СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение тематической недели специалиста в школе для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение тематической недели специалиста в школе для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития.»


Организация и проведение тематической недели специалиста в школе для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития.

В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.

Автор: Казакова М.В.

Казакова Марина Владимировна

учитель-дефектолог

ГКОУ СКОШИ № 52 г. Москвы

[email protected]



Аннотация: В статье представлен опыт одной из форм организации коррекционной работы в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития. Автор делится разработкой, которая может оказаться полезной учителям-дефектологам, учителя-логопедам, педагогам-психологам, работающим с данной группой обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), особые образовательные потребности.

Одним из важных направлений отечественной коррекционной педагогики является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Программа коррекционной работы с данной категорией обучающихся предусматривает создание специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей, а также обеспечивает специальные условия: дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного общего образования. Один из основных механизмов реализации коррекционной работы является - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся.

В школе для обучающихся с различными нозологиями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями развития) коррекционное сопровождение обучающихся организовано в традиционной форме проведения занятий в рамках коррекционных курсов, консультирования родителей обучающихся, совместном проведении мероприятий дополнительного образования, внеурочной деятельности, а также в организации и проведении тематической недели специалиста.

Актуальность проведения тематической недели специалиста в образовательной организации обусловлена:

  1. Необходимостью выработки единого подхода специалистов к организации различных форм коррекционно - развивающего сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  2. Выявлением наиболее эффективных форм и методов комплексного взаимодействия.

  3. Возможностью решения общих задач развития обучающихся, исключения дублирования, обеспечения смены видов деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению программного материала. разработать блок диагностических методик.

  4. Проведением мониторинга комплексной динамики развития обучающихся.

Цель: трансляция опыта комплексной организации и проведения тематической недели специалиста в образовательной организации.

Задачи:

- внедрение комплекса интегрированных коррекционно-развивающих методов в работу с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- объединение обучающихся в процессе продуктивного взаимодействия в разновозрастные группы с меняющимся составом специалистов на мероприятиях с тематической направленностью.

Представленная форма взаимодействия строится на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.

  1. Принцип взаимного дополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.

  2. Принцип целостности и законченности предполагает использование учебного материала разных специалистов в полном объёме в соответствии с требованиями программ коррекционных курсов/занятий в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы.

  3. Принцип эффективности реализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.

  4. Принцип «сотворчества» и разнообразия предполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда обучающиеся произвольно включаясь в коллективную деятельность с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.



План проведения недели специалиста:

  1. Организационное мероприятие для обучающихся 1-9 классов: мастер-класс «Волшебная минутка»

  2. Открытые коррекционно-развивающие занятия специалистов с обучающимися.

  3. Завершающая игра для обучающихся 1-9 классов «Снежный парашют» .


Сценарий мастер-класса «Волшебные минутки» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР



Цель мастер-класса:

Повысить мотивацию обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР к взаимодействию, способствующему развитию коммуникативных навыков и социализации.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР с различными играми и игровыми упражнениями.

  2. Формировать элементарные навыки, направленные на повышение потребности к совместной деятельности.

  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


Ход мероприятия.

В актовом зале стоят столы буквой П по количеству классов. На каждом столе указатель - № класса. Обучающиеся заходят в зал т рассаживаются за своими столами. Звучит музыка. Выходит Зима.

З.: Здравствуйте, ребята! Я – Зима. Долго наблюдала я за вами. И решила, прийти к вам в гости и познакомиться с вами. Давайте все вместе поиграем.

Хороводная игра «Что нам нравится зимой…»

З.: Молодцы! Слышите, этот звук!

Влетает баба Яга.

Я.: Что такое? Музыка играет! Опять веселятся!

З.: Здравствуй, баба Яга! Я – Зима! Пришла к ребятам в гости!

Я.: Фу! Зима? Опять холод, мороз! Что может нравиться зимой?

З.: Неправда! Моё время – самое весёлое! Знаешь сколько разных игр есть?

Я.: Игры? Зимой? Не может быть?

З.: А вот и может! Ребята, давайте бабе Яге покажем и расскажем?!

Начинается мастер-класс (см. таблицу).

Каждый специалист проводит 1-3 игры с каждым классом с учетом психоэмоционального состояния обучающихся. Зима и баба Яга принимают непосредственное участие в предложенных играх и игровых упражнениях.

Мастер-класс окончен.

З.: Молодцы, ребята! Ну, баба Яга! Тебе понравилось?

Я.: Очень! Давайте ещё что-нибудь сделаем!?

З.: Наш небольшой праздник окончен. Но мы тебя приглашаем на занятия с нашими детьми и специалистами.

Я.: Спасибо! Я обязательно приду! До свиданья!

З.: До свиданья, ребята! До новых встреч!



ФИО специалиста

Название игры, игрового упражнения

Цель и задачи

Оборудование/содержание

1

педагог-психолог

«Ролевая гимнастика»

Способствовать снятию напряжения и контролю эмоционального состояния; сплочению обучающихся; развивать ловкость, координацию движений, и воображение.

Необходимо повторить за педагогом-психологом движения.


«Мои хорошие качества»

Учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Каждый обучающийся в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.

«Я лучше всех умею …»


Учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Обучающиеся садятся в круг, педагог-психолог даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

2

педагог-психолог

«Злой фонарик и волшебный цветок»

Уменьшить эмоциональное и двигательное напряжение.

Задачи:

- формирование и развитие устойчивости и переключения зрительного и слухового внимания;

- формирование и развитие навыков самоконтроля импульсивности;

- тренировка выдержки.

Расположение «станции» желательно около стены с электрической розеткой и, по возможности, помощник, чтобы включать и выключать разноцветную лампочку.

- 12-16 стульев, чтобы ограничить пространство для передвижения во время игры;

- Электрическая розетка и удлинитель.

- Светящийся разными цветами фонарик.

- Стилизованное украшение «Волшебный цветок».

3

учитель-дефектолог

«Волшебные снежинки»

Развивать (совершенствовать) целенаправленные действия с предметами и материалами.

Задачи:

- формирование интереса к окружающему предметному миру;

- формирование интереса к действиям с материалами в соответствии с их свойствами и с предметами с учетом их функционального назначения;

- развитие умения следовать определенному порядку (алгоритму, плану) при выполнении предметных действий;

- применять полученные знания в практической деятельности.

- Доска пробковая

- Кнопки цветные

- Резинки цветные для рукоделия

- Визуальная опора – план действий.


«Веселые снеговики»

Развивать (совершенствовать) целенаправленные действия с предметами и материалами.

Задачи:

- формирование интереса к окружающему предметному миру;

- формирование интереса к действиям с материалами в соответствии с их свойствами и с предметами с учетом их функционального назначения;

- развитие умения следовать определенному порядку (алгоритму, плану) при выполнении предметных действий;

- применять полученные знания в практической деятельности.

- Трафарет

- Клей-карандаш

- Помпоны для рукоделия цветные

- Клеенка на стол

- Влажные салфетки

- Визуальная опора – план действий


4

учитель-логопед

«Зимняя вьюга»

Развитие речевого дыхания и голоса.

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (с усилением звука). Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (тихо высоким голосом). Тяжело стонут дубы «М-м» (громко низким голосом). Стонут березы: «М-м» (тихо высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с».

«Перчатки»

Формирование способности к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Под музыкальное сопровождение Arya Yidirim (Bad Habit) с визуальной опорой дети выполняют движения.

«Передай соседу»

Развивать силу голоса. Обучать детей говорить шёпотом и громко.

Предметы: снежинка, снеговик, санки. Педагог шёпотом называет ребенку один предмет из представленных, тот тоже шёпотом называет этот же предмет следующему ребенку и т.д. Последний громко говорит название предмета, которое услышал.

5

учитель-логопед

«А на улице мороз»

Коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Задачи:

  • учить детей координировать движения с речью;

  • корректировать общую моторику;

  • формировать коммуникативные навыки;

  • развивать просодические компоненты речи (дыхание, голос, ритм, темп);

  • развивать слуховое внимание, слуховую память;

  • воспитывать личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность).

Взрослый встает перед детьми, и предлагает им погреться (потанцевать), ведь на улице зима, холодно. Звучит песня «А на улице мороз», ребята слушают слова и повторяют за логопедом движения.






Заключение.

Современная концепция инклюзивного образования опирается на мой взгляд на основные понятия: равные ценности и возможности.

Вне зависимости от особенностей развития обучающегося возможность получения образования, развития и сопереживания успехов с учителем и одноклассниками – это ценность каждого дня.

Мероприятие, организованное в нетрадиционной урочной форме для ребят с особыми возможностями и потребностями – это новый опыт, новый шаг в общении с миром.