СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

Время выполнения – 2 урока

 

1. Что такое эпиграф?                                                                                1 б.

2. Что такое идея произведения?                                                              1 б.

3. Что такое композиция?                                                                          1 б.

4. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

    Приведите примеры произведений.                                                     6 б.

5.  Ямб и хорей – это: а) двусложные размеры стиха;

                                     б) трёхсложные размеры стиха.                          2 б.

6. Закончите предложения:

                   « Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – это    а) баллада

                                                                                              б) поэма

                                                                                              в) сказка

                                                                                              г) рассказ;

                 «Хамелеон» А.П.Чехова – это      а) роман

                                                                         б) повесть

                                                                         в) рассказ

                                                                         г) стихотворение;

                 «Детство» М.Горького – это а) повесть

                                                                     б) поэма

                                                                     в) рассказ

                                                                     г) роман.                                3 б.

7. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

                     А)    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

                             И, отзыв мыслей благородных,

                             Звучал, как  колокол на башне вечевой  

                             Во дни торжеств и бед народных.

                                                                                         М.Ю.Лермонтов.

                     Б)  Тропами потаёнными, глухими,

                          В лесные чащи сумерки идут.

                          Засыпанные листьями сухими

                         Леса молчат – осенней ночи ждут.

                                                                                        И.Бунин              4 б.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе для 8 класса»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

Время выполнения – 2 урока


1. Что такое эпиграф? 1 б.

2. Что такое идея произведения? 1 б.

3. Что такое композиция? 1 б.

4. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

Приведите примеры произведений. 6 б.

5. Ямб и хорей – это: а) двусложные размеры стиха;

б) трёхсложные размеры стиха. 2 б.

6. Закончите предложения:

« Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – это а) баллада

б) поэма

в) сказка

г) рассказ;

«Хамелеон» А.П.Чехова – это а) роман

б) повесть

в) рассказ

г) стихотворение;

«Детство» М.Горького – это а) повесть

б) поэма

в) рассказ

г) роман. 3 б.

7. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин 4 б.

8. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. 2 б.

9. Назовите трёх самых известных русских поэтов 19 века. 3 б.

10. О каком герое, какого произведения идёт речь?

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русы, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». 2 б.

11. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С.Пушкина, из которого приведён отрывок:

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущённый взгляд:

То три соперника Руслана… 4 б.

12. Узнай произведение по его началу, назови автора:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники… 2 б.

13. Вспомните эпиграф к повести «Капитанская дочка». Какой смысл он имеет? 3 б.

14. Узнайте произведение по напутствия родителей своим детям при расставании, назови автора:

А) «Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, не запятнали честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете»

Б) «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 4 б.

15. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1 б.

16. Перечислите имена зарубежных писателей, чьи произведения вы читали. от 1 б

17. Комплексный анализ прозаического произведения (10 б).

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.


Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878



Ответы к заданиям олимпиады

по литературе (8 класс)


1.Эпиграф – короткий текст (обычно цитата, пословица и т. п.), помещаемый

автором впереди своего произведения, раскрывающий

содержание и придающий своеобразное освещение основной

идее произведения. 1 б.


2. Идея произведения- -его главная, основная мысль. 1 б.


3. Композиция – построение произведения. 1 б.


4. Житие – «Житие протопопа Аввакума»;

летопись – «Повесть временных лет»; 6 б.


5. Ямб и хорей – А)двусложные размеры стиха. 2 б.


6. « Руслан и Людмила» - Б (поэма);

«Хамелеон» - В (рассказ); «Детство» - А (повесть ). 3 б.


7. А - сравнение; Б – метафора. 4 б.


8. Эпитет. Например, красная девица. 2 б.


9. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов. 3 б.


10. Владимир Дубровский из повести А.С.Пушкина «Дубровский». 2 б.


11. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Ратмир, Рогдай, Фарлаф. 4 б.


12. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова». 2 б.


13. «Береги честь смолоду». 3 б.


14. А - «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя;

Б - «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 4 б.


15. «Миргород» - сборник Н.В.Гоголя. 1 б.


16. Мольер «Мещанин во дворянстве»… от 1 б.


Комплексный анализ прозаического текста 10 б.

Итого: 50 баллов