СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опасные ситуации на дорогах и тротуарах

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока с электронной презентацией по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. (учебник для общеобразовательных учреждений, авт М.П. Фролов, под редакцией Ю.Л. Воробьёва. ФГОС). Интегрированный урок: математика +ОБЖ. В конспекте предусмотрены разнообразные виды деятельности для обучающихся: игра, ситуационные задачи, работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект интегрированного урока. ОБЖ»


План – конспект интегрированного урока ОБЖ




Тема урока: Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.


Тип урока: интегрированный урок ОБЖ + математика.


Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.











Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

уметь видеть возможные причины и последствия опасных ситуаций, произошедших на дороге.

умение решать основные текстовые задачи, совершенствование вычислительного навыка

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов, составляют план и последовательность действий.

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

Познавательные

осознанно находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.


Структура и ход урока


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Создание стимуляционно- мотивирующей ситуации через систему вопросов, рассказ учителя, рассматривание демонстрационного материала на экране.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные:структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Рассматривают демонстрационный материал на экране, знакомятся с текстом,отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока. Записывают дату в тетрадь,

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организация поиска решения проблемы.

Актуализация знаний обучающихся с новыми понятиями темы «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах».

Самостоятельно формулируют определения, работают в парах над поставленными задачами.

27

Познавательные:формирование интереса к данной теме.

Личностные:формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап


Учитель приветствует учащихся и предлагает провести урок под девизом: «С малой удачи начинается большой успех».

( Слайд № 1)

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждогозадания, вы должны оценить свою работу:

"+" - с заданием справился без затруднений,

"±" - с заданием справился, но возникали вопросы,

"-" –не смог сделать задание, сложно.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания.

Стадия вызова

Актуализация знаний


Демонстрация фильма: «Опасные ситуации на дорогах».

После просмотра фильма учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом на партах следующего содержания: Специальные съемки поведения школьников на улицах показали, что многие из них плохо понимают опасности на дороге, выбегают на улицу, не осмотревшись, перед близко идущим транспортом, в условиях закрытого обзора, переходят дорогу, не глядя по сторонам. Многие выезжают на проезжую часть на велосипедах. В таких ситуациях только от мастерства водителя зависит жизнь подростка.

Задание:Прочитать, озаглавить текст (приложение 2)


Учащиеся выполняют предложенные задания.

Стадия содержания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Подумайте и ответить на вопрос: Что объединяет видеоролик и текст, который вы прочитали?


Учитель подводит итоги.

- Действительно, представленные материалы объединяют опасные ситуации на дорогах.

-Как человек может избежать опасных ситуаций на дороге? Что необходимо знать?

Кроме того, полученные знания на уроке помогут вам в дальнейшем избежать опасных ситуаций на дорогах и тротуарах.

Тема нашего урока: Опасные ситуации на дорогах и тротуарах. Слайд № 2

Наша цель на уроке–научиться видеть возможную причину опасных ситуаций, произошедших на дорогах, знать о последствиях опасных ситуаций. Обобщить знания по теме: "Опасные ситуации на дорогах и тротуарах" и суметь применить их.



Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, самостоятельно формулируют тему урока и принимают активное участие в постановке цели урока.











Применение знаний и умений в новой ситуации.































Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок с использованием элементов физкультминутки






























Знакомство учащихся с понятием дорожного движения.

- Скажите, пожалуйста, вам знакомо понятие «дорожное движение» ? Начните со слов: «Дорожное движение – это…»

Слайд № 3: понятие «Дорожное движение»

Слайд № 4




Слайд № 5

А сейчас, решив примеры, давайте посмотрим, что за слово спряталось у нас на экране.

13+28+37=

21+16+79=

145+47+55=

68+23+25=

333+111+267=

349+419+51=

178+193+422=

- Как вы думаете, пешеход является участником дорожного движения?

Слайд № 6

Учитель дает понятие «Пешеход».

Пешеход – участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл. Ведущие санки, тележку, детскую коляску.

Учитель: Как должен вести себя пешеход на улице? Предлагаю вспомнить правила пешехода.

Слайд № 7

Давайте поиграем. Игра «Разрешается-запрещается».- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…

Переходить улицу по подземному переходу…

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…

Идти по тротуару слева…

Выбегать на проезжую часть дороги…

Кататься на велосипеде, не держась за руль…

Болтать и громко смеяться в транспорте…

Уважать правила дорожного движения…

Задание:В тексте пропущены слова «Разрешается - запрещается». Вместо этих слов вы поднимаете правую руку с красным кружком, что означает, запрещается, а с зелёным – разрешается и шагаете на месте.

Учитель: Зная и выполняя правила дорожного движения, мы все равно должны быть предельно внимательными и осторожными. Почему?



Учитель: Транспортными средствами управляют водители, которые обязаны выполнять правила дорожного движения, но, к сожалению, встречаются такие случаи, когда мы сталкиваемся с недисциплинированностью водителей.

Слайд № 8

Запомни! Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение по инерции.

