Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2»
Тайгинского городского округа
«Организация и проведение спортивных праздников по нетрадиционным видам спорта для учащихся начальных классов»
(методическая разработка)
Разработала: Мухомедзянова Н.О
учитель физической культуры
Тайга, 2016г
Методика организации спортивного праздника — достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов. Подготовка к празднику в первую очередь включает: издание приказа о проведении праздника, разработку положений о проведении соревнований и составление сценария праздника. Для организации и проведения праздника создаётся оргкомитет, в который входят представители от администрации школы, учителя физкультуры, представители от школьного самоуправления и родительского совета школы, возглавляет оргкомитет директор школы.
При подготовки плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие правила:
• обеспечить постепенное увеличение физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Наиболее интересной частью подготовительной работы является процесс изготовления атрибутов, плакатов, декораций, эмблем для участников.
В соответствии с целью, темой и видом праздника продумываются призы-подарки для детей-участников. Ведущие детского праздника должны помнить: никто из детей не должен быть забыт, каждый должен быть обязательно награжден вне зависимости от места, которое занял он лично или его команда. Именно это является залогом его оптимизма и желания участвовать во всех мероприятиях.
Ведущие заранее договариваются о стиле спортивной одежды и эмблемах, обуви, продумывают место для размещения команд-участниц, жюри, болельщиков. Изготавливается табло для освещения промежуточных и итоговых результатов.
Особое внимание следует уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце соревнования.
Праздник, построенный на спортивных соревнованиях (мини-гольф, бадминтон, волейбол, футбол и др.), не состоится, если у детей нет соответствующих навыков, поэтому таким праздникам обязательно предшествуют занятия-тренировки. Следует помнить, что праздник организуется для детей, а не для зрителей и гостей. Поэтому уместнее экспромт, живое, непринужденное общение, и не проработанный и заученный по сценарию диалог.
Проведение праздника необходимо поручить ведущему, который должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств. Ведущий должен чувствовать ситуацию, уметь повернуть спортивное мероприятие в нужное русло в том числе учитывать особенности и возможности каждого ребёнка и коллектива в целом регулируя и контролируя при этом физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Структура праздника зависит от его вида. Условно ее можно представить тремя частями. Содержание первой, вводной части, весьма разнообразно: это может быть парад участников, подъем флага, зажигание олимпийского факела. Неплохим началом может стать неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые, приглашают всех принять участие в играх, аттракционах и викторинах.
Основная часть праздники направлена на решение главной задачи. В зависимости от этого она наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, конкурсами. Важно, чтобы в конкурсах участвовали все дети.
На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать деятельность отдельных участников или команд. В связи с этим заранее выбирается жюри (судьи) из 3-5 человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным цифровым. Подводить результаты необходимо в ходе и в конце праздника.
После каждой игры-эстафеты, соревнования жюри подводит краткий итог и оценивает степень проявления физических и морально-волевых качеств команд и отдельных игроков.
Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей и разыгрывание коротенького представления.
В конце праздника вне конкурса уместно провести массовую игру средней подвижности (лучше в кругу) по типу «Мышеловка», «Карусели», организовать общий танец всех участников и болельщиков. Жюри и организаторам это время можно использовать на подсчет очков и подведение итогов.
Награждение проходит торжественно и весело, и каждый получает сувенир на память.
Сценарий спортивного праздника по нетрадиционным видам спорта.
Состоит из следующих конкурсов:
1.соревнования по мини-гольфу;
2.подвижной игры «Выбивалы»;
3.соревнования по крокету;
4.комбинированной эстафеты.
Цель проведения спортивного праздника: вовлечение учащихся в спортивную жизнь школы через нетрадиционные виды спорта.
Задачи:
1.пропаганда здорового образа жизни;
2.формирование универсальных учебных действий, развитие личностных качеств учащихся;
3.развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты и координации движения.
Место проведения: спортивный зал
Участники: учащиеся 1-4 классов.
В зале находятся зрители: родители, учителя, ученики различных классов.
О начале соревнований извещают звуки спортивного марша. На середину зала выходит ведущий. Он приветствуют участников соревнования, зрителей и представляет жюри. Под звуки спортивного марша и аплодисменты зрителей команды проходят по площадке и выстраиваются перед жюри. Капитаны команд поочерёдно вручают председателю жюри, оформленные заявки на участие в соревнованиях и образцы эмблем команд. Каждый капитан команды докладывает о готовности своей команды к предстоящим стартам. Председатель жюри говорит о значении соревнований, напоминает о спортивных традициях школы, о спортивном соревновательном духе, представляет команды, призывает болельщиков активно болеть за свои команды.
Ведущий: «Первое соревнование – это соревнование по мини-гольфу. Мини-гольф — это спортивная игра, которая является вполне официальной спортивной дисциплиной, по которой проводятся соревнования всех уровней, вплоть до чемпионатов мира, в то же время мини-гольф – это игра и как форма отдыха и развлечения. Принцип игры в мини-гольф заключается в следующем: необходимо минимальным количеством ударов закатить мяч в лунку».
Две команды (по 8 человек) получают клюшки и мячи для мини-гольфа и занимают места на дорожках перед лунками.
Ведущий: «Дорогие ребята сейчас мы освоим краткий курс по мини-гольфу, а именно:
1)технику стойки при ударе, для этого ноги ставим на ширине плеч, руки прямые, голову чуть опустить;
2)технику хвата клюшки – правая рука на нижней части рукоятки клюшки, левая рядом, клюшка по центру;
3)технику удара по прямой – удар по мячу не сильный, мяч должен только катиться».
