СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания в вечерней школе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В условиях современного информационно-коммуникативного подхода к обучению истории и обществознания игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение. Они занимают в настоящее время прочное место в педагогической практике на разных уровнях. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, активизируют  применение полученных  знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания в вечерней школе»


Иванова О.Е.


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


МБВСОУ ЦО «Творчество», г. Екатеринбург, Кировский район


В условиях современного информационно-коммуникативного подхода к обучению истории и обществознания игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение. Они занимают в настоящее время прочное место в педагогической практике на разных уровнях. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, активизируют применение полученных знаний.

В своей педагогической деятельности я применяю игры разного вида: устные и письменные, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Разумеется, ни один урок-игра не обходится без современных компьютерных технологий, что делает урок еще более интересным и увлекательным. Чтобы сделать любой урок интересным и эффективным, я подбираю игру для любого этапа урока, здесь неуместны слова: “Поиграем, если останется время”.

Игра мной используется как в качестве элемента урока, так и как способ организации урока по повторению или обобщению темы.

Разработанные и проведенные мною игры показали, что они способствуют процессу развития интеллектуальных умений обучающихся в обучении истории и обществознания. Благодаря игре у обучающихся возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра развивает память и воображение, помогает максимально приблизиться к духовному миру данного исторического периода, определить его ценностные ориентации и формирует культуру общения. Немаловажно то, что у участников игры развиваются способности работать в команде, принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других обучающихся.

Применение игры на уроках в старших классах – дело достаточно сложное, особенно, если учитель дает вербальную установку на игру. Большинство старшеклассников считают этот вид деятельности недостойным их внимания. Введение игры в учебную деятельность должно осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов. Только спустя достаточно длительное время игра станет неотъемлемой частью урока и ее отсутствие будет вызывать вопросы учеников. Анализируя этот аспект, я пришла к выводу, что переход от неприятия игры к увлечению ей связан с особым типом взаимоотношений между учителем и обучающимися.

Результаты диагностики (учебные предпочтения школьников с помощью метафор) и применяемые мной методы показали эффективность использования игровых технологий на уроках истории и обществознания: увеличился процент обучающихся, принимающих участие в школьных олимпиадах, Международных олимпиадах по основам наук, конкурсах районного уровня, исторических викторинах, в написание сообщений к урокам и подготовке мультимедийных презентаций. В 2012-2013 учебном году одиннадцать обучающихся 12 класса принимали участие в Международной Олимпиаде по основам наук по истории и обществознанию, один обучающийся 11 класса принимал участие в отборочном этапе конкурса «Человек в мире художественной культуры», пять обучающихся 11-12 классов принимали участие в заочном туре Всероссийской олимпиады учащихся общего, начального и среднего профессионального образования по обществознанию, причем одна из обучающихся 12 класса по результатам заочного тура была приглашена на участие в очном туре, о чем свидетельствует сертификат участника олимпиады. Обучающийся 12 класса занял третье место в районном конкурсе информационных буклетов «Здоров по собственному желанию» в номинации «Всемирный день здоровья». В 2013-2014 учебном году семь обучающихся 9 и 11 классов принимали участие в Международной Олимпиаде по основам наук по истории и обществознанию, одна обучающаяся 8 класса принимала участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе «Эрудит России» в номинации «История», одна обучающаяся 9 класса была участником районной выставки-конкурса «Салют, Победа!» и один обучающийся 9 класса стал лауреатом районного этапа конкурса информационных буклетов «Здоров по собственному желанию» в номинации «Международный день толерантности, профилактика экстремизма». В 2014-2015 учебном году четыре обучающихся принимали участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец». Три из них по предмету мифология по теме Скандинавская мифология и один человек по предмету культурология по теме Древняя Греция. Три обучающихся принимали участие в районных конкурсах - выставках «Весна победная» и «Зимняя радуга». С четырьмя обучающимися 8 класса в течение учебного года было организовано посещение клуба социально-правовых знаний обучающихся ОО Кировского района «Основы гражданского, уголовного и трудового законодательства в РФ» с правом проведения занятий в своей ОО. В 2015-2016 учебном году с тремя обучающимися 7 класса в течение учебного года было организовано посещение клуба социально-правовых знаний обучающихся ОО Кировского района «Организация службы школьного примирения» с правом проведения занятий в своей ОО. В 2016-2017 учебном году шесть обучающихся из 9 и 12 классов принимали участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец» по предмету история России по теме крестьянство в России, три человека из 9 класса по предмету мифология по теме Кельтская мифология и шесть обучающихся 12 класса принимали участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений «Русское присутствие на Святой Земле».

При организации учебных занятий важно учитывать психолого-возрастные особенности обучающихся и, в связи с этим, правильно выбрать форму и элементы занятий.

В старших классах творческое мышление развивается на более высоком научном уровне, поэтому целесообразно проводить деловые игры, рекламные плакаты и уроки – «аукционы знаний».

Подводя итог использования элементов игры в учебной деятельности можно сделать следующие выводы:

-повышается успеваемость по учебному предмету, ответы обучающихся становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается обучающимся собственная точка зрения;

-изменяется микроклимат в классном коллективе: появляется взаимопонимание и внимательное отношение к мнению одноклассников;

-повышается интерес к учебным предметам;

-повышается процент обучающихся, желающих принимать участие в различных конкурсах и викторинах.

1