СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно-экспериментальная инновационная деятельность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной инновационной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная инновационная деятельность»

Опытно-экспериментальная, инновационная деятельность

Полное наименование ОУ: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Пугачёвский аграрно-технологический техникум»

Инновационный статус ОУ: экспериментальная площадка

Тема: «Адаптивные образовательные системы в аспекте творческого развития личности»

Исследовательская работа педагогов – одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения инновационного типа. В современных условиях образовательной политики учителю предоставлена ведущая роль в развитии учебно-воспитательной системы. Реализация задач, стоящих перед учителем, требует от него глубокого осмысления, освоения и претворения в своей деятельности идей, обобщенных педагогической наукой и педагогической практикой. При этом каждый учитель находит свои, индивидуальные подходы к решению проблем учебно-воспитательного процесса, и согласует их с основными направлениями развития инновационной школы. Работая в инновационной школе, учитель должен строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, проводить постоянный анализ и осмысление процесса обучения и воспитания учащихся и их результатов, самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Инновационная школа требует от учителя профессионального роста не только в качестве педагога, но и в качестве исследователя и экспериментатора, так как в каждой инновационной школе ведется активно экспериментальная работа по созданию и апробации современных концепций, моделей и технологий обучения. Вместе с тем, решение проблемы развития исследовательской деятельности учителя, связано, прежде всего, с выявлением организационно-педагогических условий, способствующих ее развитию в современной школе.

Цель: Разработать и реализовать адаптивные образовательные системы для творческого развития личности, способствующие повышению качества образования в современном образовательном учреждении СПО.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение адаптивных образовательных систем будет способствовать повышению качества образования в современном образовательном учреждении СПО в том случае, если будут соблюдаться следующие условия:

  • процесс ее организации будет обеспечиваться системой опережающего управления образовательным учреждением;

  • экспериментальная работа будет осуществляться на основе разработанной программы развития исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;

  • становление научно-методической компетентности педагогов и исследовательских компетенций обучающихся будет осуществляться на основе научно-методического сопровождения процесса внедрения адаптивных технологий для творческого развития личности;

  • ведущим условием реализации адаптивных технологий в образовательных учреждениях СПО будет создание научного сообщества педагогов и обучающихся на основе гуманизации взаимоотношений субъектов и реализации индивидуальных возможностей каждого;

  • процесс реализации адаптивных технологий в образовательных учреждениях СПО будет постоянно отслеживаться в процессе психолого-педагогического мониторинга.

Ожидаемые результаты:

  • создание системы опережающего управления образовательным учреждением;

  • создание системы научно-методической работы педагогов;

  • разработка нормативно-правовой базы как основы научного обеспечения эксперимента;

  • создание экспертно-аналитического совета лицея для реализации идей эксперимента;

  • формирование единого научного сообщества преподавателей и обучающихся;

  • повышение мотивации к экспериментальной деятельности;

  • развитие научно-методической компетентности у педагогов техникума; повышение профессионализма в работе;

  • развитие экспериментальных компетенций у обучающихся;

  • реализация творческого потенциала личности педагога и обучающегося;

  • ориентация на гуманистические взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса;

  • повышение качества образования в целом.


1.Этап ОЭР

1. Поисково – теоретический (Организационный).

Цель и задачи этапа

Цель: создание и апробация организационно-функциональной модели адаптивных образовательных систем в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

1.Определение методологических и теоретических основ адаптивных технологий, разработка плана и программы эксперимента, анализ состояния профессиональной подготовки преподавателя к экспериментальной деятельности.

2.Создание опережающей управленческой структуры эксперимента.

3.Диагностика и анализ состояния научно-методического сопровождения на начало эксперимента.

4. Разработка программы развития экспериментальной деятельности педагога.

5.Опережающая подготовка педагогов к внедрению адаптивных технологий.

Методы ОЭР

  1. Методы мониторинга состояния психологического климата в коллективе.

  2. Экспертная оценка экспериментального потенциала педагогов.

  3. Оценка уровня образованности обучающихся.

