СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы наставничества в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в рамках наставничества в школе, модель "Наставник + Молодой учитель".

Просмотр содержимого документа
«Описание системы наставничества в школе»

Описание системы наставничества

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Для молодого специалиста вхождение в профессиональную деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. Именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Цель  наставничества в школе: способствовать формированию профессионально - адаптированного, компетентного молодого педагога с мотивацией к саморазвитию и самореализации.

Задачи:

  • помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

  • способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;

  • предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебной деятельности и поиск возможных путей их преодоления;

  • стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности, способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

Наша работа строилась на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде. Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа:

І этап – период адаптации, самый сложный период. Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому я обратила внимание молодого специалиста на:

  • требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации;

  • формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • механизм использования Интернет-ресурсов, дидактического, наглядного и других материалов.

  • практическое и теоретическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

  • разработки программы собственного профессионального роста;

  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение квалификации.

На данном этапе я как педагог-наставник помнила, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, приобретение авторитета среди школьников, родителей, коллег.

Совместно мы разработали и реализовывали индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Как наставник я осуществляла корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогала ей выстроить собственную программу самосовершенствования и саморазвития.

Данная программа помогает:

  • дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого педагога;

  • повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

  • развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности;

  • проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;

  • повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

На данном этапе были использованы информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и анализом уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы взаимодействия: технология сотрудничества, технология открытого пространства, коучинг, творческие лаборатории, кейс-метод, квик-настройка, разработка и презентация моделей уроков, мастер-классы.

Для более эффективной работы молодому специалисту я предложила материал по организации деятельности классного руководителя:

  • обязанности классного руководителя;

  • организация работы с неуспевающими учащимися; анализ и самоанализ урока;

  • как правильно организовать работу с родителями;

  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

ІІІ этап – сложилась система работы, появились собственные теоретические и практические разработки. Молодой педагог стала активно внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы. Как педагог-наставник я изучала уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяла степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Мои усилия направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности.

Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.