Анпилогова Т.В.,
заместитель директора по НМР
МБОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко
г.Муравленко, ЯНАО
Опытно-экспериментальная работа в школе «Проб и выбора»: первые шаги .
Цель: проектирование дидактической системы, обеспечивающей возможность достижения образовательных результатов, предусмотренных ФГОС, в условиях «Школы ступеней» .
Миссия школы
Содействие пробам и выбору школьниками разных видов деятельности посредством построения и динамического изменения образовательной среды, сообразной подростковому возрасту.
* образовательная среда – совокупность
Педагогическая стратегия школы:
формирование ситуаций развития подростка через предоставление ему возможности «проб и выбора» различных видов деятельности.
Организация опытно-экспериментальной работы по направлениям:
Учебные программы
Разработка «уровневых» рабочих программ по учебным дисциплинам основной школы.
- РУП (5-6 «пилотных» классов в соответствии с ФГОС ООО)
Урок
Переход от традиционного урока к компетентностному.
- Разработка компетентностных заданий по естественнонаучной, математической грамотности, по осознанному чтению и по решению проблем.
Класс
Поиск внутренней структуры класса, при которой каждый ученик получит опыт выполнения разных социальных ролей в подростковой школе.
- Формирование групп учащихся по интересам.
Направление «Учебные программы»
Январь
2013
Обучающий семинар с учителями основной школы по разработке «уровневых» программ по учебным предметам.
Организация мероприятий (семинаров, переговорных площадок, инструктивных совещаний) с педагогами и членами рабочей группы.
Анализ имеющихся учебных программ и учебников, технологий, способов контроля и оценки планируемых результатов обучения, ресурсов для реализации ФГОС.
Составление реестра «разноуровневых» программ по учебным предметам.
Изучение требований к рабочей программе, соответствующей требованиям ФГОС ООО.
Январь
2014
Представление проекта «Учебные программы» на ГЭМС. Консультация со специалистами Управления образования, научным руководителем.
Направление «Учебные программы»
Проведение переговорных площадок по основным этапам разработки рабочей программы:
- разработка пояснительной записки к рабочей программе учебного предмета;
- разработка раздела рабочей программы учебного предмета «Планируемые результаты обучения»;
- разработка содержания рабочей программы, тематического планирования учебного предмета;
- разработка раздела рабочей программы учебного предмета «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».
Формирование творческих групп
по разработке программ
Обучение на компетентностной основе /для 5 и 6 «пилотных» классов – с обязательной интеграцией 4 междисциплинарных программ:
- «Формирование УУД»,
- «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»,
- «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»,
- «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Направление «Учебные программы»
Тема проекта. Разработка «уровневых» рабочих программ по учебным дисциплинам основной школы. Цель: 1.Разработать «уровневые» программы по учебным дисциплинам основной школы. 2.Анализ влияния реализации данных программ на учебную деятельность разных категорий учащихся (в том числе на формирование функциональной грамотности учащихся основной школы). Гипотеза: если предмет имеет важное значение в достижении учащимися уровня функциональной грамотности, то какое отражение это должно найти в рабочих учебных программах.
Направление «Учебные программы»
Ожидаемые результаты
Система оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации проекта «Учебные программы» представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения Образовательной программы подростковой школы, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность на только учащихся, но и педагогов, родителей обучающихся.
Планируемый результат
Результативность и эффективность разработки и реализации «уровневых» программ по учебным предметам.
Мониторинг результатов и их оценка
По планируемому результату будут заданы индикаторы и определены измеряемые результаты.
Школьный «Фестиваль открытых уроков»
Школьная площадка для обсуждения проблемных направлений проекта
Семинар-практикум по разработке методических рекомендаций для применения компетентностно-ориентированных заданий в уроке и в экспертной карте
Январь
КПК (очные, дистанционные )
2013
Работа учителей в командах по проектированию и анализу компетентностного урока
Январь
2014
Составление заданий на компетентностной основе
Направление «Урок»
Учебный семинар по использованию современных педагогических технологий, мастер-классов
Создание творческой группы по направлению «Урок». Разработка проекта.