Содержание ОЭР, достигнутые результаты и полученные образовательные продукты

  1. На основе анализа готовности педагогического коллектива и имеющихся ресурсов для успешного решения проблемы развития экспериментальной деятельности педагогов разработана Программа экспериментальной работы и план управления ходом эксперимента.

  2. Создана управленческая структура, основными целями которой являются: опережающее управление развитием эксперимента, его научно-методическое обеспечение и сопровождение, включая мониторинг, анализ и корректировку экспериментальной деятельности.

  3. На основе диагностических мероприятий и рефлексии сделан анализ состояния научно-методического сопровождения на начало экспериментальной работы.

  4. Разработана содержательная основа и рекомендации для создания индивидуальных планов внедрения адаптивных технологий.

  5. Разработаны соответствующие локальные нормативные документы для организации экспериментальной работы.

  6. Организована опережающая подготовка кадров для проведения экспериментальной работы:

Теоретические семинары:

«Научно-методическая компетентность как условие повышения качества образования в современном образовательном учреждении системы СПО».

Семинары – практикумы:

«Технология внедрения адаптивных образовательных систем для творческого развития личности».

«Разработка индивидуальных планов опытно-экспериментальной работы».

«Формы обобщения результатов научно-методической работы»

Обучающие курсы: «Методика применения адаптивных технологий в системе СПО»;

«Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательного учреждения»

7.На основе изучения индивидуальных запросов преподавателей созданы творческие группы педагогов.

В ходе первого этапа эксперимента:

  • 10 преподавателей и мастеров производственного обучения (52,6 %) включились в инновационную деятельность.

  • Создан банк диагностических материалов для отслеживания хода экспериментальной работы.

  • Разработана система внедрения адаптивных технологий в образовательном учреждении.

  • Составлены индивидуальные планы экспериментальной деятельности педагогов с учетом мотивационной основы и возможностей каждого.

  • Создан банк научно-методического обеспечения экспериментальной деятельности педагогов и обучающихся.

  • В техникуме была проведена конференция по результатам экспериментальной деятельности педагогов и обучающихся, на которой были представлены творческие отчеты о промежуточных результатах внедрения адаптивных технологий.

Анализ недостигнутых результатов (причины)

За прошедший период удалось не в полной мере

  • обеспечить научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности педагогов и обучающихся лицея;

  • создать достаточные мотивационные условия для вовлечения большего количества педагогов и обучающихся в коллективную экспериментальную деятельность.

Причинами недостигнутых в полной мере результатов являются недостаточная мотивационная заинтересованность педагогов в инновационной деятельности.

Возможности распространения позитивных результатов

Более широкое участие преподавателей в конференциях вне техникума. Проведение открытых мероприятий по представлению опыта техникума.

Повышение степени заинтересованности педагогов в результатах экспериментальной деятельности (стимулирование деятельности).

2.Этап ОЭР

2. Технологический (внедренческий).

Цель и задачи этапа

Цель: Внедрение системы адаптивных образовательных систем, способствующего повышению качества образования и творческому развитию личности.

Задачи:

1. Апробация технологии реализации программы экспериментальной работы, проверка и уточнение гипотезы для реализации программы деятельности педагога.

2. Структурирование управленческой, обучающей, экспериментальной деятельности педагога и обучающихся.

3.Реализация индивидуальных планов ОЭР педагогов.

4.Внедрение системы научно-методического сопровождения эксперимента.

5.Создание научного сообщества педагогов и обучающихся на основе гуманизации взаимоотношений субъектов и реализации индивидуальных возможностей каждого.

6.Внедрение мониторинга экспериментальной деятельности педагогов и обучающихся.

7. Промежуточный анализ и корректировка результатов экспериментальной работы.

Методы ОЭР

1.Методы мониторинга состояния психологического климата в коллективе.

2.Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности педагогов.

3.Оценка качества образовательной деятельности.

4. Собеседование с педагогами по уточнению целей и задач внедрения адаптивных систем и повышению заинтересованности в результатах своего развития.

