СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация образовательного процесса в медресе «Хусаинии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается становление и развитие системы мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Ключевым предметом исследования стало рассмотрение специфики образовательной деятельности одного из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи – новометодного медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Рассмотрены достижения в возрождении мусульманского образования в Оренбуржье на современном этапе, роль в этом возрождении медресе «Хусаиния», ставшего главным центром обучения мусульманских духовных лиц и педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Организация образовательного процесса в медресе «Хусаинии»»


Организация образовательного процесса в «Хусаинии» регламентируется учебными планами и программами, обеспечивающими фундаментальную, профессиональную и общедуховную подготовку. За 26 лет современной деятельности образовательная программа «Хусаинии» неоднократно пересматривалась, дорабатывалась и усовершенствовалась.

По всем преподаваемым дисциплинам каждым педагогом разработаны учебно-методические комплексы, в которые обязательно входят: утвержденные календарно-тематические планы, поурочные планы, учебная литература, методические разработки, учебные программы для обучения с использованием компьютерных технологий, контрольные тесты, вопросы к зачетам и экзаменам.

Методическим отделом медресе была также разработана общая «Программа воскресных курсов по духовно-нравственному воспитанию прихожан согласно канонам Ислама»1, которая утверждена Духовным управлением мусульман Оренбургской области и рекомендована к применению во всех мечетях Оренбуржья. Кроме того, преподавателями медресе «Хусаиния» разработана программа курсов повышения квалификации имамов и муадзинов. Данная программа охватывает широкий спектр знаний, как светских, так и религиозных. В светский блок включены занятия, посвященные педагогике, психологии, правоведению, организации безопасности в религиозной сфере, методам противодействия радикальным течениям в исламе, изменениям в законодательстве, касающимся религиозных организаций, юридическим аспекты функционирования религиозных организаций и прочее.

В соответствии с графиком учебного процесса учебный год в медресе «Хусаиния» начинается 1 сентября, длительность учебного года составляет 9 месяцев, и состоит он из двух семестров. В семестре 17 учебных недель, включая зачеты и экзамены, сдачей которых и заканчивается каждый семестр. Бюджет учебного времени составляет 36 часов в неделю. Соответственно, в учебном году 34 учебные недели по 36 часов2. Два раза в год студентам предоставляются каникулы: зимние – не менее 14 дней, летние – 3 месяца. Так же, как и в светских учебных заведениях, студенты медресе в процессе обучения пишут курсовые работы, а при окончании медресе – защищают дипломную работу.

Общее количество часов учебного времени составляет на очном отделении 2386 часов, из которых 1502 часа предусмотрены для лекционных занятий, а 866 для самостоятельной и практической работы студентов. На заочном и вечернем отделениях бюджет учебного времени составляет по 2112 часов3. Заочная и вечерняя формы различаются по количеству часов, отводимых на лекции и самостоятельную работу студентов. Студентам-заочникам приходится больше обучаться самостоятельно – 1212 часов, и только 900 часов предусмотрены для лекционного материала. Вечерники же 1324 часа проводят на лекционных занятиях, а 788 часов даны для самоподготовки.

Студенты медресе «Хусаиния» получают знания по следующим дисциплинам: Коран (чтение с соблюдением правил); Тафсир (толкование аятов священного Корана); Фикх (мусульманское право); Акаид (наука о единобожии); Ахляк (этика и мораль, поведение мусульманина); Хадис (изучение изречений пророка Муххамеда); Арабский язык (диалог и грамматика); Имам вазыйфа (обязанности имама); Вагаз-хитабат (составление и чтение проповедей); История Ислама (изучение истории и жизни всех пророков); Татарский язык; История исламской цивилизации; Основы педагогики и психологии (включая исламскую педагогику) (приложение № 13). Психология и педагогика занимают значимое место для студентов, поскольку являются подспорьем для будущей работы с верующими в качестве учителей и проповедников4.

По окончании вышеприведенных курсов для студентов предъявляется некий минимум знаний, которые они должны иметь по определенной дисциплине. Студент по предмету «Ахляк» должен знать свои обязанности как мусульманин, вплоть до особенностей внешнего вида верующего, а также все религиозные праздники и святые ночи. Также обучающийся в медресе должен практически применять свои знания. Практическая сторона данной дисциплины предполагает соблюдение не только сугубо религиозных обязанностей мусульманина, но и соблюдение гражданских и социальных обязанностей человека. Например, кроме получения духовного образования студенту вменяют в обязанность получение светского образования. Здесь же в одном ряду с материальным обеспечением семьи ставится уплата налогов, участие в выборах, служба в армии, защита Родины. Студент по предмету «Коран» должен знать особенности чтения на арабском языке, представленные в Священной Книге мусульман – Коране, знать наизусть определенные суры из Корана. Студент по предмету «Хадис» должен знать значение понятия «хадис», виды хадисов, классификацию и структуру, а также информацию о передатчиках хадисов, знать наиболее важные хадисы наизусть. По предмету «Имам-Вазыйфа» студент должен уметь читать Священную Книгу – Коран, знать и уметь применять законы фикха, ему должен быть известен порядок проведения религиозных обрядов. По предмету «История Ислама» студент должен знать жизнеописание пророка Мухаммада, историю возникновения Ислама, историю правления первых праведных халифов. По предмету «Фикх» студент должен знать обязательные – фарзы и поощряемые – сунну компоненты в обрядовой жизни мусульман5.

Данный минимум определяет выпускника медресе как знающего и соблюдающего основы исламского вероучения человека, а также как знатока и человека, способного исполнять исламские обряды и научить этому других незнающих людей, то есть определяет его в качестве имама.

Наряду с такими важными дисциплинами для исламского образовательного учреждения, как Коран, Фикх и Арабский язык, необходимо особо отметить Татарский язык. Татарский язык занимает значимое место в религиозно-образовательной деятельности медресе. Еще до революции 1917 года постановка преподавания татарского языка и литературы была направлена на воспитание любви к татарской культуре. Сегодня эта тенденция имеет свое продолжение в работе медресе. Татарский язык также определяет региональную направленность «Хусаинии». Медресе было образовано именно с целью подготовки имам-хатыбов для мечетей поволжского региона, где большую часть верующих мусульман составляет тюркоязычное население. Кроме собственно языка студенты изучают татарское литературное и богословское наследие6.

Неотъемлемой частью учебного процесса в медресе является практика студентов в мечетях области. Студенты всех форм обучения проходят практику по направлению «Стажер муадзина» и «Стажер имама», продолжительностью две недели каждая7.

В график учебного процесса «Хусаинии» также включены факультативные занятия по информатике8. Этой дисциплине отводится незначительное количество часов в расписании, что связано с загруженностью богословским дисциплинами и коротким сроком обучения.

По всем предметам, входящим в образовательную программу, преподавателями разработаны УМК (учебно-методические комплексы), в которые обязательно входят утвержденные календарно-тематические планы, поурочные планы, вся учебная литература, методические разработки, учебные программы для обучения с использованием компьютерной технологии.

При медресе работает библиотека и читальный зал. Фонд библиотеки составляет более 3 тысяч экземпляров необходимой учебной литературы. В библиотеке медресе в достаточном количестве имеются книги по предметам: акыда, фикх, история пророков, сиярен Наби, ахляк, арабский язык, хадис. Имеются также обучающие программы, аудио, DVD-диски по изучению Корана и арабского языка. В компьютерном классе создана локальная сеть, с помощью которой студенты также изучают Коран и арабский язык.

Студенты очного отделения ежедневно посещают с 9.00 до 15.10 6 уроков по 45 минут с большой переменой на обед. После уроков и небольшого отдыха им отводится время для самостоятельной подготовки к занятиям. Учебная программа рассчитана на 36 часов в неделю. В семестре – 17 учебных недель, включая зачеты и экзамены. Соответственно, в учебном году – 34 учебные недели по 36 часов. Обучающиеся по заочной форме приезжают 4 раза в год на сессии, каждая из которых длится одну рабочую неделю. Наконец, на очно-заочном (вечернем) отделении студенты занимаются 3 дня в неделю: вторник, среду и четверг с 18.00 до 20.30.

Педагоги медресе «Хусаиния» активно внедряют в образовательный процесс инновационные технологии: модульную, проектную, мозговой штурм, деловые игры, эвристические методы обучения. Так, на занятиях по «Основам психологии» используется модульная организация подачи материала. 1-й блок посвящен изучению новой темы с разбором проблемных ситуаций и психологическими тестами. 2-й блок предусматривает подготовку студентами собственного проекта для практической отработки полученных знаний, умений и навыков. 3-й блок контролирует их усвоение на основе компьютерного тестирования.

Студентам, выполнившим все требования учебных планов и программ, успешно сдавшим выпускные итоговые экзамены и защитившим дипломную работу решением Попечительского Совета выдается диплом об окончании медресе «Хусаиния». С 1993 по 2003 год выпускники получали «Свидетельство об окончании медресе». В 2003 году был разработан макет диплома установленного образца (см. приложение № 14). Всего с 2003 по 2014 год было выдано 287 дипломов нового образца по специальности «Служитель религиозного культа»9. Среди выпускников каждой формы обучения есть те, которые на протяжении всех лет обучения показали отличную успеваемость. За старания и отличные успехи в обучении вместе с дипломом отличники награждаются и «Похвальными грамотами»10.

По окончании медресе у студентов есть возможность продолжить свое образование в высших исламских учебных заведениях Москвы, Казани, Уфы.

Руководство медресе основной задачей своего духовного учебного заведения называет подготовку кадров для удовлетворения религиозных нужд верующих, а также помощь социально неблагополучной молодежи в поиске своего места в жизни. Основным принципом обучения является совмещение его с формированием духовно просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного диалога.

Медресе активно участвует в научных и образовательных мероприятиях города и области. Преподаватели и студенты «Хусаинии» неоднократно были участниками различных научно-практических конференций и круглых столов11 по проблемам воспитания культуры толерантности в современном обществе, истории ислама в Оренбуржье и его развития в настоящее время, по проблемам распространения наркомании и алкоголизма в Оренбуржье и многих других.

С целью повышения интеллектуального и общего развития студентов и желающих в медресе регулярно проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня рождения Пророка Мухаммада (Мавлид): викторины, конкурсы. Ежемесячно организуется игра «Что? Где? Когда?», на знание основ религии, а также на общее развитие. Аналогично проводились игры «Поле чудес» и «Умники и умницы». Неоднократно проходил показ женской мусульманской одежды. Также были организованы конкурсы среди детей на лучший рисунок и лучшую поделку на исламскую тематику.

В ходе обучения широко применяются и новые информационные ресурсы: специальные компьютерные программы для изучения арабского языка и правильного озвучивания сур Священного Корана, видео-лекции, фильмы на DVD. Например, на занятиях по «Истории пророков» сначала начитываются лекции, затем изученный материал закрепляется просмотром фильмов «Пророк Йусуф», «Пророк Муса», «Пророк Сулейман» и других, а затем усвоение пройденного проверяется при помощи тестов. С 2004 г. в медресе «Хусаиния» оборудован компьютерный класс, объединенный в локальную сеть, открыта библиотека, которая полностью укомплектована учебниками и пособиями по всем дисциплинам, насчитывает более 3200 книг, обучающих программ, аудио- и DVD-дисков.

