Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей№3 города Галича Костромской области
Опыт работы учителя начальных классов Жуковой Е.Н.
«Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с ПДД»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский
С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что образовательным учреждениям необходимо предпринимать серьезные усилия, решая проблему обучения школьников правилам дорожного движения.
Работу по профилактике ПДД я строю с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцирую по возрасту учащихся, создаю все необходимые условия для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с первых классов. Я работаю в тесном контакте с инспекторами ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД и их пропаганды.
Работа с семьей
К сожалению, практика показывает, что, даже зная об опасности, обладая необходимыми умениями и навыками, ребенок склонен нарушать правила дорожного движения, так как среда обитания ребенка насыщена опасностями. С порога дома ребенок становится участником дорожного движения.
Добиться значимых результатов в этой деятельности возможно, объединив усилия сотрудников ГИБДД, школы и родителей.
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.
Чтобы профилактика была целенаправленной, составляется план работы с родителями.
Работу по профилактике ДДТТ и по БДД в целом необходимо строить, исходя из современных условий движения на улицах и дорогах. Ребенок должен уметь ориентироваться в сложных дорожных ситуациях, не должен бояться дороги. Добиться этого можно, отрабатывая теоретические знания на практике, вовлекая родителей, всех заинтересованных лиц в процесс обучения детей ПДД.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, и школы и все действия их целенаправленны.
Работа с родителями состоит из следующих направлений:
1.Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, на которых мы знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Для заинтересованности родителей на традиционных родительских собраниях используем тренинги, мастер-классы и совместные игры по изучению правил дорожного движения. (классных и общешкольных родительских собраний: «Осторожно зима», «Формирование культуры дорожного движения» )
2. Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения на семинарах, круглых столах, в индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его типологические особенности, интересы, физическое состояние. Групповые и индивидуальные консультации: «Родители-водители», «Ваш ребенок и велосипед».
Круглые столы, профилактические заседания: «Безопасность – забота общая», Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» (с просмотром фильмов), «Ответственность за нарушения правил дорожного движения», (инспектор ГИБДД, представители родительских комитетов и управляющего совета, работа с нарушителями). Был проведен «Круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД, на котором в форме вопросов и ответов, а также тренинга были освещены основные моменты безопасности детей на дорогах города.
3.Для лучшего усвоения детьми правил безопасного поведения на улице, я предложила родителям с ребёнком составить план- схему своей улицы и зарисовать ее. Вместе с детьми родители определили на план - схеме особо опасные участки на улице, а также места, благоприятные для разнообразных игр детей. Родители комментировали созданные план - схемы, уточняли, где находятся пешеходные переходы, какие знаки размещены по пути их следования. По этим план - схемам мы предлагали детям рассказать, как они будут играть в своём дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч.
4. «Родительский патруль» «Безопасность наших детей – в наших руках!» - с таким девизом «Родительский патруль» уже не в первый раз организует контроль родителей, с целью привлечения внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей-пассажиров.
Задачи родительского патруля:
- контролировать подъезжающие пути к лицею;
- контролировать транспортные средства на наличие детских автокресел;
- контроль за нахождением детей и подростков на игровых площадках во дворах и прилегающих к лицею улицах.
Сопровождая родителей до автомобиля, «Родительский патруль», убедившись, что детей перевозят согласно требованиям безопасности перевозки детей, вручали родителям памятки «О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», ведь именно использование детского удерживающего устройства – самый простой и надежный способ сделать поездку ребенка в автомобиле комфортной и безопасной. Главное – выбрать автокресло с учетом веса и возраста ребенка и установить его в наиболее безопасном месте – данную информацию доносили участники акции до всех родителей. Всем детям дарили – наклейки «светлячки», которые необходимо иметь на одежде. С наступлением холодного сезона дни становятся совсем короткими, и тёмное время суток значительно преобладает над светлым. В таких условиях совсем не лишним для любого пешехода будет «обозначиться» при переходе проезжей части или вблизи от неё, «засветившись» от лучей автомобильных фар, именно эту важную мысль и постарались донести участники акции для того чтобы в темное время суток быть заметным на проезжей части.
В проведении данных акций я активно сотрудничаю с представителями ГИБДД, которые оказывают помощь в части нормативных требований, отвечают на вопросы родителей, дают рекомендации.
5.Показ открытых мероприятий: классные часы с использование мультимедийного приложения «Дорога в школу»(1-4 классы), внеклассное мероприятие «Посвящение в пешеходы» (1 классы), конкурс «Мама, папа и я – знающая ПДД семья», «Детству безопасную дорогу». Совместная игра «Счастливый случай» в интересной, познавательной форме показала детям жизненную необходимость соблюдения правил дорожного движения ими как пешеходами.