Направление «Урок»
- Обучение на основе проблемных ситуаций
- Проектная деятельность
- Уровневая дифференциация
- Информационно-коммуникационные технологии
Изменения в учебном процессе
- Урок свободного выбора (5 «пилотный» класс)
- Урок пробы на компетентностной основе (5-9 классы)
- Учебные занятия – модули
- Проектные занятия
- Исследовательские занятия
- Занятия предпрофильных динамических групп и классов (по выбору), 7-9 классы
- Проект событийных мероприятий «Древо событий»
Расписание:
- Линейное (5-6 классы)
- Модульное (7-9 классы)
- Задания по выбору
- Разноуровневые задания
Педагогический эффект направления «Урок»
Городской конкурс «Педагогическая симфония»
Школьный Фестиваль открытых уроков
91% педагогов / участие в «Фестивале открытых уроков»
Победитель городского конкурса «Педагогическая симфония»
83% педагогов / используют элементы компетентностного урока
- муниципальный конкурс «Педагогические проекты» – 3 победителя;
- победители и призёры профессиональных (заочных) конкурсов (всероссийского уровня) – 9 лауреатов I степени,
15 лауреатов II степени,
13 лауреатов III степени.
Направление «Цели»
Тема проекта. Изучение динамики представлений о «хорошем ученике» как модели «портрета выпускника» основной школы, и оценка качества состава учащихся (какими качествами «хорошего ученика» обладают/не обладают учащиеся). Цель: 1.Разработать методику изучения динамики представлений о «хорошем ученике» как модели «портрета выпускника» основной школы и оценки качества состава учащихся (какими качествами «хорошего ученика» обладают/не обладают учащиеся). 2.Разработать методические рекомендации (в том числе коррекционной направленности) для педагогических работников, специалистов школы, родителей учащихся по вопросам создания условий для повышения результатов, достижений и успешности учащихся основной школы.
Гипотеза: если учитывать ситуацию значимых изменений подростка и ситуации его развития, то можно получить желаемый образ выпускника основной школы.
Направление «Цели»
Ожидаемые результаты
Система оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации программы «Цели» представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения Образовательной программы подростковой школы, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность на только учащихся, но и педагогов, родителей обучающихся.
Планируемые результаты:
1.Результативность и эффективность методики изучения динамики представлений о «хорошем ученике» как модели «портрета выпускника» основной школы и оценки качества состава учащихся.
2.Результативность коррекционных мероприятий, проводимых с учетом ситуаций значимых изменений подростка и ситуаций его развития, для компенсации выявленных дефицитов подростков.
Методы исследования. Анкетирование, интервьюирование, наблюдение, самооценка, анализ результатов и продуктов деятельности.
Мониторинг результатов и их оценка
По планируемому результату будут заданы индикаторы и определены измеряемые результаты.
Общественная экспертиза проекта «Школа авторского телевидения»
Организационный семинар для руководителей направлений проекта
Ознакомительный курс для участников проекта
Январь
Презентация проекта
2013
Стартовое мероприятие для учащихся 5-х классов
Январь
2014
Направление «Класс»
«Мозговой штурм» разработка плана ОЭР по направлению «Класс»
Мастер-класс для участников проекта «Класс»
Тема проекта. Организация внеклассной и внешкольной деятельности, через участие в проекте «Школа авторского телевидения» как систему освоения социального опыта учащихся. Задачи.
Найти внутреннею структуру класса, при которой каждый ученик получит опыт выполнения разных социальных ролей в течение нескольких лет обучения. Гипотеза: при создании системы освоения социального опыта учащимися подростковой школы, то каждый ученик получит опыт выполнения разных социальных ролей. Планируемые результаты: -методические рекомендации по организации и структуре «свободного выбора для учащихся 5-х классов; -публичная презентация школьного проекта «Школа авторского телевидения»; -представление системы мониторинга «Социальный опыт подростка».
Первый этап реализации проекта «Школа авторского телевидения» для учащихся 5-х классов
формы организации обучающихся, «за рамками» класса: создание временных творческих групп
Параллель учащихся 5-х классов разделена на 7 групп смешенного состава.
Ученик проходит мастер-классы по каждому из направлений.
100% охват учащихся
5-х классов