Организация и проведение тематической недели специалиста в школе для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития.
В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.
Автор: Казакова М.В.
Казакова Марина Владимировна
учитель-дефектолог
ГКОУ СКОШИ № 52 г. Москвы
[email protected]
Аннотация: В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.
Ключевые слова: обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), особые образовательные потребности.
Одним из важных направлений отечественной коррекционной педагогики является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Программа коррекционной работы с данной категорией обучающихся предусматривает создание специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей, а также обеспечивает специальные условия: дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного общего образования. Один из основных механизмов реализации коррекционной работы является - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся.
В школе для обучающихся с различными нозологиями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития) коррекционное сопровождение обучающихся организовано в традиционной форме проведения занятий в рамках коррекционных курсов, консультирования родителей обучающихся, совместном проведении мероприятий дополнительного образования, внеурочной деятельности, а также в организации и проведении тематической недели специалиста.
Актуальность проведения тематической недели специалиста в образовательной организации обусловлена:
Необходимостью выработки единого подхода специалистов к организации различных форм коррекционно - развивающего сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Выявлением наиболее эффективных форм и методов комплексного взаимодействия.
Возможностью решения общих задач развития обучающихся, исключения дублирования, обеспечения смены видов деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению программного материала. разработать блок диагностических методик.
Проведением мониторинга комплексной динамики развития обучающихся.
Цель: трансляция опыта комплексной организации и проведения тематической недели специалиста в образовательной организации.
Задачи:
- внедрение комплекса интегрированных коррекционно-развивающих методов в работу с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- объединение обучающихся в процессе продуктивного взаимодействия в разновозрастные группы с меняющимся составом специалистов на мероприятиях с тематической направленностью.
Представленная форма взаимодействия строится на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.
Принцип взаимного дополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.
Принцип целостности и законченности предполагает использование учебного материала разных специалистов в полном объёме в соответствии с требованиями программ коррекционных курсов/занятий в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы.
Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда обучающиеся произвольно включаясь в коллективную деятельность с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.
План проведения недели специалиста:
Организационное мероприятие для обучающихся 1-9 классов: мастер-класс «Волшебная минутка»
Открытые коррекционно-развивающие занятия специалистов с обучающимися.
Завершающая игра для обучающихся 1-9 классов «Снежный парашют» .
Сценарий мастер-класса «Волшебные минутки» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР
Цель мастер-класса:
Повысить мотивацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР к взаимодействию, способствующему развитию коммуникативных навыков и социализации.
Задачи:
Познакомить обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР с различными играми и игровыми упражнениями.
Формировать элементарные навыки, направленные на повышение потребности к совместной деятельности.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход мероприятия.
В актовом зале стоят столы буквой П по количеству классов. На каждом столе указатель - № класса. Обучающиеся заходят в зал т рассаживаются за своими столами. Звучит музыка. Выходит Зима.
З.: Здравствуйте, ребята! Я – Зима. Долго наблюдала я за вами. И решила, прийти к вам в гости и познакомиться с вами. Давайте все вместе поиграем.
Хороводная игра «Что нам нравится зимой…»
З.: Молодцы! Слышите, этот звук!
Влетает баба Яга.
Я.: Что такое? Музыка играет! Опять веселятся!
З.: Здравствуй, баба Яга! Я – Зима! Пришла к ребятам в гости!
Я.: Фу! Зима? Опять холод, мороз! Что может нравиться зимой?
З.: Неправда! Моё время – самое весёлое! Знаешь сколько разных игр есть?
Я.: Игры? Зимой? Не может быть?
З.: А вот и может! Ребята, давайте бабе Яге покажем и расскажем?!
Начинается мастер-класс (см. таблицу).
Каждый специалист проводит 1-3 игры с каждым классом с учетом психоэмоционального состояния обучающихся. Зима и баба Яга принимают непосредственное участие в предложенных играх и игровых упражнениях.
Мастер-класс окончен.
З.: Молодцы, ребята! Ну, баба Яга! Тебе понравилось?
Я.: Очень! Давайте ещё что-нибудь сделаем!?
З.: Наш небольшой праздник окончен. Но мы тебя приглашаем на занятия с нашими детьми и специалистами.
