Иванова О.Е.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
МБВСОУ ЦО «Творчество», г. Екатеринбург, Кировский район
В условиях современного информационно-коммуникативного подхода к обучению истории и обществознания игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение. Они занимают в настоящее время прочное место в педагогической практике на разных уровнях. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, активизируют применение полученных знаний.
В своей педагогической деятельности я применяю игры разного вида: устные и письменные, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Разумеется, ни один урок-игра не обходится без современных компьютерных технологий, что делает урок еще более интересным и увлекательным. Чтобы сделать любой урок интересным и эффективным, я подбираю игру для любого этапа урока, здесь неуместны слова: “Поиграем, если останется время”.
Игра мной используется как в качестве элемента урока, так и как способ организации урока по повторению или обобщению темы.
Разработанные и проведенные мною игры показали, что они способствуют процессу развития интеллектуальных умений обучающихся в обучении истории и обществознания. Благодаря игре у обучающихся возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра развивает память и воображение, помогает максимально приблизиться к духовному миру данного исторического периода, определить его ценностные ориентации и формирует культуру общения. Немаловажно то, что у участников игры развиваются способности работать в команде, принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других обучающихся.
Применение игры на уроках в старших классах – дело достаточно сложное, особенно, если учитель дает вербальную установку на игру. Большинство старшеклассников считают этот вид деятельности недостойным их внимания. Введение игры в учебную деятельность должно осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов. Только спустя достаточно длительное время игра станет неотъемлемой частью урока и ее отсутствие будет вызывать вопросы учеников. Анализируя этот аспект, я пришла к выводу, что переход от неприятия игры к увлечению ей связан с особым типом взаимоотношений между учителем и обучающимися.
Результаты диагностики (учебные предпочтения школьников с помощью метафор) и применяемые мной методы показали эффективность использования игровых технологий на уроках истории и обществознания: увеличился процент обучающихся, принимающих участие в школьных олимпиадах, Международных олимпиадах по основам наук, конкурсах районного уровня, исторических викторинах, в написание сообщений к урокам и подготовке мультимедийных презентаций. В 2012-2013 учебном году одиннадцать обучающихся 12 класса принимали участие в Международной Олимпиаде по основам наук по истории и обществознанию, один обучающийся 11 класса принимал участие в отборочном этапе конкурса «Человек в мире художественной культуры», пять обучающихся 11-12 классов принимали участие в заочном туре Всероссийской олимпиады учащихся общего, начального и среднего профессионального образования по обществознанию, причем одна из обучающихся 12 класса по результатам заочного тура была приглашена на участие в очном туре, о чем свидетельствует сертификат участника олимпиады. Обучающийся 12 класса занял третье место в районном конкурсе информационных буклетов «Здоров по собственному желанию» в номинации «Всемирный день здоровья». В 2013-2014 учебном году семь обучающихся 9 и 11 классов принимали участие в Международной Олимпиаде по основам наук по истории и обществознанию, одна обучающаяся 8 класса принимала участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе «Эрудит России» в номинации «История», одна обучающаяся 9 класса была участником районной выставки-конкурса «Салют, Победа!» и один обучающийся 9 класса стал лауреатом районного этапа конкурса информационных буклетов «Здоров по собственному желанию» в номинации «Международный день толерантности, профилактика экстремизма». В 2014-2015 учебном году четыре обучающихся принимали участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец». Три из них по предмету мифология по теме Скандинавская мифология и один человек по предмету культурология по теме Древняя Греция. Три обучающихся принимали участие в районных конкурсах - выставках «Весна победная» и «Зимняя радуга». С четырьмя обучающимися 8 класса в течение учебного года было организовано посещение клуба социально-правовых знаний обучающихся ОО Кировского района «Основы гражданского, уголовного и трудового законодательства в РФ» с правом проведения занятий в своей ОО. В 2015-2016 учебном году с тремя обучающимися 7 класса в течение учебного года было организовано посещение клуба социально-правовых знаний обучающихся ОО Кировского района «Организация службы школьного примирения» с правом проведения занятий в своей ОО. В 2016-2017 учебном году шесть обучающихся из 9 и 12 классов принимали участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Летописец» по предмету история России по теме крестьянство в России, три человека из 9 класса по предмету мифология по теме Кельтская мифология и шесть обучающихся 12 класса принимали участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений «Русское присутствие на Святой Земле».
При организации учебных занятий важно учитывать психолого-возрастные особенности обучающихся и, в связи с этим, правильно выбрать форму и элементы занятий.
В старших классах творческое мышление развивается на более высоком научном уровне, поэтому целесообразно проводить деловые игры, рекламные плакаты и уроки – «аукционы знаний».
Подводя итог использования элементов игры в учебной деятельности можно сделать следующие выводы:
-повышается успеваемость по учебному предмету, ответы обучающихся становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается обучающимся собственная точка зрения;
-изменяется микроклимат в классном коллективе: появляется взаимопонимание и внимательное отношение к мнению одноклассников;
-повышается интерес к учебным предметам;
-повышается процент обучающихся, желающих принимать участие в различных конкурсах и викторинах.
1