой.

Слабый запах клубники.

Ароматный запах ананасной дыни.

Острый запах цветов белого табака .

Докторишки разнесчастные… всё лето купали мои ревматизмы… в каком-то грязном… киселе, ужасно пахнет (ощущение старости).

«Как розы пахнут!».

Акация пахнет конфетами (несоответствие реальности?).

Сильный розовый запах.

Лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой.

В комнате пахло ладаном и горели три восковые свечи.

Лошади останавливались, дымясь и часто нося боками.

Доцветали разноцветные махровые гвоздики и левкой.

Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры.

Розовые кусты давали бутоны и розы.

Тропинка между соснами.

Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы!

Густые шпалеры винограда «Изабелла».

Сильный запах розового масла.

Твёрдый горох кофе.

Флориография как способ анализа произведения

В повести А.И. Куприна встречаются следующий цветы: гвоздики, георгины, пионы, астры и розы. Обратимся к словарю значений цветов, чтобы выяснить, почему Куприн использует именно эти растения.

Гвоздики означают очарование, увлечение, верность и женскую любовь. Георгины символизируют непостоянство, женский каприз, мимолётное увлечение. Пион – весёлая жизнь, счастливая свадьба. Астра является символом любви и изящества, розы – любовь, страсть, счастье, элегантность.

Предполагаем, почему в саду Куприн «сажает» георгины, значение которых так контрастирует с остальными цветами.


Вывод по анализу ольфакторного аспекта текста

Все приятные запахи описывают жизни княгини Веры и её близких: резеда, клубника, осень, цветы. Часть исследователей заявляет, что запахи искажены, т.к. Вера живёт «неправильной» жизнью. Часть утверждает, что это – особенности восприятия.

С Желтковым связаны неприятные запахи: мыши, кошки, керосин. Но ладан традиционно считается «святым» запахом.

Мы можем предположить, то Александр Куприн симпатизирует княгине Вере, т.к. при создании её образа использует приятные цветочные ароматы. Кроме того, перечисленные цветы в саду Веры дают характеристику ей и её браку.



Список используемой литературы

1. https://www.culture.ru/persons/8191/aleksandr-kuprin

2. https://ilibrary.ru/text/1022/p.1/index.html

3. https://blog-travushka.ru/flyurografika-yazyk-cvetov.html

4. https://beethoven.ru/piano-sonata-2-a-dur