5. Повышение научно-методической компетентности педагогов в рамках научно-методической деятельности через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.

6. Самооценка личностных и профессиональных изменений педагога в условиях экспериментальной деятельности.

7.Освоение технологии итогового анализа и обобщения опыта своей профессиональной деятельности.

8. Интервьюирование педагогов по степени удовлетворенности организацией методической работы в техникуме.

Содержание ОЭР, достигнутые результаты и полученные образовательные продукты

1.Апробируется программа эксперимента, проверяются и обосновываются условия для успешного достижения главных целей ОЭР, вносятся корректировки в планы, в управление и содержание экспериментальной деятельности на основе диагностических срезов, анализа и интерпретации полученных данных.

2.Структурируется управленческая, обучающая, исследовательская деятельность педагога и обучающихся.

3.Реализуются планы индивидуальной экспериментальной деятельности педагогов.

4.Совершенствуется система научно-методического сопровождения эксперимента: вводятся современные формы сопровождения экспериментальной деятельности педагога (тьюторство, модерирование, мастер-классы, профессиональные тренинги и пр.); осуществляется коллективная оценка научно-методического сопровождения ОЭР субъектами педагогической деятельности; происходит процесс реорганизации методической работы лицея в научно-методическую; постоянно обновляется нормативно-правовая база как основа научного обеспечения эксперимента и всей образовательной деятельности и др..

5. Идет процесс формирования единого научного сообщества педагогов и обучающихся, планирующих содержание совместной деятельности, включая презентации индивидуальных достижений на конференциях, педагогических советах и т.п.

6.Создана система опережающего управления образовательным учреждением через расширение и открытость информационного обеспечения и вовлечения опытных педагогов в процесс решения управленческих проблем лицея.

7.Создан экспертный совет лицея для реализации идей эксперимента и оценки продуктов методического обеспечения образовательной деятельности ОУ в целом.

8.Разработана система стимулирования педагогов, занимающихся экспериментальной деятельностью.

На основе мониторинговых исследований в ходе второго этапа экспериментальной работы:

-наблюдается повышение уровня научно-методической компетентности у педагогов лицея; повышение профессионализма в работе: преподавателями освоены и эффективно применяются современные образовательные технологии: модульное обучение, метод проектов, технология критического мышления;

-в ходе организации экспериментальной деятельности наблюдается развитие исследовательских компетенций у обучающихся;

-в лицее на основе поведенной диагностики учебно-воспитательный процесс ОУ ориентирован на гуманистические взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса; создаются условия для реализации творческого потенциала личности педагогов и обучающихся;

-в процессе экспериментальной деятельности отмечается повышение качества образования в целом;

-наблюдается повышение интереса у преподавателей к руководству учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

-в техникуме проведена конференция по теме «Адаптивные образовательные системы в аспекте творческого развития личности». (Итоги промежуточного этапа эксперимента)».

Анализ недостигнутых результатов (причины)

При повышении уровня профессиональной компетентности преподавателей и повышении качества образования в целом наблюдается снижение количества участников экспериментальной деятельности. Основные причины оттока участников эксперимента: загруженность процессом освоения этой инновации.

Возможности распространения позитивных результатов на данном этапе ОЭР

- Расширение пространства проведения конференций по итогам инновационной деятельности лицея

- Обновление форм и методов стимулирования педагогов, занимающихся ОЭР.

- Подготовка материалов экспериментальной работы для публикации сборника по теме ОЭР.

- Расширение связей с другими образовательными учреждениями (сеть).

- Активное использование различных форм совместной деятельности для решения научно-практических проблем развития лицея, способствующих созданию в ходе эксперимента единого педагогического сообщества, способного к грамотному освоению, применению и распространению нововведений в профессиональной педагогической практике;

- Разработка на ближайшую перспективу стратегии организации исследовательской работы педагогов, построенную на следующих принципах: целесообразности, кооперации, последовательности, преемственности с другими инновациями на основе компетентностного подхода.


3.Этап ОЭР

3. Заключительный этап (рефлексивный)