СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской и издательской деятельности обучающихся во внеурочное время по дисциплине «Химия» (из опыта работы)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследовательской и издательской деятельности обучающихся во внеурочное время по дисциплине "Химия"

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской и издательской деятельности обучающихся во внеурочное время по дисциплине «Химия» (из опыта работы)»

Организация исследовательской и издательской деятельности обучающихся во внеурочное время по дисциплине «Химия»

(из опыта работы преподавателя химии Олишевской Г.Д.)

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Цели обучения химии отвечают общим целям образования.

Изучение химии должно способствовать формированию у обучающихся:

Научной картины мира, а именно таких мировоззренческих идей, как:

- материальное единство неорганических и органических веществ;

- обусловленность свойств веществ их внутренним строением;

- познаваемость химических явлений и движение познания от явления ко все более глубокой сущности через разрешение противоречий между новыми фактами и теоретическими представлениями.

Интеллектуального развития, поэтому принципом построения занятий должно стать нарастание самостоятельной поисковой деятельности, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой.

Гуманистических отношений:

а) наряду с тем, что развитие индивидуальных способностей и возможностей у обучающихся разное, надо научить их организации коллективной учебной деятельности и взаимопомощи;

б) сформировать представление о химии как производительной силе общества, о её роли в решении экологических и экономических проблем, а также о необходимости сбережения природных ресурсов, сырья, создания прогрессивных малоотходных технологий.

Готовности к труду, т.к. химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства.

Воспитанию нравственности – правил, определяющих поведение.

Из причин неуспеваемости по химии я могла бы выделить некоторые. Это:

внутренние: недостатки образовательного опыта личности, отсутствие интереса к предмету;

внешние:

1) пробелы в знаниях, умениях, навыках, среди которых значение имеют планирование, самоконтроль, работа с книгой, изложение мыслей вслух.

Отсутствуют навыки рациональной организации труда (не умеют работать самостоятельно);

2) нежелание учиться (невыполнение домашних заданий, непосещение уроков, дополнительных занятий, консультаций);

3) нехватка часов по дисциплине;

4) возрастные факторы:

- эмоциональная неустойчивость,

- отсутствие физического здоровья.

5) влияние внетехникумовской среды.

Всё выше перечисленное подтверждает, что предмет «химия» становится для некоторых непонятным предметом, для некоторых – просто неинтересным.

Чтобы помочь обучающимся «не бояться» химии, я решила вести работу в нескольких направлениях:

- через пособия, которые помогут им в решении пробелов в знаниях. Пользоваться ими можно не только на уроках, но и во внеурочное время (дополнительные занятия, консультации, дома).

Это «Практикум по решению расчётных задач по курсу органической и неорганической химии»,

- через исследовательскую и издательскую работу обучающихся.

Остановлюсь подробнее на втором пункте.

С 2000 года я ввела в практику совместные с обучающимися выпуски газеты «Народный химик».

Цель: Увеличить кругозор в области химии (биологии, экологии), способствовать формированию здорового образа жизни.

Задачи:

  1. выбор тем номера по каждой из рубрик («Из жизни замечательных людей», «Творческие работы», «Кроссворды, ребусы…»;

  2. назначение ответственного за каждую страницу;

  3. обзор, чтение, изучение литературы;

  4. подготовка «чернового» материала четырёх страниц газеты, их корректировка;

  5. выпуск газеты;

  6. презентация.

Газета состоит из четырёх страниц. Первая – «Из жизни замечательных людей». Эта рубрика выполняет две функции: познавательную, воспитательную. Так напечатаны статьи о Марковникове Владимире Васильевиче, о Марселене Жак Бертло, о Менделееве Дмитрии Ивановиче, исторические справки об учёных, которые внесли свой вклад в создание теории химического строения органических соединений: Франкланд. Фридрих Август Кекуле, Адольф Вильгельм Герман Кольбе, А. Купер,

А.М. Бутлеров. Данный материал может быть использован и на классных часах.

Вторая страница отводится для творческих, исследовательских работ обучающихся.

В № 3 помещена статья «Вклад учёных – химиков в историю Великой Победы». Данная статья используется на классных часах.

В № 2 – статья «Жирорастворимые витамины». Она также может быть использована на классных часах, так как витамин А играет огромную роль в процессе зрения, на уроках химии в темах альдегиды, спирты, белки, на уроках биологии.

Эта статья важна для студентов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания».

Третья страница – «Исправляем. Вспоминаем. Думаем.» используется при разборе ошибок, допущенных на пятиминутках, в самостоятельных работах, в контрольных работах, при закреплении пройденного материала, а также как познавательный материал.

Четвёртая – занимательная – страница отводится для кроссвордов, ребусов, викторин и используется для повторения экзаменационных вопросов. Причём часть вопросов берётся с примерного варианта ЕГЭ по химии. Газета проста. Интересна, увлекательна.

Я считаю, что с помощью исследовательской и издательской работы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки работать с дополнительной литературой, газетами, журналами, выделять главное делать обобщения, выводы, уверенно выступать перед аудиторией сверстников и взрослых, слушателей, самостоятельно подыскивать материал для газеты, редактировать и печатать.

Такая деятельность педагога – наставника позволяет учитывать в своей работе межпредметные связи, реализовывать те возможности обучающихся, которые координируют и развивают познавательную деятельность будущего конкурентноспособного специалиста, формирует в нём общеучебные умения.



























Н А Р О Д Н Ы Й

Х И М И К

Ежемесячная газета «Народный химик» Май 2018 № 3

Из жизни замечательных людей

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ

(03.09.1828 – 05.08.1886)

3 сентября 2018 года исполняется 190 лет со дня рождения

великого русского учёного А. М. Бутлерова.


Александр Михайлович Бутлеров родился в дворянской семье 3 (15) сентября 1828 г. в деревне Бутлеровка Спасского уезда Казанской губернии. Его мать – Софья Александровна Бутлерова, урождённая Стрелкова, умерла на 11-й день после рождения единственного сына. Отец Михаил Васильевич Бутлеров служил в армии, был участником Отечественной войны 1812 г., дослужился до чина подполковника и после выхода в отставку постоянно жил в Бутлеровке, часть которой вместе со ста душами крепостных принадлежала ему по наследству.

Михаил Васильевич любил читать сам и эту любовь к чтению передал сыну. В доме были клавикорды и мальчик охотно учился музыке. На всю жизнь он сохранил любовь к музыке, очень тонко в ней разбирался и сам хорошо играл на рояле. В доме уважался труд, и сам хозяин являл всем пример трудолюбия. В его имении был фруктовый сад, пасека. Имея некоторые медицинские познания и навыки, он безвозмездно лечил обращавшихся к нему жителей Бутлеровки и окрестных деревень.

М. В. Бутлеров часто совершал с подросшим сыном далёкие прогулки по лесу, по Каме, охотился, удил рыбу. Между отцом и сыном были простые дружеские отношения. Черты характера, привычки и многие склонности отца – уважение к труду, любовь к родной природе – перешли и к сыну Александру.

Отец стремился развивать сына не только умственно, но и физически. Физическая культура была в большом почёте в доме Бутлеровых. Саша рос крепким, был хорошим стрелком и охотником, прекрасным наездником и пловцом. Впоследствии, став взрослым, бывало, не застав дома друзей, брал у них в доме железную кочергу и оставлял её вместо визитной карточки, согнутой в форме буквы Б.


А. Дмитриев. Бутлеровка.

Вид усадьбы. 1886 г.

Горячо любя сына, Михаил Васильевич его не баловал, а приучал к систематическому труду и к самостоятельности в учёбе. «Никаких репетиторов, доходи до всего самостоятельно, сам пробивай себе дорогу в жизни!» – таковы были принципы отставного подполковника.

(продолжение следует)

http://www.rgfond.ru/person/88664 «Химик, основоположник органической химии», П. Е. Фок

2 № 3 май 2018 г. НАРОДНЫЙ ХИМИК

Вклад учёных-химиков в историю Великой Победы

(из исследовательской работы обучающегося группы МОЦИ – 67 Рулёва И.)

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей науки.

Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» стал ведущим для научной исследовательской работы.

Огромный вклад в историю победы над фашизмом внесли учёные-химики.

23 июня 1941 года состоялось заседание Президиума Академии наук СССР.

Принято решение направить все силы и средства на защиту человеческой культуры от фашизма.

Все, от академика до лаборанта направили без промедления свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту.

Имена таких учёных, как Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов, А.Е. Ферсман, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко, Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

За вдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий: Николай Дмитриевич Зеленский, Алексей Евграфович Фаворский, Александр Николаевич Несмеянов, Николай Николаевич Семёнов и многие другие учёные.


Н.Д. Зелинский (1861 – 1953)


Н.Д.Зелинский

(1861-1953)


«В учёбе, в труде,

в науке,

в беззаветном служении народу ты найдешь своё счастье!»

Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным учёным-химиком и большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретённый противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз.

Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путём риформинга - ароматизации нефти:

Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. Самолёт смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.

Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946 г. была присуждена Государственная премия.


(продолжение следует…)

3 № 3 май 2018 г. НАРОДНЫЙ ХИМИК


ИСПРАВЛЯЕМ. ВСПОМИНАЕМ. ДУМАЕМ.

ИСПРАВЛЯЕМ


При решении данного уравнения не применено правило Марковникова. Исправьте ошибку:

CH2 = CH - CH2 – CH3 + HCl → CH2Cl – CH2 - CH2 – СН3


ВСПОМИНАЕМ

Риеакция Вюрца – метод синтеза насыщенных углеводородов действием металлического натрия на алкилгалогениды (обычно бромиды или иодиды).

РЕАКЦИЯ ВЮРЦА – химическая реакция, позволяющая получать простейшие органические соединения – предельные углеводороды.

Сама реакция Вюрца заключается в конденсации алкилгалогенидов под действием металлического Na, Li или реже K.


2RHaI + 2NaR-R + 2NaHaI, где HaI - обычно Br или I.


2СН3Br + 2Na → H3C – CH3 + 2NaBr


Предполагается, что механизм реакции включает образование ион-радикалов и радикалов:


Реакция была открыта французским химиком – органиком Шарлем Адольфом Вюрцем в 1855 году.


ДУМАЕМ


(к теме 1.1 Основные понятия и законы химии)

Вспомните строки из литературных произведений, в которых упоминаются названия веществ. Какие это вещества – простые или сложные? По возможности приведите формулы.






Литература и интернет- ресурсы

Вцурко К.В., Мищенко Г.Л. Именные реакции в органической химии. М., 1976

Шабаров Ю.С. Курс органической химии. М., Химия, 1998

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/REAKTSIYA_VYURTSA.html

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/850.html



4 № 3 май 2018 г. НАРОДНЫЙ ХИМИК

РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

https://yandex.ru/images/search?p=2&text=ребусы%20по%20химии%20в%20картинках&lr=213

Ответы принимаются до 15.06.2018

Главный редактор: Олишевская Г.Д.

Редакционная коллегия: Капустина А.

Тираж 15. Адрес: ГБПОУ МО «Балашихинский техникум», кабинет 4

Ответы на ребусы:

1. железо

2. азот

3. золото

4. железо

5. осмий

6. кислоты

7. германий

8. франций

9. индий

10. натрий

11. формула

12. кислород


Литература и интернет-ресурсы:

Вцурко К.В., Мищенко Г.Л. Именные реакции в органической химии. М., 1976

Шабаров Ю.С. Курс органической химии. М., Химия, 1998

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/REAKTSIYA_VYURTSA.html

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/850.html

http://www.rgfond.ru/person/88664 «Химик, основоположник органической химии», П. Е. Фок

https://yandex.ru/images/search?p=2&text=ребусы%20по%20химии%20в%20картинках&lr=213