Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Николай Гаврилович Чернышевский
Разрешите представиться. Я – Перова Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5. Педагогический стаж – 12 лет, опыт работы классного руководителя 11 лет.
В настоящее время я – классный руководитель 6 «А» класса, численностью 25 человек; из них 19 мальчиков и 6 девочек.
Как научить любить Родину? Как вырастить гражданина и патриота? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в воспитании патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Сегодня, в условиях социально- экономического и политического кризиса, когда рушатся стереотипы и теряются привычные ориентиры, когда прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя, происходит непростительное выпадение из памяти поколений целых пластов героической истории народа, а вместе с тем и утрата величайшей нравственной ценности – естественного патриотизма, любви и уважения к старым людям, чья жизнь и судьба многими нитями связана с героическими этапами нашей истории.
Работая в школе, я всегда акцентировала внимание на том, как привить любовь к своей Родине, научить видеть красоту родного края, воспитать бережное отношение ко всему, что тебя окружает? Конечно, все эти вопросы можно решить, только работая в системе гражданско-патриотического воспитания.
"Растить достойных патриотов своей страны" - вот мой девиз.
Мы не должны забывать, что школа, помимо просветительской, выполняет и воспитательную функцию, формируя личность с активной жизненной позицией, настоящего гражданина своей страны. Ведь для будущего России важно не только, насколько знающие специалисты будут создавать её богатство, но и каким будет их мировоззрение и нравственная культура.
Как же воспитать учеников, чтобы в своей взрослой жизни они совершали те или иные действия, по своему внутреннему побуждению, основанному на высокой гражданской позиции? Этот вопрос волнует не только учителей, но и широкую российскую общественность. По моему глубокому убеждению, необходимо уделить особое внимание воспитанию учащихся на примерах ратного и трудового подвига наших предков, восстановить порушенную связь поколений, довести до сознания понимание величия, духовной красоты и преданности человека высоким идеалам.
Исходя из этого, ставлю перед собой следующие цели: (сл)
Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
Основные принципы, на которых строится Гражданско-патриотическое воспитание: (сл)
1. Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность.
Сформированность устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Системность.
Анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
4. Преемственность.
Патриотическое воспитание продолжается в начальной, средней и старшей школе.
Воспитательная работа в классе осуществляется по четырем основным направлениям. (слайд схема). В каждом направлении обязательно поставлены определенные воспитательные задачи, которые решаются различными формами и методами, в соответствии с содержанием работы.
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;
• вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
• изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
• развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней: (сл)
• День Победы;
• День защитников Отечества.
2. Участие в акциях: (сл)
• «Посылка солдату»;
• «Герои живут рядом»;
• «Георгиевская ленточка»;
• «Бессмертный полк»;
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий (сл)
• легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
• смотр строя и песни;
• проведение спортивных мероприятий.
4. Участие в акции «Вахта памяти»(сл)
• встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
• линейки, посвященные памятным датам истории;
• общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
• организация помощи ветеранам;
• проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Изучение родного края: (сл)
• экскурсии в музеи;
• туристические поездки;
• благоустройство территории школы;
• уход за памятниками и мемориальными досками героев.
6. Организация конкурсов: (сл)
• конкурс чтецов;
• конкурс патриотической песни;
• конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
• конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Поставленные задачи по патриотическому воспитанию реализуются, работу в данной области считаю удовлетворительной т.к.:(Сл)
Проводимая работа является фундаментом для будущего поколения, обладающего духовно нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное и историческое прошлое. Конечно, на этом работа по гражданско-патриотическому воспитанию не заканчивается, она будет продолжаться и в следующих классах. Понятно, что патриотизм, как и любое другое чувство, обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, его глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать. А я истинный патриот своей страны!