СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы "Формирование познавательного интереса у старших дошкольников к истории и культуре коми народа через праздники и развлечения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение дошкольников к историческим и культурным ценностям своей малой родины.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Формирование познавательного интереса у старших дошкольников к истории и культуре коми народа через праздники и развлечения"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино










Опыт работы

«Формирование познавательного интереса у старших дошкольников к истории и культуре коми народа

через праздники и развлечения».











Составила: музыкальный руководитель

Жукова Галина Владимировна














2023 год

«Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал

он не был, - это настоящее богатство, он

вносит в нашу жизнь свою историю,

неповторимую культуру, язык, устои, традиции».

В. Чивилихин.



Одним из важных направлений государственной политики в образовании является патриотическое воспитание, в котором очень важно знакомить детей с истоками своей национальной культуры, с историей и бытом родного края, с образом жизни населения.

Быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Дошкольный возраст является важным периодом в социально-нравственном становлении человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной и определяют дальнейший путь жизни. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей страны, мира, полюбил свою родину.

Знакомство с национальными традициями духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Именно знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, необходимо сформировать основу, фундамент для становления культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа, а так же своей семьи.

Цель: Приобщение дошкольников к историческим и культурным ценностям своей малой родины.

Задачи:

  1. Развивать интерес к традициям коми народа и включать их в жизнь ребенка дошкольника»

  2. Способствовать формированию у детей чувства гордости за свою малую Родину;

  3. Приобщать детей к коми культуре: фольклору, песням, танцам, играм, забавам.

  4. Способствовать развитию творческих способностей у детей;

  5. Воспитывать у детей уважение к традициям и культуре коми народа;


В основу реализации регионального компонента в нашем детском саду положены следующие принципы:

  1. Принцип личностно-ориентированного общения;

  2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач;

  3. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно.


Любовь к малой родине закладывается в детстве, а значит и система образования должна быть национально сориентирована. Самым надежным стержнем учебно-воспитательного процесса становится воспитание детей на ценностях своей этнической культуры. Наша задача – помочь ребенку дошкольнику, в целях его гражданского становления, почувствовать себя полноправным жителем республики Коми и приобщиться к историческим и культурным ценностям своего родного края. Разнообразные формы знакомства дошкольника с коми культурой позволяют ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного творчества складывается для ребенка образ Родины.

В нашем дошкольном учреждении проводится немало праздников и развлечений, направленных на ознакомление детей с традициями коми народа, его культурой. Праздник – это часть культуры народа, который углубляет взгляд детей на окружающий мир, обогащает их внутреннее состояние. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Праздники подводят определенный итог повседневной работы с детьми.

Содержание развлечений и праздников складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. Вся работа проводится при тесном сотрудничестве педагогов, родителей и музыкального руководителя. Развитию интереса детей к коми праздникам и развлечениям способствует заинтересованность всех педагогов, участвовавших в данных мероприятиях.

Чем значима для педагогов работа по данному направлению:

-расширяются формы работы в нравственно-патриотическом воспитании детей;

-углубляются знания педагогов о коми праздниках, обычаях, традициях;

-повышается интерес к изучению коми культуры и желание передать эти знания детям;

Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем,

Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

Для праздников подбирается определенный музыкальный репертуар. При постановке танцев используются коми мелодии, а так же движения, характерные для коми танцев. Разученные песни и танцы дети с удовольствием исполняют на праздниках и развлечениях. Очень значимо в процессе праздника оформление, которое, прежде всего, отвечает содержанию праздника. Мы стараемся, чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость, хорошее настроение, предвосхищающее событие.

Обязанности по оформлению праздников в детском саду распределяем между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения мы даем и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия.

Очень важна и национальная одежда на таких мероприятиях.

Ведущие одеваются в коми сарафаны. Дети тоже одевают специально сшитые для таких праздников костюмы: девочки одевают коми сарафаны и берестяные ободки, а мальчики одевают коми жилетки.

В ДОУ имеются коми музыкальные инструменты, которые используются на праздничных мероприятиях. «Зиль – зёль», «шур – шар», «чипсан» и другие инструменты звучат в помощь коми частушкам и песням коми авторов.

Соприкосновение с коми искусством и традициями, участие в коми праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Такие праздники способствуют тому, чтобы дети уважали, свои истоки, историю и культуру своего народа. В своей работе стараюсь опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Приобщая детей к коми культуре, мы изначально отвели ведущее место народным праздникам. Это интеграция речевой, игровой, музыкальной, продуктивной и театральной деятельности. Основная цель нашей работы - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре коми народа через праздники и различные досуги. Основная задача этих мероприятий - познакомить с народными праздниками и обычаями, народными промыслами; активизировать речь, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к коми национальной культуре, а также воспитывать патриотическую гордость за богатую талантами республику.

Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного творчества в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью, а также играет очень важную роль в забавах и развлечениях. Опыт работы показывает, что широкое включение коми фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, знакомит их с обычаями и традициями коми народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

В нашем детском саду проводятся такие праздники, как коми посиделки, одним из которых является развлечение «Тȍвся рыт» («Зимний вечер»).

Дети старшей группы приходили к хозяйке повечерять, поиграть и повеселиться. В процессе подготовки к посиделкам, они узнали, что потрудившись осенью, после сбора урожая, коми народ любил повеселиться зимними вечерами, собравшись у кого-нибудь в избе. Исполнение детьми коми народной песни «Пȍчȍ сьылȍ - норалȍ» («Бабушка поет-напевает») создало особую трогательную обстановку на празднике. Дошколята пели очень проникновенно, с душой коми колыбельную, которую разучили на музыкальных занятиях. Для того, чтобы дети прочувствовали эту песню, было проведено занятие в мини музее, на котором бабушка качала в настоящей люльке «ребенка» (коми куклу) и напевала колыбельную, уже знакомую дошколятам.

Специально для посиделок дети разучили сценку на коми языке «Пашȍ, пиȍ, чеччы, мысьсы!», благодаря которой на празднике создалась веселая, шуточная обстановка. Теплая атмосфера, обстановка интерьера, созданного в виде коми избы, помогала детям чувствовать себя непринужденно, раскрепощено.

Под красивую песню «Марья моль» композитора Вацлава Мастеницы девочки станцевали танец с трещетками, а мальчики подыгрывали на коми музыкальных инструментах коми народной мелодии «Козйȍ - козйȍ. На праздник пришел к детям сказочный герой Пера-богатырь, который играл с детьми в коми народные игры, такие, как «Пышкай» («Воробей»), Кодi ёнджык) «Кто сильней». В конце вечера дети исполнили песню «Шанежки», композитора Вацлава Мастеницы, а хозяйка угостила дошколят настоящими вкусными коми шаньгами. Все это воспитывает у ребят чувство любви к своей малой родине, людям, прославляющим свой родной край.

Знакомство со сказочным коми фольклором играет в жизни детей особую роль. Баба Ёма – отрицательный персонаж, но именно она учит детей быть сплоченными, добрыми, трудолюбивыми. Выполняя задания вредной бабушки, дети начинают понимать, что вместе легче справиться с трудностями и веселее совершать путь по сказочному пути.

На праздник «Тȍвся мойд» («Зимняя сказка») к детям приходили не только Баба Ёма – отрицательный коми герой, но и Лым морт – Снеговик, который организовывал веселые зимние забавы-конкурсы и помогал ведущей Зиме (Тȍв) вести праздник и справиться со злой колдуньей, которая в конце праздника становится доброй.

В рамках проекта «У красавицы рябины – осенью именины» был проведен праздник «Чужан лунȍн, Пелысь!» («С днём рождения, Рябина!»), для детей 6-7 лет. Для именинницы Рябины (Пелысь) дети подготовили песни и стихи, водили хоровод «Зарни Ар» на коми языке, играли с ней в коми игры, такие, как «Пелысь и лэбачъяс». Мальчики разучили танец с ложками, который станцевали под известную коми мелодию. А солистки Даша Исакова и Алёна Панюкова исполнили песню на коми языке «Пелысь гаж».

Формирование патриотических чувств и гражданственности было целью коми праздника «Мед дзирдалас Коми му» (Пусть процветает Коми земля») , Это мероприятие посвящалось столетию Республики Коми и проводилось на территории детского сада, на улице. Теплая летняя погода благоприятствовала красивому празднику, который начинался с легенды о том, как народ Коми появился на земле. Герои легенды – воспитатели детского сада, были одеты в красивые костюмы и играли очень проникновенно. На зеленой полянке дети водили коми хороводы, танцевали тематические танцы и пели песни про Коми край. Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями коми культуры, национальных традиций коми народа и родного края.

К столетию нашего Усть-Вымского района детский сад «Рябинушка» подготовил праздник «Нет прекрасней Усть-Вымской земли!». Образы Великой страны России и одного из районов Коми республики были тесно взаимосвязаны между собой на протяжении всего праздника. Исторические данные рождения и развития района дети могли узнать из презентации, на которой были фотографии не только предприятий района, но и известных людей, трудившихся на благо нашей малой Родины.
Приобщение дошкольников к национальной культуре идет и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание коми народной музыки, пение народных песен и песен коми композиторов.

Музыкальное искусство несет в себе огромные возможности для воспитания у детей любви к родному краю, природе. Дети знакомятся с произведениями коми композиторов: Якова Перепелицы, Светланы Головиной, Николая Лысенко, Прометея Чисталёва, Лидии Вавиловой. Полученные знания и умения, впечатления, дети выражают в исполнении песен и танцев, в художественной деятельности. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Воспитание на национальных духовных традициях ориентирует нас на возрождение национального самосознания личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.