Олимпиада по русскому языку, 4 класс
Задание 1. Вставь в предложение слово невежда или невежа в нужной форме.
А) Он был полным _______________, ничего не читал.
Б) Это был грубый, невоспитанный человек, ____________.
В) В математике он был ________________, зато разбирался в футболе.
Задание 2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
А) Ель - ___________________________________________________________
Б) Куль - __________________________________________________________
В) Ноль – _________________________________________________________
Г) Лёд - ___________________________________________________________
Задание 3. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
А) кочерги - _______________________________________________________
Б) чулки - _________________________________________________________
В) туфли - _________________________________________________________
Г) носки - _________________________________________________________
Д) помидоры - _____________________________________________________
Задание 4. Укажи вариант, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
А) прав..льный, на дальн..м берегу
Б) ветер разве..т, трава стел..тся
В) флаг Росси.., отп..реть дверь
Г) ф..олетовый, гард..роб
Задание 5. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
А) Лик + пена = …
Б) Иск + том = …
В) Кожа + ворон = …
Задание 6. Определи, кто где живёт. Запиши.
А) астраханцы – в __________________________________________________
Б) калужане – в ____________________________________________________
В) туляки – в _______________________________________________________
Г) липчане – в _____________________________________________________
Задание 7. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а в другом – в переносном.
А) Хвост, холод- ___________________________________________________
Б) Нервы, трубы- ___________________________________________________
В) Перстень, характер- ______________________________________________
Г) Жизнь, конфета- _________________________________________________
Задание 8. Поставь ударение в словах.
Каталог, хвоя, сливовый, щавель, столяр.
Задание 9. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
А) Человек старается вспомнить что-то, знает, что это ему известно, но вспомнить не может.
__________________________________________________________________
Б) Абсолютное отсутствие музыкального слуха.
__________________________________________________________________
В) Дремать, на мгновение забываться сном.
__________________________________________________________________
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ
ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
олимпиады школьников по русскому языку
2022/2023 учебный год
Максимальная оценка результатов участника возрастной группы (4 классы) определяется арифметической суммой всех баллов, полученных за выполнение заданий, и не должна превышать 35 баллов.
Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимальной итоговой суммы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Сумма |
Макс.балл | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 35 |
Балл участника | | | | | | | | | | |
Подпись проверяющего | | | | | | | | | | |
За орфографические ошибки в ответах снижаются баллы на 0,5 балла
Задание 1. Вставь в предложение слово невежда или невежа в нужной форме.
А) Он был полным _______________, ничего не читал.
Б) Это был грубый, невоспитанный человек, ____________.
В) В математике он был ________________, зато разбирался в футболе.
Модель ответа:
А) невеждой
Б) невежа
В) невеждой
Критерии оценивания: по 1 баллу за слово. Всего 3 балла.
Задание 2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
А) Ель - ______________________________________________________________
Б) Куль - ____________________________________________________________
В) Ноль – ____________________________________________________________
Г) Лёд - _____________________________________________________________
Модель ответа:
А) лей; Б) люк; В) лён; Г) толь
Критерии оценивания: по 1 баллу за слово. Всего 4 балла
Задание 3. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
А) кочерги - _______________________________________________________
Б) чулки - _________________________________________________________
В) туфли - _________________________________________________________
Г) носки - _________________________________________________________
Д) помидоры - _____________________________________________________
Модель ответа:
А) кочерёг; Б) чулок; В) туфель; Г) носков; Д) помидоров
Критерии оценивания: по 1 баллу за слово. Всего 5 баллов
Задание 4. Укажи вариант, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
А) прав..льный, на дальн..м берегу
Б) ветер разве..т, трава стел..тся
В) флаг Росси.., отп..реть дверь
Г) ф..олетовый, гард..роб
Модель ответа: Б) ветер развеет, трава стелется
Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл. Всего 1 балл.
Задание 5. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
А) Лик + пена = …
Б) Иск + том = …
В) Кожа + ворон = …
Модель ответа: А) пеликан; Б) мостик (москит); В) жаворонок
Критерии оценивания: за каждое слово по 1 баллу. Всего 3 балла
Задание 6. Определи, кто где живёт. Запиши правильно окончания имён существительных.
А) астраханцы – в __________________________________________________
Б) калужане – в ____________________________________________________
В) туляки – в _______________________________________________________
Г) липчане – в ______________________________________________________
Модель ответа:
А) в Астрахани; Б) в Калуге; В) в Туле; Г) в Липецке
Критерии оценивания: за каждое слово – 1 балл. Всего 4 балла.
Задание 7. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а в другом – в переносном.
А) Хвост, холод- ___________________________________________________
Б) Нервы, трубы- ___________________________________________________
В) Перстень, характер- ______________________________________________
Г) Жизнь, конфета- _________________________________________________
Модель ответа:
А) собачий; Б) стальные (железные); В) золотой; Г) сладкая
Критерии оценивания: за каждое прилагательное – 1 балл. Всего 4 балла.
Задание 8. Поставь ударение в словах.
Каталог, хвоя, сливовый, щавель, статуя, столяр, пихта.
Модель ответа:
КаталОг, хвОя, слИвовый, щавЕль, столЯр.
Критерии оценивания: за каждое слово – 1 балл. Всего 5 балла.
Задание 9. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
А) Человек старается вспомнить что-то, знает, что это ему известно, но вспомнить не может.
Б) Абсолютное отсутствие музыкального слуха.
В) Дремать, на мгновение забываться сном.
Модель ответа:
А) Вертится на языке; Б) Медведь на ухо наступил; В) Клевать носом.
Критерии оценивания: за каждый фразеологизм – 2 балла. Всего 6 баллов.