ООД экскурс по сказкам народов Поволжья.
Цель:
- учить узнавать сказки по фрагментам, использовать сказки для
развития воображения, мышления и воспитания добрых чувств.
- воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа;
- продолжать знакомить детей со сказками о дружбе, труде;
- продолжать знакомить детей с пословицами народов Поволжья;
- продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;
- развивать коммуникативные навыки общения, устную речь.
- воспитывать интерес и любовь к сказкам разных народов Поволжья.
Создать условия для хорошего настроения и желания знакомиться с новыми сказками.
Предшествующая работа:
- чтение народных сказок, былин, песенок;
- заучивание пословиц, поговорок, загадок;
- слушание песен, музыки;
- беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья;
- рассматривание предметов быта;
-посещение музея детского сада;
- консультация для родителей «Вечная мудрость сказок»
- игры драматизации по сказкам.
-привлечение родителей к созданию презентаций по сказкам.
- организация выставок иллюстраций по сказкам.
Оборудование:
Мультимедийная техника, аудио записи, костюмы и атрибуты к сказам.
Ход:
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Ребята, сегодня мы с вами вспомним разные сказки. И совершим экскурсию по этим сказкам.
Стук в дверь и появляются два сказочных героя в русских национальных костюмах под муз.сопровождение.
На экране слайд№1 - обложки к русским народным сказкам.
Здороваются и спрашивают:
-Куда это мы попали? (д/сад «Антошка», РТ г.Зеленодольск, ул.Королева 12а)
Слайд №2 – рассматриваем карту Татарстана и близ лежащих соседних республик. Называем их.
-Ребята, а знаете ли вы на берегу какой реки расположен наш город? (Волга)
Слайд №3 – цв.карта.
- Кого называют народами Поволжья?
(тех людей, которые живут вдоль реки Волга)
-А что вы знаете о реке Волга? (самая величественная, полноводная река России, берет начало далеко за пределами Татарстана и впадает в Каспийское море). Мы с вами живем в среднем Поволжье.
- Ребята, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье? (русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты)
(дети садятся на стульчики полукругом)
- А что это за странные звуки, кто это там шевелится?
(на столе находится атрибуты к пальчиковому
театру по марийской народной сказке «Ловкий еж»)
-Думаю, что среди вас есть желающие оживить героев этой сказки.
(идет просмотр пальчикового театра) – после просмотра идет обсуждение по сказке:
- Каким был еж по сказке? (добрый, трудолюбивый, безотказный, простодушный, работящий).
-Почему сказка имеет такое название? «Ловкий еж».
- Чему нас научила это сказка? (нельзя пользоваться бесконечно добротой окружающих потому, что это нехорошо, некрасиво, непорядочно.Так поступают только лодыри, лентяи).
Про таких говорят: «Сел на шею и ножки свесил».
Вначале сказки еж помогал всем, кто к нему обращался с просьбой, но потом понял, что его добротой бессовестно пользуются. И тогда, что он решил сделать? (он решил проучить одного из героев сказки проучить). Как? И для чего? (чтобы другим неповадно было).
- Давайте, порассуждаем кому надо помогать не задумываясь? (слабым, больным, несчастным, нуждающимся). А все здоровые, крепкие могут позаботиться о себе сами.
Во всех сказках о животных подразумевается люди и их поступки. Давайте, скажем, в чем заключается мудрость этой марийской сказки?
Алина - уходит
Физминутка (Хоровод под песню Юнны Мориц «Песенка про сказку»).
Во время хоровода заходит в центр круга лиса и после хоровода спрашивает:
- Узнали вы, из какой сказки я к вам пожаловала? (ответы детей)
- Я из чувашской сказки «Лиса - плясунья».
(дети садятся на стульчики)
-А сейчас мы вам покажем эту сказку.
(драматизация сказки «Лиса - плясунья»).
После просмотра идет обсуждение.
- Благодаря чему лисе удалось спасти себя? (смекалки, догадливости, уму, выдумке, хитрости)
- А что мы можем сказать про бабку и деда?
- Какими они были?
Охарактеризуйте их (глупыми, простодушными).
- А сейчас наши гости зачитают вам пословицы, а вы скажете
подходят ли они к нашей сказке:
- С умом задумано, да без ума сделана.
- Мудрость в голове, а не в бороде.
- Смекалка и воду останавливает.
- Без труда, не выловишь рыбку из пруда.
- Борода росла, а разума не принесла.
- Длинный волос, а ум короткий
- Догадка не хуже разума
- Умница разумница, про то знает вся улица.
- Наплясались, без шапки остались.
Спасибо вам за чудесную сказку.
- Ребята, а чему она нас учит? (учит находить выход из любой сложившейся ситуации, спасать свою жизнь любыми средствами).
Словарная игра «Назови лису пйо разному»
(стоя около стульев)
Лиса обращается к детям:
- Ребята, а кто из вас меня похвалит лучше всех, тот получит вкусную конфету
- Ребята, мне очень у вас понравилось, я, наверное, останусь.
Наши гости из русской народной сказки хотят провести игру «Я начну, а вы закончите».
- Делу время – потехе час.
- Без труда – не выловишь рыбку из пруда.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Волков боятся – в лес не ходить.
- Лес рубят – щепки летят.
- Кошке игрушки – мышке слезки.
- На языке медок – а под языком ледок.
- Не зная броду – не суйся в воду.
- За двумя зайцами погонишься – не одного не поймаешь.
- Какие вы молодцы много пословиц знаете. Не зря говорят, что пословица это душа и ум русского народа.
- А теперь попробуйте отгадать одну загадку:
А что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
И тут справились вы очень смекалистые и догадливые с вами очень приятно общаться.
(стук в дверь и появляется татарский национальный
герой - Шурале).
- Исәнмесез балалар.
- Хәерле, көн.
- Хәлләр ничек?
- Мин кем?
- Әе, мин Шурале.
Слышал я, что в вашей группе собралось много сказочных героев, и решил заглянуть к вам.
Шурале проводит татарскую подвижную игру.
“Шурале”
После игры проводится викторина по татарским народным сказкам.
(Шесть слайдов)
“Собери слово по первому звуку”. (Дружба) - на магнитной доске
Д— дерево
Р— ракушка
У— удочка
Ж—желудь
Б – бабочка
А—апельсин
Слайд №10 “Все мы раз.........”
А сейчас я предлагаю послушать пословицы про дружбу:
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
В надежде на нового друга не бросай старого.
Дружба и братство дороже богатства.
Итог занятия.
Расскажите,что вам больше всего понравилось в нашем путешествии по сказкам?
А что больше всего запомнилось?
Я бы хотела, чтобы после нашего сегодняшнего путешествия у вас появилось желание узнать еще больше новых сказок. И чтобы путешествие в мире сказок не заканчивалось. Ведь именно в сказках мы познаем много интересного. Хочу вам сказать, что существуют сказки не только для детей, но и для взрослых. И пусть сказка живет в каждой семье. Ведь не зря говорят-“сказки читать –скуки не знать!”
- С умом задумано, да без ума сделана.
- Мудрость в голове, а не в бороде.
- Смекалка и воду останавливает.
- Без труда, не выловишь рыбку из пруда.
- Борода росла, а разума не принесла.
- Длинный волос, а ум короткий
- Догадка не хуже разума
- Умница разумница, про то знает вся улица.
- Наплясались, без шапки остались.
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
В надежде на нового друга не бросай старого.
Дружба и братство дороже богатства.