Описание системы наставничества
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Для молодого специалиста вхождение в профессиональную деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. Именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Цель наставничества в школе: способствовать формированию профессионально - адаптированного, компетентного молодого педагога с мотивацией к саморазвитию и самореализации.
Задачи:
помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебной деятельности и поиск возможных путей их преодоления;
стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности, способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.
Наша работа строилась на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде. Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа:
І этап – период адаптации, самый сложный период. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому я обратила внимание молодого специалиста на:
требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся;
механизм использования Интернет-ресурсов, дидактического, наглядного и других материалов.
практическое и теоретическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение квалификации.
На данном этапе я как педагог-наставник помнила, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.
ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, приобретение авторитета среди школьников, родителей, коллег.
Совместно мы разработали и реализовывали индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Как наставник я осуществляла корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогала ей выстроить собственную программу самосовершенствования и саморазвития.
Данная программа помогает:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого педагога;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности;
проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
На данном этапе были использованы информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и анализом уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы взаимодействия: технология сотрудничества, технология открытого пространства, коучинг, творческие лаборатории, кейс-метод, квик-настройка, разработка и презентация моделей уроков, мастер-классы.
Для более эффективной работы молодому специалисту я предложила материал по организации деятельности классного руководителя:
обязанности классного руководителя;
организация работы с неуспевающими учащимися; анализ и самоанализ урока;
как правильно организовать работу с родителями;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
ІІІ этап – сложилась система работы, появились собственные теоретические и практические разработки. Молодой педагог стала активно внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы. Как педагог-наставник я изучала уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяла степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Мои усилия направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности.
Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.