СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация методического сопровождения педагогов детского сада в рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт организации работы с педагогами детского сада по вопросам формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.  

Просмотр содержимого документа
«Организация методического сопровождения педагогов детского сада в рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа»»

Лобова Яна Станиславовна, старший воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»


Организация методического сопровождения педагогов детского сада

в рамках реализации комплексной программы

«Уральская инженерная школа»


Аннотация. В статье представлен опыт организации работы с педагогами детского сада по вопросам формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: уральская инженерная школа, инженерное мышление, методическая работа, работа с педагогами, проектная деятельность.


В 2014 году Указом губернатора Свердловской области была утверждена комплексная программа «Уральская инженерная школа» (далее - Программа). Несмотря на то, что, в общем, Программа предусматривает организацию работы с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений СПО и ВПО, по мнению губернатора Свердловской области Е. Куйвашева, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Успешность и эффективность реализации Программы в образовательном учреждении во многом зависит от каждого педагога, так как педагог является ключевой фигурой в образовании и изменений, происходящих в нем. К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно поэтому в процессе реализации Программы необходимо уделить большое внимание повышению квалификации и организации непрерывного образования педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам формирования предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей раннего и дошкольного возраста.

Для решения задач Программы в детском саду был разработан проект по формированию предпосылок инженерного мышления и способностей к научно - техническому творчеству у детей дошкольного возраста «Первые шаги в инженерию» (далее - проект). Цель проекта - создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления и склонностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста. Срок реализации проекта – 5 лет.

Одним из направлений деятельности по реализации проекта является организация методической работы с педагогами, включающей в себя анкетирование педагогов с целью определения уровня знаний и их готовности работать в данном направлении; планирование системы по повышению квалификации педагогов для реализации проекта и ее организация через внутреннюю систему квалификации и систему дополнительного профессионального образования (организация и проведение методических мероприятий с использованием активных и интерактивных методов взаимодействия с педагогами; обучение по программам повышения квалификации по вопросам организации и реализации в образовательном процессе современных педагогических технологий, STEAM – технологии, LEGO – конструирования и образовательной робототехники, ИКТ; создание в методическом кабинете информационного банка по реализации Проекта); планирование, организация и проведение мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации настоящего проекта в образовательном процессе.

По результатам проведенного анкетирования педагогов было установлено, что педагоги затрудняются сформулировать определение понятия «инженерное мышление», определить его компоненты и механизмы формирования и как, следствие, подобрать и определить наиболее эффективные педагогические методы, приемы, образовательные технологии и формы организации образовательной деятельности с детьми. С ознакомительной целью для педагогов детского сада был организован и проведен семинар – брифинг «Инженерное мышление – что это такое?», в ходе которого педагоги познакомились с определение понятия «инженерное мышление», особенностями его развития в дошкольном возрасте, рассмотрели вопросы организации развивающей предметно – пространственной среды (далее - РППС) в группе, способствующей формированию предпосылок инженерного мышления у дошкольников.

В процессе реализации проекта для педагогов и совместно с педагогами были организованы и проведены семинары – практикумы и практические семинары, круглые столы, мастер – классы по вопросам формирования и развития у детей интеллектуальных и творческих способностей; организации и проектирования образовательной деятельности с детьми посредством приемов ТРИЗ, игр – занятий по конструированию и конструктивно – модельной деятельности, организации познавательно – исследовательской деятельности с реальными и абстрактными объектами, STEAM – технологий. Организованные мероприятия были проведены в соответствии с Годовым планом деятельности детского сада на текущий учебный год, являются систематичными и носят практико – ориентированный характер.

Новой формы работы с педагогами в рамках реализации проекта стала организация постояннодействующей инновационной мастерской педагога. В рамках организации данной формы взаимодействия каждый педагог мог представить коллегам свой собственный опыт деятельности по развитию предпосылок инженерного мышления у дошкольников или поделиться педагогической находкой и презентовать ее коллегам для дальнейшего применения.

Одним из направлений организации методической работы с педагогами по реализации проекта стали мероприятия, направленные на создание и развитие РППС в группах. Для педагогов был организован круглый стол «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды для развития предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству». Так как РППС является главным фактором развития ребенка – дошкольника и стимулирует его, необходимо постоянно ее обновлять и пополнять дидактическими материалами как для организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми, так и самостоятельной деятельности детей. Для решения данной задачи для педагогов в детском саду были организованы смотры – конкурсы по созданию условий для реализации проекта и на лучшее дидактическое пособие по формированию предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Организация и проведение смотров – конкурсов позволила педагогам углубиться в изучении вопросов формирования предпосылок инженерного мышления и пополнить РППС групп оборудованием и материалами (в т. ч. нетрадиционным и бросовым) для организации конструирования и сенсорного развития детей, картотеками, алгоритмами и оборудованием для организации элементарных опытов и экспериментов, оформить информационные банки, медиатеки по изучаемому вопросу и т. п. Представленные материалы и оборудование были сделаны как руками педагогов и родителей (законных представителей), так и приобретены фабричные экземпляры.

Педагоги детского сада представили опыт работы по данному направлению городскому педагогическому сообществу, где познакомили коллег с возможностями кинезиологических упражнений, технологии «Игровизор» В. В. Воскобовича в формировании и развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, рассказали о собственном опыте по создании РППС в группах.

По результатам анализа результатов проводимой методической работы можно отметить как положительные моменты, так и отрицательные.

Инженерное мышление — это специфический вид мышления и им может обладать не каждый человек. Данное суждение является верным и в отношении педагогических работников. Поэтому не все педагоги полученные теоретические знания применяют в практической деятельности и образовательной деятельности с детьми. Однако следует отметить, что многие педагоги заинтересованы в реализации данного направления и создают определенные психолого – педагогические условия для развития воспитанников группы, организуют взаимодействие с их родителями (законными представителями) посредством применения активных форм.

Одним из эффективных средств формирования предпосылок инженерного мышления у дошкольников, по нашему мнению, является STEAM – образование. Не всегда образовательное учреждение может обеспечить наличие оборудования для реализации данной технологии. Однако приемы, методы и формы организации STEAM – образования вызывают огромный интерес как у педагогов, так и детей, особенно в процессе организации познавательно – исследовательской деятельности.

В настоящий момент реализация представленного проекта в детском саду продолжается.

Список литературы


  1. Жиликова, О. В. Психолого – педагогические условия для развития инженерного мышления дошкольника/О. В. Жиликова//Дошкольный вестник. – 2017. - № 4 (49). – С. 6 – 7.

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/авт. – сост. И. В. Анянов, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015. – 168 с.

  4. Сазонова, З.С., Чечеткина, Н.В. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). – М.: 2007. –195 с.

  5. Указ губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 – УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа».