Подготовила Шляхова Т.Г., преподаватель, руководитель практики УО «Солигорский государственный колледж»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.
Основные компоненты:
дидактическая задача,
игровые действия,
игровые правила,
результат,
дидактический материал.
Дополнительные компоненты сюжет и роль.
Подготовка к проведению дидактической игры
игры отбираются в соответствии с задачами и содержанием учебной программы дошкольного образования конкретной возрастной группы: для углубления и обобщения представлений, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи) и др.;
устанавливается соответствие выбранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
определяется наиболее удобное время для проведения дидактической игры (на занятиях или в свободное от занятий время);
выбирается место для игры, где дети могут спокойно поиграть;
определяется количество играющих (дети всей группы, разбивка на подгруппы, индивидуально);
подготавливается необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, различные предметы, картинки, музыкальный фон);
определение воспитателем хода игры, методы руководства игровой деятельностью.
дети готовятся к игре: получают новые представления о предметах и явлениях, необходимые для решения игровых задач.
Проведение дидактической игры включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическими материалами, которые будут использованы в игре (показ игрушек, предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой будут уточняться знания и представления дошкольников о них);
объяснение хода и правил игры. При этом педагог особенно обращает внимание на поведение дошкольников в соответствии с правилами игры, на четкость выполнения правил;
показ игровых действий. В процессе показа педагог учит ребят правильному выполнению действий, говоря, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
определение роли педагога в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в дидактической игре определяется возрастом дошкольников, уровнем их знаний, сложностью задачи, игровых правил. Принимая участие в игре, воспитатель контролирует действия участников при помощи совета, вопросов, напоминания.
подведение итогов, т. к. по результатам, которые дети получают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, можно ли ее использовать в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
Анализ дидактической игры
В конце игры (третий этап) воспитатель должен спросить у детей, понравилась ли им игра, и пообещать, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной.
При анализе проведенной игры выявляются приемы ее подготовки и проведения: какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам. Это поможет в усовершенствовании подготовки и процесса проведения дидактической игры, избежать ошибок. Помимо этого, анализ дидактической игры способствует выявлению индивидуальных особенностей в поведении и характере дошкольников и, значит, правильно организовать процесс индивидуальной работы с ними.