Организация исследовательской и издательской деятельности обучающихся во внеурочное время по дисциплине «Химия»
(из опыта работы преподавателя химии Олишевской Г.Д.)
Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Цели обучения химии отвечают общим целям образования.
Изучение химии должно способствовать формированию у обучающихся:
Научной картины мира, а именно таких мировоззренческих идей, как:
- материальное единство неорганических и органических веществ;
- обусловленность свойств веществ их внутренним строением;
- познаваемость химических явлений и движение познания от явления ко все более глубокой сущности через разрешение противоречий между новыми фактами и теоретическими представлениями.
Интеллектуального развития, поэтому принципом построения занятий должно стать нарастание самостоятельной поисковой деятельности, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой.
Гуманистических отношений:
а) наряду с тем, что развитие индивидуальных способностей и возможностей у обучающихся разное, надо научить их организации коллективной учебной деятельности и взаимопомощи;
б) сформировать представление о химии как производительной силе общества, о её роли в решении экологических и экономических проблем, а также о необходимости сбережения природных ресурсов, сырья, создания прогрессивных малоотходных технологий.
Готовности к труду, т.к. химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства.
Воспитанию нравственности – правил, определяющих поведение.
Из причин неуспеваемости по химии я могла бы выделить некоторые. Это:
внутренние: недостатки образовательного опыта личности, отсутствие интереса к предмету;
внешние:
1) пробелы в знаниях, умениях, навыках, среди которых значение имеют планирование, самоконтроль, работа с книгой, изложение мыслей вслух.
Отсутствуют навыки рациональной организации труда (не умеют работать самостоятельно);
2) нежелание учиться (невыполнение домашних заданий, непосещение уроков, дополнительных занятий, консультаций);
3) нехватка часов по дисциплине;
4) возрастные факторы:
- эмоциональная неустойчивость,
- отсутствие физического здоровья.
5) влияние внетехникумовской среды.
Всё выше перечисленное подтверждает, что предмет «химия» становится для некоторых непонятным предметом, для некоторых – просто неинтересным.
Чтобы помочь обучающимся «не бояться» химии, я решила вести работу в нескольких направлениях:
- через пособия, которые помогут им в решении пробелов в знаниях. Пользоваться ими можно не только на уроках, но и во внеурочное время (дополнительные занятия, консультации, дома).
Это «Практикум по решению расчётных задач по курсу органической и неорганической химии»,
- через исследовательскую и издательскую работу обучающихся.
Остановлюсь подробнее на втором пункте.
С 2000 года я ввела в практику совместные с обучающимися выпуски газеты «Народный химик».
Цель: Увеличить кругозор в области химии (биологии, экологии), способствовать формированию здорового образа жизни.
Задачи:
выбор тем номера по каждой из рубрик («Из жизни замечательных людей», «Творческие работы», «Кроссворды, ребусы…»;
назначение ответственного за каждую страницу;
обзор, чтение, изучение литературы;
подготовка «чернового» материала четырёх страниц газеты, их корректировка;
выпуск газеты;
презентация.
Газета состоит из четырёх страниц. Первая – «Из жизни замечательных людей». Эта рубрика выполняет две функции: познавательную, воспитательную. Так напечатаны статьи о Марковникове Владимире Васильевиче, о Марселене Жак Бертло, о Менделееве Дмитрии Ивановиче, исторические справки об учёных, которые внесли свой вклад в создание теории химического строения органических соединений: Франкланд. Фридрих Август Кекуле, Адольф Вильгельм Герман Кольбе, А. Купер,
А.М. Бутлеров. Данный материал может быть использован и на классных часах.
Вторая страница отводится для творческих, исследовательских работ обучающихся.
В № 3 помещена статья «Вклад учёных – химиков в историю Великой Победы». Данная статья используется на классных часах.
В № 2 – статья «Жирорастворимые витамины». Она также может быть использована на классных часах, так как витамин А играет огромную роль в процессе зрения, на уроках химии в темах альдегиды, спирты, белки, на уроках биологии.
Эта статья важна для студентов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания».
Третья страница – «Исправляем. Вспоминаем. Думаем.» используется при разборе ошибок, допущенных на пятиминутках, в самостоятельных работах, в контрольных работах, при закреплении пройденного материала, а также как познавательный материал.
Четвёртая – занимательная – страница отводится для кроссвордов, ребусов, викторин и используется для повторения экзаменационных вопросов. Причём часть вопросов берётся с примерного варианта ЕГЭ по химии. Газета проста. Интересна, увлекательна.
Я считаю, что с помощью исследовательской и издательской работы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки работать с дополнительной литературой, газетами, журналами, выделять главное делать обобщения, выводы, уверенно выступать перед аудиторией сверстников и взрослых, слушателей, самостоятельно подыскивать материал для газеты, редактировать и печатать.
Такая деятельность педагога – наставника позволяет учитывать в своей работе межпредметные связи, реализовывать те возможности обучающихся, которые координируют и развивают познавательную деятельность будущего конкурентноспособного специалиста, формирует в нём общеучебные умения.
Н А Р О Д Н Ы Й
Х И М И К
Ежемесячная газета «Народный химик» Май 2018 № 3
Из жизни замечательных людей
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ
(03.09.1828 – 05.08.1886)
3 сентября 2018 года исполняется 190 лет со дня рождения
великого русского учёного А. М. Бутлерова.
 | Александр Михайлович Бутлеров родился в дворянской семье 3 (15) сентября 1828 г. в деревне Бутлеровка Спасского уезда Казанской губернии. Его мать – Софья Александровна Бутлерова, урождённая Стрелкова, умерла на 11-й день после рождения единственного сына. Отец Михаил Васильевич Бутлеров служил в армии, был участником Отечественной войны 1812 г., дослужился до чина подполковника и после выхода в отставку постоянно жил в Бутлеровке, часть которой вместе со ста душами крепостных принадлежала ему по наследству. Михаил Васильевич любил читать сам и эту любовь к чтению передал сыну. В доме были клавикорды и мальчик охотно учился музыке. На всю жизнь он сохранил любовь к музыке, очень тонко в ней разбирался и сам хорошо играл на рояле. В доме уважался труд, и сам хозяин являл всем пример трудолюбия. В его имении был фруктовый сад, пасека. Имея некоторые медицинские познания и навыки, он безвозмездно лечил обращавшихся к нему жителей Бутлеровки и окрестных деревень. |
М. В. Бутлеров часто совершал с подросшим сыном далёкие прогулки по лесу, по Каме, охотился, удил рыбу. Между отцом и сыном были простые дружеские отношения. Черты характера, привычки и многие склонности отца – уважение к труду, любовь к родной природе – перешли и к сыну Александру. Отец стремился развивать сына не только умственно, но и физически. Физическая культура была в большом почёте в доме Бутлеровых. Саша рос крепким, был хорошим стрелком и охотником, прекрасным наездником и пловцом. Впоследствии, став взрослым, бывало, не застав дома друзей, брал у них в доме железную кочергу и оставлял её вместо визитной карточки, согнутой в форме буквы Б. |  А. Дмитриев. Бутлеровка. Вид усадьбы. 1886 г. |
Горячо любя сына, Михаил Васильевич его не баловал, а приучал к систематическому труду и к самостоятельности в учёбе. «Никаких репетиторов, доходи до всего самостоятельно, сам пробивай себе дорогу в жизни!» – таковы были принципы отставного подполковника. (продолжение следует) http://www.rgfond.ru/person/88664 «Химик, основоположник органической химии», П. Е. Фок |
2 № 3 май 2018 г. НАРОДНЫЙ ХИМИК |
Вклад учёных-химиков в историю Великой Победы
(из исследовательской работы обучающегося группы МОЦИ – 67 Рулёва И.)
Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей науки.
Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» стал ведущим для научной исследовательской работы.
Огромный вклад в историю победы над фашизмом внесли учёные-химики.
23 июня 1941 года состоялось заседание Президиума Академии наук СССР.
Принято решение направить все силы и средства на защиту человеческой культуры от фашизма.
Все, от академика до лаборанта направили без промедления свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту.
Имена таких учёных, как Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов, А.Е. Ферсман, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко, Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.
За вдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий: Николай Дмитриевич Зеленский, Алексей Евграфович Фаворский, Александр Николаевич Несмеянов, Николай Николаевич Семёнов и многие другие учёные.
Н.Д. Зелинский (1861 – 1953)
Н.Д.Зелинский (1861-1953) «В учёбе, в труде, в науке, в беззаветном служении народу ты найдешь своё счастье!» | Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным учёным-химиком и большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретённый противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз. Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путём риформинга - ароматизации нефти:  Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. Самолёт смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. |
Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946 г. была присуждена Государственная премия. |
(продолжение следует…)
3 № 3 май 2018 г. НАРОДНЫЙ ХИМИК |
ИСПРАВЛЯЕМ. ВСПОМИНАЕМ. ДУМАЕМ.
ИСПРАВЛЯЕМ
При решении данного уравнения не применено правило Марковникова. Исправьте ошибку:
CH2 = CH - CH2 – CH3 + HCl → CH2Cl – CH2 - CH2 – СН3
ВСПОМИНАЕМ
Риеакция Вюрца – метод синтеза насыщенных углеводородов действием металлического натрия на алкилгалогениды (обычно бромиды или иодиды).
РЕАКЦИЯ ВЮРЦА – химическая реакция, позволяющая получать простейшие органические соединения – предельные углеводороды.
Сама реакция Вюрца заключается в конденсации алкилгалогенидов под действием металлического Na, Li или реже K.
2RHaI + 2Na → R-R + 2NaHaI, где HaI - обычно Br или I.
2СН3Br + 2Na → H3C – CH3 + 2NaBr
Предполагается, что механизм реакции включает образование ион-радикалов и радикалов:

Реакция была открыта французским химиком – органиком Шарлем Адольфом Вюрцем в 1855 году.
ДУМАЕМ
(к теме 1.1 Основные понятия и законы химии)
Вспомните строки из литературных произведений, в которых упоминаются названия веществ. Какие это вещества – простые или сложные? По возможности приведите формулы.
Литература и интернет- ресурсы
Вцурко К.В., Мищенко Г.Л. Именные реакции в органической химии. М., 1976
Шабаров Ю.С. Курс органической химии. М., Химия, 1998
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/REAKTSIYA_VYURTSA.html
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/850.html
4 № 3 май 2018 г. НАРОДНЫЙ ХИМИК |
РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ
1 | 7 |
2 | 8 |
3 | 9 |
4 | 10 |
5  | 11  |
6  | 12  |
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=ребусы%20по%20химии%20в%20картинках&lr=213
Ответы принимаются до 15.06.2018
Главный редактор: Олишевская Г.Д.
Редакционная коллегия: Капустина А.
Тираж 15. Адрес: ГБПОУ МО «Балашихинский техникум», кабинет 4
Ответы на ребусы:
1. железо
2. азот
3. золото
4. железо
5. осмий
6. кислоты
7. германий
8. франций
9. индий
10. натрий
11. формула
12. кислород
Литература и интернет-ресурсы:
Вцурко К.В., Мищенко Г.Л. Именные реакции в органической химии. М., 1976
Шабаров Ю.С. Курс органической химии. М., Химия, 1998
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/REAKTSIYA_VYURTSA.html
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/850.html
http://www.rgfond.ru/person/88664 «Химик, основоположник органической химии», П. Е. Фок
https://yandex.ru/images/search?p=2&text=ребусы%20по%20химии%20в%20картинках&lr=213