Седьмой городской конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных учреждений муниципальной системы образования
«Педагогические надежды»
Описание опыта педагогической деятельности
«Введение занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности и их влияние на развитие двигательных качеств младших школьников»
Работу выполнила:
Шуникова Диана Витальевна
учитель физической культуры
средняя школа № 72
Ярославль 2020
1. Тема опыта.
«Введение занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности и их влияние на развитие двигательных качеств младших школьников».
2. Сведения об авторе опыта.
Я, Шуникова Диана Витальевна, работаю учителем физической культуры с 2017 года в средней школе №72. На данный момент преподаю физическую культуру в 1-5 классах и внеурочную деятельность в начальной школе: азбука здоровья, ОФП, шахматы, футбол, гимнастика.
3. Условие возникновения, становления опыта.
В современном мире человек, заботясь о своем здоровье, знает, что для этого необходимо движение. Оно является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию требованиям личной гигиены, закаливанию. Именно в младшем школьном возрасте родители и учителя должны сформировать оптимальную двигательную активность, потребность у ребёнка в движениях и мышечной деятельности. Для нормальной работы всех систем организма ребёнка необходим оптимальный уровень развития мышечной силы. В физическом воспитании особое место принадлежит гимнастике, обеспечивающей общее физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей человека. Гимнастику отличает многообразие упражнений, предоставляющих широкие возможности для наиболее успешного решения конкретных педагогических задач. Занятия различными видами гимнастики помогают решать одну из важнейших задач – обеспечить подготовку физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил.
4. Актуальность опыта. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С внедрением ФГОС образования в России создается система, при которой преемственность образовательных программ позволит создать условия для воспитания физически и духовно здоровой личности. Школьные уроки физкультуры не полностью восполняют дефицит двигательной активности. Поэтому в начальной школе назрела необходимость введения внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности детей.
5. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании системы формирования здорового образа жизни детей и их потребности в двигательной активности. Во внеурочную деятельность были введены занятия по гимнастике и проведен эксперимент, определяющий развитие двигательных качеств младших школьников.
6. Длительность работы над опытом: один учебный год: сентябрь 2018 года – май 2019 года.
7. Диапазон опыта представлен системой внедрения внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности и воспитанием у детей потребности в физических упражнениях и достижения успеха в выбранном виде спорта (гимнастика).
8. Теоретическая база опыта. Тема актуальна, так как возникновение гиподинамии у детей и низкий уровень физической подготовленности прогрессируют. Ученые в древности, такие как Авиценна и Аристотель, говорили о пользе движения:
«Умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении»;
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
В учебном пособии Баевой Н. А., Погадаевой О.В. «Анатомия и физиология детей школьного возраста» говорится о том, что возраст детей от 7 до 10 лет является периодом активного совершенствования двигательной деятельности, когда происходит становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень развития организма и взаимодействие различных органов и систем.
В пособии для учителя Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» рекомендуется проводить занятия для детей младшего школьного возраста, спортивно-оздоровительной направленности не менее 60 минут в день от умеренных к энергично-интенсивным аэробным физическим нагрузкам. Уникальным аспектом является включение трехдневной цели в неделю по выполнению упражнению по укреплению мышц, костей, и энергично-интенсивных аэробных физических нагрузок. Для детей и подростков необходима постоянная физическая активность.
На основе методических пособий была разработана система проведения внеурочной деятельности по гимнастике. До и после проведения занятий проходило отслеживание развития двигательных качеств младших школьников. Испытуемые проходили тесты, которые отражали развитие их двигательных качеств.
Технология опыта
Цель: организация учебного процесса, способствующего формированию потребности в физических упражнениях и развитию двигательных качеств детей с помощью внедрения занятий внеурочной деятельности по гимнастике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить учебно-методическую литературу.
Разработать программу для занятий гимнастикой с младшими школьниками во внеурочное время.
Воспитать потребность в двигательной активности и привлечь к здоровому образу жизни.
Внедрить разработанную программу и обучить разработанным упражнениям для повышения развития двигательных качеств детей.
Определить динамику развития двигательных качеств у младших школьников.
Каждый урок – это способ включения обучающегося в разные виды деятельности в соответствии с его возрастными особенностями, потребностями, физической подготовленностью. Технология педагогического сопровождения учащихся предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития обучающихся через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Задачи, которые решаются на занятиях спортивно-оздоровительной направленности обучающихся предполагают формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих развитию ребенка.
