СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Мое педагогическое кредо:

            

“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.  

 

      Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога –  активно поощрять эту деятельность.

Просмотр содержимого документа
««Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей дошкольников»»

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей дошкольников»


   Мое педагогическое кредо:

“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.


Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – активно поощрять эту деятельность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Оно включает в себя:

-активные поиски решения задач

- выдвижение предположений

- реализацию выдвинутой гипотезы в действии

- построение доступных выводов.



В процессе экспериментирования:

  • развивается память ребенка;

  • активизируются его мыслительные процессы (при совершении операций анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира);

  • удовлетворяется детская любознательность (ребенок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем);

  • обогащается словарный запас детей различными терминами, закрепляется умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, делать выводы.


Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.

Цель моей работы - это развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования.


Для результативной и качественной работы в данном направлении я выделила для себя следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы метода детского экспериментирования в условиях дошкольного учреждения;

  • Создать условия для развития экспериментально- познавательной деятельности дошкольников;

  • Разработать перспективный план опытно-экспериментальной работы с дошкольниками;

  • Разработать картотеку опытов и экспериментов, способствующих развитию познавательных способностей дошкольников


Немаловажное значение в развитии детских познавательных способностей имеет хорошо оборудованная, насыщенная среда. Для качественной и продуктивной работы я организовала познавательный центр «Детская лаборатория почемучек» обеспечивающий возможность для проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.


Основное оборудование лаборатории:

•приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

•бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; технический материал: гайки, скрепки, болты, гвоздики.

•разные виды бумаги; обычная, картон, наждачная, копировальная

•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

•медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

разнообразные сосуды: из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

Материалы по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина», «Тело человека», «Явления природы».


Опытно – экспериментальная деятельность интегрируется с другими видами деятельности:

  • развитие речи

  • математика

  • рисование

  • наблюдение

  • игра

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи

(в умении четко выразить свою мысль при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном). Общаясь в процессе деятельности у детей развивается диалогическая речь, они учатся работать сообща.


Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Связь детского экспериментирования и изобразительной деятельности проявляется в процессе зарисовки результата опыта, в связи с чем развиваются художественные способности ребёнка.

Интеграция опытно-экспериментальной деятельности с наблюдением на прогулке позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми навыков опытно-экспериментальной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические, словесные и развивающие игры, игры с элементами ТРИЗ.

Я разработала перспективно-тематический план по возрастным группам (средняя, старшая, подготовительная), в котором распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по следующим направлениям:

  1. Неживая природа- воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.

  2. Человек и его организм.

  3. Рукотворный мир, материалы и их свойства.

  4. Мы и Космос.

Каждое направление представлено в разделах по месяцам (таблица перспективно-тематического плана работы с детьми). В каждой возрастной группе добавляются разделы и опыты усложняются.

Эффективной формой работы в детском саду являются проекты. Поэтому я решила каждый раздел рассмотреть в форме проектов.

Представляю вашему вниманию проект «Волшебница-вода» ( показ в слайдах)

Целью проекта было: помочь детям направить и развивать их любознательность;
дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта- вода, о её взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе проекта дети экспериментировали с водой, закрепляли свойства воды, узнавали новое, делали выводы.


Результат исследовательской деятельности:

Дети узнали, что:

  • вода одна из самых главных жидкостей на земле;

  • без воды нет жизни, всё живое гибнет;

  • вода присутствует почти везде;

  • вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса;

  • водой можно смыть грязь;

  • вода удерживает не все предметы на плаву;

  • вода может впитываться, но не во все предметы и материал.

Научились наблюдать и делать выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте.

Вода-это добрый помощник человека и источник жизни на земле.



Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную познавательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


Закончить свое выступление хотелось бы словами В.А.Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».