« Опыт применения
методических приемов и механизмов
при введении ФГОС ОВЗ. »
Выполнила:
учитель начального класса
Шовгеновского района
Шагужева Рузана Заурбечевна
МБОУ СОШ № 4
«Шовгеновский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»
детского реабилитационного центра для детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья .
Специфические особенности в рамках введения ФГОС ОВЗ .
- Особенности зрительного восприятия .
- Особенности внимания детей с ОВЗ.
- Особенности памяти детей с ОВЗ.
- Особенности мышления детей с ОВЗ.
- Особенности познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
При организации коррекционно-развивающего обучения учитываю следующие принципы:
Динамичность восприятия учебного материала - предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Подбираю задания, при выполнении которых ребёнок использует различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильной (услышать, увидеть, написать). Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора , подбираю (создаю) наглядные материалы, которые помогают ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.
Для детей с ОВЗ характерно лучшее усвоение учебных материалов, если они представлены в виде схем, алгоритмов, таблиц. Поэтому пространство вокруг доски у меня оформлено таким образом, чтобы каждый урок могла использовать демонстрационный наглядный материал, но при этом стараюсь не перегружать информацией, чтобы ребёнок видел те материалы, которые нужны ему в данный момент на этом конкретном уроке
Принцип продуктивной обработки информации - в учебный процесс включаются задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
Принцип развития и коррекции высших психических функций - в основу урока добавляю специальные упражнения по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.
Принцип мотивации к учению - подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата.
Со стороны родителей других детей:
Не влияет ли совместное обучение на объём программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания.
Со стороны ребёнка с ОВЗ:
Найдёт ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться.
Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей.
На уроке эти дети быстро устают, нет усидчивости. С одного вида работы на другой переключаются с трудом, долго настраиваются на задании. Речь, память, внимание, мышление ниже нормы. Зрительное восприятие, воображение тоже на низком уровне. Словарный запас очень беден.
Индивидуальные программы составляю в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления
Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Отношения со сверстниками может возникнуть только тогда, когда ребенок с ОВЗ вовлекается в классную жизнь. Участвует в мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Когда участвует в учебном процессе он овладевает необходимыми умениями и навыками . Вовлекаясь в трудовой процесс, ребёнок отвлекается от переживании и овладевает трудовыми навыками; участвуя в спортивно – оздоровительных играх он преодолевает страх перед своими желаниями быть менее активным, формирует культуру общения.
Рекомендаций ПМПК
На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сфере ребенка развития самосознания, самоутверждения в обществе, формирование самооценки, потребности в общении со сверстниками. Выбираю методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков.
В своей работе я использую следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие (физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика);
- игровые .
Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения . Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями.
Стараюсь предоставить им больше самостоятельности.
Такое образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.
Спасибо за внимание!