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные методы для привлечения обучающихся к двигательной активности и формирования здорового образа жизни: игровой, соревновательный, групповой, индивидуальный, фронтальный, круговой, дифференцированный.
Фронтальный метод выполнения упражнений применяю в своей работе чаще, он позволяет максимально охватить всех учеников, увеличивая моторную плотность урока. Выполнение упражнений происходит всеми занимающимися. Наиболее эффективный метод при развитии двигательных качеств – круговой. Предусматривает последовательное выполнение упражнений на станциях, расположенных по периметру зала. На занятиях внеурочной деятельности придерживаюсь основных средств обучения: словесный, наглядный, комбинированный.
На занятиях гимнастикой во внеурочное время была разработана программа и комплекс упражнений для повышения двигательных качеств младших школьников. Занятия проводились три дня в неделю по одному часу. Во время занятий с обучающимися проводились растяжка и хореография, выполнялись прыжки, кувырки, равновесия. Была работа без предметов и с предметами: скакалка, обруч, мяч.
Во время учебного года были проведены тесты в 3 этапа:
Начало сентября 2018 года.
Конец декабря 2018 года.
Конец мая 2019 года.
Контрольные тесты до и после эксперимента проводились с интервалом в 9 месяцев. По тестам можно выявить динамику развития физических качеств младших школьников: взрывной силы, гибкости, ловкости. В течение учебного года испытуемые выполняли комплекс упражнений, который способствовал повышению двигательных качеств.
После проведения исследований, данные тестов испытуемых анализировались и обобщались. Был проведен сравнительный анализ средних показателей на всех этапах эксперимента, который показал, что результаты всех испытуемых значительно улучшились во всех тестах. Это значит, что занятия художественной гимнастикой и комплекс упражнений положительно повлияли на развитие двигательных качеств обучающихся.
Испытуемые проходили следующие тесты:
На взрывную силу:
Прыжок вверх (см)
Бросок обруча (м)
На гибкость:
Наклон вперед (см)
Мост (см)
На ловкость:
Упражнения на гибкость (растяжка) выполнялись в начале занятия внеурочной деятельностью на разогретые мышцы. Растяжка включала в себя подготовительные упражнения: складки, махи, наклоны и т. д. Затем выполнялись шпагаты и завершалась растяжка упражнениями на развитие гибкости спины: «корзиночка, наклоны назад, стоя на коленях и на ногах, «рыбка» и др. Проводилась и активная, и пассивная гибкость.
Ловкость тренировалась в середине тренировочного занятия: кувырки, сложно координированные прыжки и др. Упражнения выполнялись с использованием предметов: скакалка, обруч, мяч. Броски и ловля предметов, выполнение таких упражнений как: «удочка» со скакалкой, «бумеранг» с обручем, перекаты с мячом и т. д. Для достижения наибольшей эффективности применялись теннисные мячи. Главная задача – развитие кистей рук и чувства предмета.
Упражнения на силу выполнялись в конце основной части занятия: отжимания, планка, метания теннисных мячей, выпрыгивания вверх и вперед, мелкие прыжки на носках, прыжки со скакалкой и др.
Для достижения наибольшей эффективности и для заинтересованности детей младшего школьного возраста использовались подвижные игры. Полный комплекс упражнений вынесен в таблицу (табл.1). В течение года дозировки и подходы некоторых упражнений увеличивались.
Во время занятий происходит контроль в виде тестирования (предварительный, текущий и итоговый), самоконтроль и оценка формирования двигательных умений и навыков занимающихся. Для стимулирования к деятельности выполняется контроль с помощью организации соревновательного метода и выступлений на общешкольных мероприятиях. Диагностика физической подготовленности дает возможность отслеживать состояние физического развития школьников, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы.
Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей, формирую устойчивый интерес учащихся к физической культуре и спорту, добиваюсь повышения результативности процесса обучения и воспитания. Во время занятий у детей наблюдалась увлечённость и интерес к гимнастике и к физическим упражнениям в целом.
Проведенные исследования показывают, что занятия гимнастикой в процессе внеурочной деятельности способствуют повышению уровня развития двигательных качеств младших школьников. Средние показатели по всем тестам после проведения эксперимента улучшились. Полученные данные в ходе исследования показали, что большинство испытуемых за 9 месяцев тренировок улучшили свои показатели. Изменения средних процентных показателей варьируются от 12% до 45%.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баёва Н.А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие [Текст]/Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. — Омск: СибГУФК, 2003. — 56 с.
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник [Текст]/А. А. Васильков. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.
Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие для вузов [Текст]/Ю.А. Гончарова. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. — 90 с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для учителя [Текст]/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2014. — 223 с.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 111 с.
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для высших учебных заведений физической культуры [Текст]/М.Ф. Иваницкий, Б.А. Никитюк, А.А. Гладышева, Ф.В. Судзиловский. — М.: Олимпия, 2008. — 624 с.
Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры [Текст]/Я.М. Коц. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 200 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст]/Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплекс упражнений для развития двигательных качеств младших школьников на занятиях внеурочной деятельности по гимнастике
На гибкость: |
Упражнения | Дози-ровка | Описание |
Складка | 1 мин | Сед прямые ноги вперед, максимальный наклон к прямым ногам. Возможно, с помощью партнера. |
Складка ноги врозь | 1 мин | Сед прямые ноги в стороны, максимальный наклон вперед, ноги прямые. Возможно, с помощью партнера. |
«Бабочка» | 1 мин | Сед, согнутые ноги, колени в стороны, колени положить на пол, помощь руками. |
«Лягушка» | 1 мин | Лежа на животе, ноги согнуты, колени в стороны, коснуться пола внутренней частью бедра. Возможно, с помощью партнера. |
Махи (лёжа на спине, на боку, на животе) | 10-20 | Максимальный мах, ноги прямые. |
Наклоны к ногам | 1 мин | Стоя, ноги прямые, притянуть себя руками к ногам. |
Полушпагаты | 1 мин | Впереди нога согнутая, сзади – прямая, бедро положить на пол, спина прямая. Левая и правая нога поочередно. |
Выпады | 1 мин | Впереди нога согнутая, стопа под коленом, сзади – прямая на подъеме. |
Шпагаты (правая, левая, прямой) | 1-2 мин | Ноги прямые, развернутые. |
«Корзиночка» | 1 мин | Лежа на животе прогнуться назад, стопами коснуться головы. |
«Лодочка» | 1 мин | Лежа на животе, руки и ноги прямые, удержание. |
«Чаша» | 1 мин | Лежа на животе, хват руками за одноименные стопы, выпрямить ноги и прогнуться в спине. |
Мост (на коленях, на ногах) | 1 мин | Стоя на коленях наклон назад, руками тянуться к полу, то же на ногах |
«Рыбка» | 1 мин | Поднимание и удержание спины лежа на животе, руки за головой или прямые, с помощью и без. |
На ловкость: |
Кувырки | 5 | Вперед и назад, с максимальной скоростью. |
Колесо | 5 | Ноги прямые. |
Прыжки «касаясь» | 10 | Впереди нога согнутая, сзади – прямая. Прыжок с максимальной высотой, затем с поворотом. |
Прыжки с отбивом мяча перед собой | 10 | Прыжки на двух и на одной ногах, мяч перед собой (правой и левой руками). |
Удочка со скакалкой | 10 | Один узел в руке, другой – на полу, подброс и ловля узла скакалки другой рукой. |
Мельница со скакалкой | 2 мин | Поочередное вращение скакалки восьмеркой перед собой. |
Бумеранг с обручем | 10 | Бросок обруча вдоль пола с обратным вращением. |
Перекаты мяча | 10 | По рукам, стоя, по спине и ногам, лежа на животе |
Броски и ловля предметов: скакалка, обруч, мяч, теннисные мячи | 10 | Сильные броски и точная ловля. |
Жонглирование теннисными мячами | 2 мин | Двумя и тремя мячами. |
На взрывную силу: |
Короткие прыжки на месте + высокие прыжки с подниманием колен к груди | 10-15+10-15 (1-3 подх.) | Без перерыва. |
Выпрыгивания вверх и вперед | 10-20 (1-3 подх.) | Упор присев, максимальный прыжок вверх, руки вверх. |
Прыжки через натянутую скакалку | 10-20 (1-3 подх.) | Перепрыгнуть скакалку, ноги к себе, скакалка постепенно поднимается. |
Прыжки со скакалкой | 30-50 (1-2 подх.) | Ноги прямые, приземление лёгкое, на носках. |
Броски предметов (скакалка, обруч, мяч, теннисные мячи) | 10-15 | Сильные броски и точная ловля. |
Поднимание ног в висе (угол и складка) | 10-20 (1-3 подх.) | Ноги прямые. |
Отжимания | 10-15 (1-3 подх.) | От скамейки, упор спереди и сзади. |
Бёрпи | 5-15 | Комбинация выпрыгиваний и отжиманий. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
График средних показателей на трех этапах эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Средние процентные изменения сентябрь 2018 г. – май 2019 г.