6.Конкурсы семейного мастерства (рисунки, литературные): «Дорожный калейдоскоп», «Дорога глазами детей».
7. Акция «Светоотражающие предметы носи, чтоб не случилось с тобою беды»
Цель: привлечение внимания общественности, родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. К необходимости применения светоотражающих элементов.
8.Анкетирование. Ещё одной традиционной формой в работе с родителями является анкетирование, которое регулярно проводится на нашем классе.
В анкете необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогли узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа ДТП с участием детей.
В большинстве дорожно-транспортных происшествиях с детьми прямо или косвенно повинны родители. Одни – потому что безответственно оставляли малышей без присмотра на улице, другие – потому что не приучили их к строгой дисциплине на улице и соблюдению Правил дорожного движения. Поэтому работа с родителями – одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.
К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам дорожного движения?
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге.
Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение правил поведения пешехода только на учителя или сотрудника дорожной полиции. Личный пример взрослых играет большое значение в воспитании у детей сознательного поведения на улице. Навыки правильного, безопасного поведения на улице и дороге переходят в привычку, когда дети убеждаются, что взрослые к Правилам дорожного движения относятся серьезно и строго их соблюдают.
Основным результатом моей работы по профилактике ДДТТ можно считать:
- создание оптимальных условий для поддержания в течение нескольких лет низкого уровня дорожно-транспортного травматизма среди учащихся лицея;
-вовлечение наибольшего числа учащихся и родителей в изучение ПДД,
- создание информационного, организационного и методического обеспечения по вопросам воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
- активное участие детей в конкурсах творческих работ по ПДД различных уровней.
Результат на уровне семьи:
вовлекается в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
получает новые знания,
овладевает педагогическими технологиями,
внедряет передовой семейный опыт;
В мировоззрении семьи происходят изменения:
В целом: происходит формирование семейного неприятия нарушений ПДД; осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в целом.
В частном: происходит:
- переосмысление вклада семьи в вопросы собственной безопасности на дороге, как передачи опыта безопасности младшему поколению;
-формирование у родителей стремление к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;
- как принятие опыта своих родителей у детей формируются устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями учащихся даёт положительные результаты. Всей своей работой я стараемся доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет учитель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка и его безопасности.
Дети – наше будущее, значит, будущее нашего общества и государства. И это будущее в наших руках, уважаемые взрослые!
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ежегодно на улицах городов, населенных пунктов и автодорогах в дорожно-транспортных происшествиях погибают дети и получают телесные повреждения.
При проведении анкетирования мы хотим изучить проблему, стоящую перед дорожной полицией и учреждениями образования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в воспитании культуры поведения детей на улицах и дорогах. Нам хочется обратить Ваше внимание и найти пути решения данного вопроса. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.
1. Имеете ли вы в семье свой личный транспорт? (да, нет)
2. Есть ли в семье водитель-профессионал? (да, нет)
3. Какого возраста в семье дети?______________________
4. Где вы узнали о дорожно-транспортных происшествиях, связанных детьми?
- на собрании в детском саду, школе
- из разговоров
- по телевидению, радио, в печати
5. Как ваш ребенок знает правила дорожного движения?
- считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».
6. Кто научил ребенка соблюдать правила дорожного движения?
- Детский сад
- Школа
- Сами родители
- Бабушка, дедушка
7. Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
- ежедневно
- иногда
- очень редко
- не говорите на эту тему
- другие ответы
8. Ваш ребенок стал первоклассником. Что вы сделали для того, чтобы ваш первоклассник правильно и безопасно переходил проезжую часть?
- показал самый короткий и безопасный путь от дома до школы
- несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав как правильно переходить дорогу
- другие меры (указать)
9. Соблюдаете ли вы сами правила дорожного движения?
- всегда соблюдаю
- не всегда
- не соблюдаю
10. Нарушаете ли вы правила дорожного движения, когда идете вместе с ребенком?
- нет
- иногда бывает, когда спешишь
- не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины
11. Как реагирует на ваше нарушение ребенок?
- никак
- говорит, что мы идем неправильно
- требует, чтобы мы шли правильно
Анкетирование родителей
«Безопасность вашего ребенка на дороге»
1. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?
а) да;
б) нет
2. С какого возраста вы стали знакомить его с ним?
а) с 5- 7 лет;
б) с 8-13 лет.
3. Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?
а) да;
б) нет.
4. Кто должен заниматься воспитанием безопасного поведения детей на дороге?
а) в основном родители;
б) в основном школа;
в) совместно
5. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?
а) да;
б) нет;
в) не всегда
6. Бывает иногда так, что ваш ребенок «Преподает» вам урок безопасного поведения на дороге?
а) всегда;
б) никогда;