Все участники выполняют по 2-3 удара на каждой лунке и переходят на следующие лунки, в итоге проходят несколько лунок.
Ведущий: «Дорогие ребята, освоив основные азы по мини-гольфу, прошу внимательно послушать правила соревнований для каждого участника:
- удар по мячу выполняется со стартовой площадки (Ти);
- на каждой лунке выполняется только один удар;
- за попадание в лунку игрок получает 1 очко, а за промах – 0 очков;
- необходимо пройти 16 лунок;
- побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество очков.
Итак, правила игры всем понятны ? Начинаем соревнования». Судейство на площадке осуществляют судьи старшеклассники, которые фиксируют результаты в протокол. Во время соревнования звучит спортивная песня. После прохождения 16 лунок судьи сдают протоколы жюри для подведения итогов.
Ведущий: «переходим к следующей игре: «Подвижная игра «Выбивалы».
На площадку приглашаются капитаны команд, которые тянут жребий, а именно: кому выбивать, а кому находиться в кругу. В игре принимают участие две команды по 16 человек в каждой.
Каждой команде отводится по 5 минут, чтобы выбить из круга волейбольным мячом своих соперников. Побеждает та команда, у которой осталось больше участников в кругу.
После игры члены жюри подводят итоги двух конкурсов.
Ведущий: мы продолжаем наши соревнование и следующий конкурс, соревнования по крокету. От каждой команды на площадку приглашаются по 8 человек участников. Крокет (croquet) — динамичная, бесконтактная, стратегическая командная игра, в которую может играть любой независимо от возраста, пола, физической подготовки и социального статуса. Игру крокет называют социальным спортом.
На площадке размером 7х4м с ковровым покрытием зелёного цвета устанавливается 10 ворот размером 20х15см. Смысл игры заключается в проведении шаров с помощью бит (специальных молотков) через серию расставленных ворот. По правилам соревнования побеждает та команда, чьи шары первыми пройдут все ворота, и пересекут финишную линию.
Ведущий: «На площадку приглашаются по 8 человек от каждой команды».
Участники получают биты (в виде молотков) и шары (у каждой команды свой цвет).
Ведущий: «Участники соревнования, чтобы правильно выполнять удары необходимо освоить несколько основных технических приёмов:
1.стойка — ноги на ширине плеч, корпус чуть согнут, в руках бита, которая находится по центру между ног;
2.удар – вначале выполняется замах, движение битой осуществляется по центру между стоп ног и при касании молотка о шар производится удар».
Представители команд выполняют по 3-4 тренировочных удара.
Ведущий: « Ребята, а теперь, после тренировки, начинаем соревнования по крокету».
Участники соревнуются в парах, по одному участнику от каждой команды и по очереди выполняют удары. Задача – как можно быстрее провести с помощью ударов свой шар через 10 ворот от линии старта до линии финиша. Судейство осуществляют старшеклассники, на линии старта судья записывает участников, а на финише судья определяет победителя каждой пары участников (чей шар первым пересечёт линию финиша). После завершения игры 8-й пары участников, судья передаёт протокол жюри для подведения итогов.
Ведущий: «Уважаемые болельщики и дорогие участники соревнований
завершаются наши спортивные соревнования комбинированной эстафетой, в которой участвует две команды, в полном составе по 16 человек каждая».
На площадку выходят представители двух команд занимают места на площадке, во встречных колоннах по 8 человек.
Ведущий: « Эстафета начинается с этапов (1-5) – бег с мячом через два обруча».
По сигналу судьи участник первого этапа начинает движение вперёд с волейбольным мячом в руках, в середине площадки, пробегает через гимнастические обручи, которые удерживают старшеклассники на расстоянии 4 метров друг от друга и передаёт своему товарищу по команде (во встречной колоне) мяч в виде эстафеты, участник второго этапа выполняет те же действия, что и первого этапа и т. д. до 6 этапа.
Кенгуру — этапы (6-10).Участник 6 этапа получив в руки мяч и держа волейбольный мяч между ног выполняет прыжки на двух ногах и передаёт в виде эстафеты мячи седьмому этапу, который выполняет те же действия, что и участник шестого этапа и т. д. до 11 этапа.
Восьмёрка – этапы (11-13). Два участники 11 этапа получив эстафету от участника 10 этапа в виде касания рукой по плечу одного из них, начинают движение, находясь внутри обруча каждый (два обруч связаны между собой восьмёркой). Добежав до встречной колонны, в два обруча добавляются ещё два участника и т. д. Побеждает та команда, у которой на 13 этапе, шесть участников находясь внутри двух обручей, первыми пересекут финишную линию.
Ведущий: «Закончилась заключительная комбинированная эстафета. Пока жюри подсчитывает результаты нашей встречи, мы предлагаем вашему вниманию художественный номер в исполнении учащихся нашей школы».
Жюри объявляет окончательные результаты и подводит итоги, подчеркивая старания ребят.
Члены жюри вручают памятные подарки и грамоты не только команде победительнице, но и команда которая заняла второе место награждается сувенирами. Команда победительница выполняет круг почёта. Затем участники обеих команд во главе со своими учителями, под марш и аплодисменты болельщиков делают ещё один круг и покидают зал.
Методическая разработка отражает современные идеи гумманизации педагогического процесса и личностно-ориентированной педагогики. Проведение спортивных праздников позволяет через игровую деятельность в сочетании с разнообразными движениями всесторонне решать задачи в воспитании детей школьного возраста. Помогает развитию физических способностей и психических возможностей в полной мере, используя природный потенциал каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей.