СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по адыгейской литературе 10-11 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения школьного этапа олимпиады по адыгейской литературе для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по адыгейской литературе 10-11 классы»

Олимпиада по адыгейской литературе

10-11 класс

  1. Соотнесите жанр и произведение



  1. «Восстание бжедугов»

Стихотворение

  1. «Кочас»

Роман

  1. «Адыгея моя»

Поэма

  1. «Дочь адыга»

Повесть в стихах

  1. «Баржа»

Драма











  1. Установите соответствие «герой – произведение».

  1. Гулез

«Кочас»

  1. Гошеунай

«Немеркнущий свет»

  1. Кугазиж

«Дочь шапсугов»

  1. Пшикуй

«Слияние рек»

  1. Сафер

«Ураза»



  1. Кому посвятил свою поэму Сафер Яхутль, в которой есть строки:

«…Грохочет бой.

Неравный бой.

Умолкли трое, тризну справив,

А политрук, едва живой,

Стоит, не дрогнув,…»?

  1. Какому событию посвящено произведение Цуга Т. А. «Восстание бжедугов»

  2. Соотнесите стихотворный фрагмент и название стихотворения. Попытайтесь определить автора.

А) Если я рожден в ауле,

Как же горы не любить мне,

Что стоят на карауле

Всех времен и всех событий

«Белая»


Б) Словно песня молодая…

Шхагуш летит, бурля,

Теплым светом наполняя

Наши души и поля

«Адыгея моя»


В) На твоей понебесной плечистой земле

Вдоволь хлеба дают нам поля,

И твоих сыновей награждают в Кремле,

Адыгея – отчизна моя!

«Кавказ»




6. Восстановите из приведённых ниже прилагательных и существительных названия произведений адыгейской литературы(1 балл). Укажите автора каждого произведения.(1 балл)

А)Красный, девичья, суровый, священный, чужой.

Б). Боль, память, река, чувяки, заря.



7. Проведите сопоставительный анализ текстов.



О ЯЗЫКЕ ЗЕМЛИ МОЕЙ РОДНОЙ

Машбаш И. Ш


О языке земли моей родной,

Как о реке, что высыхает в зной,

Как о ненужной стершейся медали,

Спокойно и бесстрастно рассуждали,

О мой язык! Я слышал сам порою;

На вкус тебя попробовав, на цвет,

Всерьез иные говорили: «Нет!

Из этих досок дома не построишь.

Ведь даже за аульскою рекой

Кому он нужен – маленький такой?»

Но говорят на этом языке

Трава в долине и вода в реке.

Вершины гор и птицы в вышине.

И сердце неуемное во мне.

Всей доброте, всему, что я постиг,

Я у тебя учился, мой язык:

Мне пахарь пел о Хатхе Магомете,

Дарили льды предания свои.

О мой язык, порывистый, как ветер, Прозрачный, словно горные ручьи!

Я по земле отцов своих иду.

Бросаю зерна песен в борозду.

Их – слово к слову и строка к строке –

Я на родном слагаю языке.


МОЙ АДЫГЕЙСКИЙ ЯЗЫК.

Нехай Р. М.


Кто родимый язык перестал понимать 
Тот считай позабыл свою мать 
Тот кто истине этой душою не внял 
Тот и душу свою считай потерял
Мой язык- 
Моё сердце светящее нежно
Мой язык
Моя радость и сон
Моя вера любовь и надежда
Его силою сам я силен
Мой адыгейский язык как речная струя 
И вода корневая моя 
И в улыбке он светлой, и в горькой слезе 
Он во мне мой Адыгэ Хабзэ
Мой язык
Моя жизнь на окраине века
Мой язык
Словно радость несу
Он негромок как сердце в груди человека
И огромнее грома в грозу
Языку моему вечной жизни хочу
Говорить на нем сына учу
Мой язык как огонь и счастлив что вновь 
С ним танцует на свадьбах любовь
Мой язык 
Черный хлеб и небесная манна
Породил он с глубинами высь
Адыгейский язык
Мой отец моя мама,

А точнее – он вся наша жизнь!

























































Рекомендации для проверяющих

Максимальное количество баллов за работу – 53б.

  1. Соотнесите жанр и произведение

  1. «Восстание бжедугов»

Стихотворение

  1. «Кочас»

Роман

  1. «Адыгея моя»

Поэма

  1. «Дочь адыга»

Повесть в стихах

  1. «Баржа»

Драма











Ответ:

  1. «Восстание бжедугов»

Поэма

  1. «Кочас»

Драма

3 «Адыгея моя»

Стихотворение

4 «Дочь адыга»

Повесть в стихах

5 «Баржа»

Роман















Мах - 5 баллов





  1. Установите соответствие «герой – произведение».

  1. Гулез

«Кочас»

  1. Гошеунай

«Немеркнущий свет»

  1. Кугазиж

«Дочь шапсугов»

  1. Пшикуй

«Слияние рек»

  1. Сафер

«Ураза»



Ответ:

  1. Гулез

«Дочь шапсугов»

  1. Гошеунай

«Кочас»

  1. Кугазиж

«Немеркнущий свет»

  1. Пшикуй

«Ураза»

  1. Сафер

«Слияние рек»

Мах. 5 баллов

  1. Кому посвятил свою поэму Сафер Яхутль, в которой есть строки:

«…Грохочет бой.

Неравный бой.

Умолкли трое, тризну справив,

А политрук, едва живой,

Стоит, не дрогнув,…»?

Ответ: Хусену Андрухаеву (1 балл)

  1. Какому событию посвящено произведение Цуга Т. А. «Восстание бжедугов»

Ответ :  Бзиюкской битве. (1 балл)

  1. Соотнесите стихотворный фрагмент и название стихотворения. Попытайтесь определить автора.

А) Если я рожден в ауле,

Как же горы не любить мне,

Что стоят на карауле

Всех времен и всех событий

«Белая»

Б) Словно песня молодая…

Шхагуш летит, бурля,

Теплым светом наполняя

Наши души и поля

«Адыгея моя»

В) На твоей понебесной плечистой земле

Вдоволь хлеба дают нам поля,

И твоих сыновей награждают в Кремле,

Адыгея – отчизна моя!

«Кавказ»



Ответ:

А) Если я рожден в ауле,

Как же горы не любить мне,

Что стоят на карауле

Всех времен и всех событий



«Кавказ»


1 балл

Х. Б. Андрухаев


1 балл

Б) Словно песня молодая…

Шхагуш летит, бурля,

Теплым светом наполняя

Наши души и поля

«Белая»


1 балл

С. М. Яхутль


1 балл

В) На твоей понебесной плечистой земле

Вдоволь хлеба дают нам поля,

И твоих сыновей награждают в Кремле,

Адыгея – отчизна моя!

«Адыгея моя»


1 балл

К. Х. Жанэ


1 балл

Мах – 6 баллов.

6. Восстановите из приведённых ниже прилагательных и существительных названия произведений адыгейской литературы(1 балл). Укажите автора каждого произведения.(1 балл)

А)Красный, девичья, суровый, священный, чужой.

Б). Боль, память, река, чувяки, заря.

Ответ: «Красные чувяки» Цей И. С.

«Девичьи зори» Тлюстен Ю. И.

«Суровая память» Машбаш И. Ш.

«Священная река» Евтых А. К.

«Чужая боль» Чуяко Ю. Г. Мах – 10 баллов.

.7. Проведите сопоставительный анализ текстов.

О ЯЗЫКЕ ЗЕМЛИ МОЕЙ РОДНОЙ

Машбаш И. Ш


О языке земли моей родной,

Как о реке, что высыхает в зной,

Как о ненужной стершейся медали,

Спокойно и бесстрастно рассуждали,

О мой язык! Я слышал сам порою;

На вкус тебя попробовав, на цвет,

Всерьез иные говорили: «Нет!

Из этих досок дома не построишь.

Ведь даже за аульскою рекой

Кому он нужен – маленький такой?»

Но говорят на этом языке

Трава в долине и вода в реке.

Вершины гор и птицы в вышине.

И сердце неуемное во мне.

Всей доброте, всему, что я постиг,

Я у тебя учился, мой язык:

Мне пахарь пел о Хатхе Магомете,

Дарили льды предания свои.

О мой язык, порывистый, как ветер, Прозрачный, словно горные ручьи!

Я по земле отцов своих иду.

Бросаю зерна песен в борозду.

Их – слово к слову и строка к строке –

Я на родном слагаю языке.


МОЙ АДЫГЕЙСКИЙ ЯЗЫК.

Нехай Р. М.


Кто родимый язык перестал понимать 
Тот считай позабыл свою мать 
Тот кто истине этой душою не внял 
Тот и душу свою считай потерял
Мой язык- 
Моё сердце светящее нежно
Мой язык
Моя радость и сон
Моя вера любовь и надежда
Его силою сам я силен
Мой адыгейский язык как речная струя 
И вода корневая моя 
И в улыбке он светлой, и в горькой слезе 
Он во мне мой Адыгэ Хабзэ
Мой язык
Моя жизнь на окраине века
Мой язык
Словно радость несу
Он негромок как сердце в груди человека
И огромнее грома в грозу
Языку моему вечной жизни хочу
Говорить на нем сына учу
Мой язык как огонь и счастлив что вновь 
С ним танцует на свадьбах любовь
Мой язык 
Черный хлеб и небесная манна
Породил он с глубинами высь
Адыгейский язык
Мой отец моя мама,

А точнее – он вся наша жизнь!



Максимальная оценка этого задания – 25 баллов (20 баллов – за содержание, 5 баллов – за грамотность.

Если грамотность оценивается 2 баллами, то учитываются только баллы за содержание.

Критерии оценивания содержания
Глубина понимания и осмысления прочитанного

Максимум

5 баллов

Обоснованность привлечения содержания

текста

5 баллов

Осознанность обращения к художественным средствам изображения

5 баллов

Логичность и последовательность в построении речевого высказывания, разнообразие использованных языковых средств выражения

5 баллов




Грамотность оценивается в соответствии с существующими критериями по 5-балльной системе.