Я.: Спасибо! Я обязательно приду! До свиданья!
З.: До свиданья, ребята! До новых встреч!
№ | ФИО специалиста | Название игры, игрового упражнения | Цель и задачи | Оборудование/содержание |
1 | педагог-психолог | «Ролевая гимнастика» | Способствовать снятию напряжения и контролю эмоционального состояния; сплочению обучающихся; развивать ловкость, координацию движений, и воображение. | Необходимо повторить за педагогом-психологом движения. |
«Мои хорошие качества» | Учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку. | Каждый обучающийся в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается. |
«Я лучше всех умею …» | Учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку. | Обучающиеся садятся в круг, педагог-психолог даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами. |
2 | педагог-психолог | «Злой фонарик и волшебный цветок» | Уменьшить эмоциональное и двигательное напряжение. Задачи: - формирование и развитие устойчивости и переключения зрительного и слухового внимания; - формирование и развитие навыков самоконтроля импульсивности; - тренировка выдержки. | Расположение «станции» желательно около стены с электрической розеткой и, по возможности, помощник, чтобы включать и выключать разноцветную лампочку. - 12-16 стульев, чтобы ограничить пространство для передвижения во время игры; - Электрическая розетка и удлинитель. - Светящийся разными цветами фонарик. - Стилизованное украшение «Волшебный цветок». |
3 | учитель-дефектолог | «Волшебные снежинки» | Развивать (совершенствовать) целенаправленные действия с предметами и материалами. Задачи: - формирование интереса к окружающему предметному миру; - формирование интереса к действиям с материалами в соответствии с их свойствами и с предметами с учетом их функционального назначения; - развитие умения следовать определенному порядку (алгоритму, плану) при выполнении предметных действий; - применять полученные знания в практической деятельности. | - Доска пробковая - Кнопки цветные - Резинки цветные для рукоделия - Визуальная опора – план действий. |
«Веселые снеговики» | Развивать (совершенствовать) целенаправленные действия с предметами и материалами. Задачи: - формирование интереса к окружающему предметному миру; - формирование интереса к действиям с материалами в соответствии с их свойствами и с предметами с учетом их функционального назначения; - развитие умения следовать определенному порядку (алгоритму, плану) при выполнении предметных действий; - применять полученные знания в практической деятельности. | - Трафарет - Клей-карандаш - Помпоны для рукоделия цветные - Клеенка на стол - Влажные салфетки - Визуальная опора – план действий |
4 | учитель-логопед | «Зимняя вьюга» | Развитие речевого дыхания и голоса. | Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (с усилением звука). Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (тихо высоким голосом). Тяжело стонут дубы «М-м» (громко низким голосом). Стонут березы: «М-м» (тихо высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с». |
«Перчатки» | Формирование способности к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз. | Под музыкальное сопровождение Arya Yidirim (Bad Habit) с визуальной опорой дети выполняют движения. |
«Передай соседу» | Развивать силу голоса. Обучать детей говорить шёпотом и громко. | Предметы: снежинка, снеговик, санки. Педагог шёпотом называет ребенку один предмет из представленных, тот тоже шёпотом называет этот же предмет следующему ребенку и т.д. Последний громко говорит название предмета, которое услышал. |
5 | учитель-логопед | «А на улице мороз» | Коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом. Задачи: учить детей координировать движения с речью; корректировать общую моторику; формировать коммуникативные навыки; развивать просодические компоненты речи (дыхание, голос, ритм, темп); развивать слуховое внимание, слуховую память; воспитывать личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность). | Взрослый встает перед детьми, и предлагает им погреться (потанцевать), ведь на улице зима, холодно. Звучит песня «А на улице мороз», ребята слушают слова и повторяют за логопедом движения. |
Заключение.
Современная концепция инклюзивного образования опирается на мой взгляд на основные понятия: равные ценности и возможности.
Вне зависимости от особенностей развития обучающегося возможность получения образования, развития и сопереживания успехов с учителем и одноклассниками – это ценность каждого дня.
Мероприятие, организованное в нетрадиционной урочной форме для ребят с особыми возможностями и потребностями – это новый опыт, новый шаг в общении с миром.