Существует понятие тормозной путь. Я предлагаю вам с помощью учебника, вставить пропущенные слова в текст, который находится перед вами. Слайд № 9,№ 10.

Тормозной путь – это ________,которое транспортное средство________ с момента___________до ____________остановки.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд № 11.

Учитель подводит итог:Чембольше скорость и масса транспортного средства, тем больше длина тормозного пути.

Слайд № 12

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Читают вместе с учителем вслух: Дорожное движение – это общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.


Ответ к заданию:

13+28+37= 78 (п)

21+16+79= 116 (е)

145+47+55= 247 (ш)

68+23+25= 116 (е)

333+111+267= 711 (х)

349+419+51= 819 (о)

178+193+422= 793 (д)


д

х

ш

о

п

е

793

711

247

819

78

116





Слово: пешеход

Учащиеся в карточках самооценивания оценивают работу.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.






Учащиеся поднимаются с мест, на каждый вопрос поднимают правую руку с красным кружком, что означает, запрещается, а с зелёным – разрешается ( при этом шагают на месте)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Учащиеся в карточках самооценивания оценивают работу.

Учащиеся предлагают свои ответы.







Учащиеся самостоятельно работают с учебником.




Учащиеся зачитывают определение вслух.



Учитель: Как вы думаете, что ещё влияет на длину тормозного пути?

Учитель: Заслушав ответы учащихся, предлагает решить задачи и сделать вывод, отчего зависит тормозной путь.

Решите задачу:

1 ряд: По сухому асфальту едет автомобиль «Жигули» со скоростью 60 км/ч. В 20 метрах от него дорогу перебегает пешеход. Опасно ли это? 
Сколько времени надо пешеходу, чтобы перейти дорогу? 
(1минута; может быть, 30 секунд.) 
Какое расстояние продет автомобиль за 1 минуту? 



2 ряд: Автомобиль движется со скоростью 60км/ч. Тормозной путь его 
а) в сухую погоду – 24м, 
б) во время дождя – 35м, 
в) в снегопад – 70м. 
Во сколько раз тормозной путь автомобиля в снегопад больше, чем в дождливую погоду? 

3 ряд:Тормозной путь:
а) легкового автомобиля – 24 м, 
б) грузовика – 33м, 
в) автобуса – 47м. 
На сколько метров тормозной путь автобуса больше, чем тормозной путь автомобиля? 
47 – 24 = 23 (м) 

На сколько метров тормозной путь грузовика меньше, чем тормозной путь автобуса? 
47 – 33 = 14 (м) 
Вопрос: 
От чего зависит тормозной путь транспортного средства при одинаковой скорости? 
Учитель подводит итог, заслушав ответы учащихся.

учащиеся отвечают на вопрос.

Учащихся отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы, выполняют практическое задание.

Ответ задачи: За 1 час проезжает 60км, 
60км = 60 000м, 
1 час = 60 мин. 
За 60 мин. проезжает 60 000м, 
За 1 мин. проезжает 60 000м: 60 = 1 000м. 
Даже, если 500м, то не успеет перейти дорогу пешеход, так как расстояние до машины только 20 метров. 
Иначе. 
Тормозной путь автомобиля равен 24 м. 
Пешеход находится в 20 метрах от машины. 
Вывод: переходить дорогу в этой ситуации опасно.

Ответ задачи:70:35 = 2 (раза) 

 




Ответ: 47 – 24 = 23 (м) 

Ответ: 47 – 33 = 14 (м) 


Ответ: 
1. От веса машины. 
2. От погодных условий. 

Стадия рефлексии

Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу. Слайд № 13. Давайте обсудим: какойматериал урока вызвали у вас затруднения и почему?

Учитель: сегодня на уроке, мы хорошо поработали с Вами.

Слайд № 14.Скажите, Как человек может избежать опасных ситуаций на дороге? Давайте попробуем продолжить фразы.

Слайд № 7

Я понял, что…

Я не знал, что…

Теперь я буду…

Я всем расскажу, что…




Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения, и обсуждают с помощью задания «продолжи фразу».



Домашнее задание.

Слайд № 15

1)Найти загадки на тему ПДД и составить свою математическую задачу, используя в задаче слова: дорога, пешеход, машина.

2)Создать памятку об опасных ситуаций на дороге и о правилах поведения участников дорожного движения;



Учащиеся сдают карточки самооценивания.


Учащиеся выбирают задание.






















Приложение № 1


Карточка самооценивания.


Ф. И. _______________________________________________


Система оценивания:

"+" - с заданием справился без затруднений,

"±" - с заданием справился, но возникали вопросы,

"-" –не смог сделать задание, сложно.

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счет


2

Игра « Разрешается – запрещается»


3

Работа с текстом.


4

Решение задач.


5

Итого: ваша оценка за урок.



Если у вас: 4- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;

3- 3,5 «+» - «4»;

2- 2,5 «+» - «3».


Приложение № 2

Карточки с текстом:

Специальные съемки поведения школьников на улицах показали, что многие из них плохо понимают опасности на дороге, выбегают на улицу, не осмотревшись, перед близко идущим транспортом, в условиях закрытого обзора, переходят дорогу, не глядя по сторонам. Многие выезжают на проезжую часть на велосипедах. В таких ситуациях только от мастерства водителя зависит жизнь подростка.


Задание: Прочитать, озаглавить текст.


Приложение № 3


Вставить пропущенные слова в текст, который находится перед вами.

Тормазной путь – это ________,которое транспортное средство________ с момента___________до ____________остановки.




Приложение № 4

Решите задачу:

1 ряд: По сухому асфальту едет автомобиль «Жигули» со скоростью 60 км/ч. В 20 метрах от него дорогу перебегает пешеход. Опасно ли это? 
Сколько времени надо пешеходу, чтобы перейти дорогу? 
(1минута; может быть, 30 секунд.) 
Какое расстояние продет автомобиль за 1 минуту? 

2 ряд: Автомобиль движется со скоростью 60км/ч. Тормозной путь его 
а) в сухую погоду – 24м, 
б) во время дождя – 35м, 
в) в снегопад – 70м. 
Во сколько раз тормозной путь автомобиля в снегопад больше, чем в дождливую погоду? 
3 ряд:Тормозной путь:
а) легкового автомобиля – 24 м, 
б) грузовика – 33м, 
в) автобуса – 47м. 
На сколько метров тормозной путь автобуса больше, чем тормозной путь автомобиля? 
47 – 24 = 23 (м) 

На сколько метров тормозной путь грузовика меньше, чем тормозной путь автобуса? 
47 – 33 = 14 (м) 
Вопрос: 
От чего зависит тормозной путь транспортного средства при одинаковой скорости? 














Список используемой литературы:

1.Истомина Н.Б. Математика: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014

2.Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008

3.Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ:5-й кл.: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под ред. Ю.Л. Воробьёва/ С.В. Петров - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008










Просмотр содержимого презентации
«Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

.

.

Дорожное движение – это общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог .

Дорожное движение – это общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог

.

13 + 28 + 37 = 21 + 16 + 79 = 145 + 47 + 55 = 68 + 23 + 25 = 333 + 111 + 267 = 349 + 419 + 51 = 178 + 193 + 422 = 78=П 116=Е   247=Ш  116=Е 711=Х  819=О  793=Д

13 + 28 + 37 =

21 + 16 + 79 =

145 + 47 + 55 =

68 + 23 + 25 =

333 + 111 + 267 =

349 + 419 + 51 =

178 + 193 + 422 =

78=П

116=Е

247=Ш

116=Е

711=Х

819=О

793=Д

Пешеход – участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл. Ведущие санки, тележку, детскую коляску .

Пешеход

участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл. Ведущие санки, тележку, детскую коляску .

Запомни! Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение по инерции.

Запомни!

Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение по инерции.

расстояние проходит торможения полной

расстояние

проходит

торможения

полной

Чем больше скорость и масса транспортного средства, тем больше длина тормозного пути.  Отчего зависит тормозной путь? Как вы думаете, что ещё влияет на длину тормозного пути? .

Чем больше скорость и масса транспортного средства, тем больше длина тормозного пути.

Отчего зависит тормозной путь?

Как вы думаете, что ещё влияет на длину тормозного пути?

.

Давайте обсудим

Давайте обсудим

Как человек может избежать опасных ситуаций на дороге?  Продолжите фразы. Я понял, что… Я не знал, что… Теперь я буду…  Я всем расскажу, что…

Как человек может избежать опасных ситуаций на дороге?

Продолжите фразы.

Я понял, что…

Я не знал, что…

Теперь я буду…

Я всем расскажу, что…

Домашнее задание:  1)Найти загадки на тему ПДД, составить свою математическую задачу используя слова дорога, пешеход , машина.  2)Создать памятку об опасных ситуаций на дороге и о правилах поведения участников дорожного движения.

Домашнее задание:

1)Найти загадки на тему ПДД, составить свою математическую задачу используя слова дорога, пешеход , машина.

2)Создать памятку об опасных ситуаций на дороге и о правилах поведения участников дорожного движения.

Источники ppt4web.ru › http://picsfab.com/image/similars?id=34537 http://kids.in.ua/communities/igry-i-razvlecheniya/igry-i-razvlec http://alenka297.donetskedu.com/uk/site/psychologist.html http://dosch1438.mskzapad.ru/about/indicators/articles1/mo  http://4pda.to/forum/index.php?showtopic=179252&st=860 https://yadi.sk/d/PYrWC014R532V

Источники

ppt4web.ru

http://picsfab.com/image/similars?id=34537

http://kids.in.ua/communities/igry-i-razvlecheniya/igry-i-razvlec

http://alenka297.donetskedu.com/uk/site/psychologist.html

http://dosch1438.mskzapad.ru/about/indicators/articles1/mo http://4pda.to/forum/index.php?showtopic=179252&st=860

https://yadi.sk/d/PYrWC014R532V