Материально-технические условия медресе полностью отвечают медицинским и санитарно-гигиеническим требованиям: по освещенности, наличию рабочих столов и другим показателям. Оно занимает 2-этажное здание, построенное в 1908–1910 гг., общей площадью 283,5 м2. На первом этаже располагаются столовая, кухня, кладовая для продуктов, которые обеспечивают учащихся бесплатным 3-разовым горячим питанием, а также 3 спальные комнаты для студентов, туалет и фойе. Площадь столовой целиком обеспечивает посадочными местами сотрудников медресе и студентов очного и заочного обучения. Второй этаж занимают 3 учебных класса (в том числе компьютерный, объединенный с библиотекой), учительская, кабинет директора, еще одна спальная комната для студентов и фойе. В общежитии при медресе проживают все студенты, обучающиеся на очном отделении. Кроме того, дополнительные места предоставляются заочникам, приезжающим на сессии.

Разрешению поставленных задач и организации учебного процесса способствует слаженный преподавательский состав12.

Хочется отметить, что в первые годы работы происходило становление преподавательского коллектива медресе – одни педагоги покидали «Хусаинию», на их место приходили другие. Но основной состав учителей был сформирован практически сразу.

Большинство преподавателей являются выпускниками «Хусаинии», которые, продолжив обучение в высших исламских учебных заведениях России, таких как медресе «Мир-Араб», Российский Исламский университет (г. Казань), Казанское высшее мусульманское медресе имени тысячелетия принятия Ислама, Российский Исламский университет (г. Уфа), а также светских вузах, вернулись в стены родного медресе, чтобы обучать студентов. Хочется отметить, что стаж работы в «Хусаинии» большинства преподавателей составляет более десяти лет (см. таблицу, приложение № 15).

В штате медресе в настоящее время числятся 11 преподавателей, из которых 10 являются специалистами по богословским наукам, соответственно 1 преподаватель специализируется в области общей психологии, общей педагогики и Исламской педагогики. Кроме учителей, в штат медресе входят также завуч, бухгалтер, повар, библиотекарь. Анализ возрастных характеристик и образовательного ценза преподавательского состава «Хусаинии» дает следующие результаты. Возраст более 72% преподавателей – до 45 лет, оставшиеся 28% – педагоги в возрасте старше 55 лет. 55% преподавателей медресе имеют высшее религиозное образование, остальные 45 % – имеют среднее религиозное и в настоящее время являются студентами высших исламских учебных заведений. Более 70% педагогов имеют высшее специальное светское образование.

Наиболее важным для преподавателя медресе является «личный пример учителя, преданность своей работе». Поэтому к преподавателю предъявляются особые требования, необходимые для успешного взаимодействия ученика и учителя. К таковым требованиям относятся, прежде всего, принадлежность к исламскому вероисповеданию, соблюдение всех обрядовых и нормативных установлений ислама, также обязательным для учителя является наличие духовного образования и светского образования, поскольку для ислама не свойственна пассивная социальная позиция13.

В целях оценки результатов педагогической деятельности проводится периодическая аттестация преподавателей и руководящих работников медресе. Большая часть педагогов «Хусаинии» регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации: в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, в Московском государственном лингвистическом университете, в Московском исламском университете, в Российском исламском университете (г. Уфа).

Современное медресе «Хусаиния» занимает двухэтажное здание (дата постройки здания не установлена), общей площадью 280 м2. На первом этаже располагаются столовая, кухня, кладовая для продуктов, три спальные комнаты для студентов, туалет, фойе. На втором этаже расположены: три учебных класса, в том числе компьютерный, который также выполняет и функции библиотеки, учительская, кабинет директора, одна спальная комната для студентов, фойе.

В историческом же здании медресе «Хусаиния»(расположенном по адресу: г. Оренбург, пер. Мало-Торговый, д. 2) , построенном специально для этого учебного заведения, в настоящее время располагается агрономический факультет Оренбургского государственного аграрного университета. Руководствуясь Федеральным законом РФ от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»14 Духовное управление мусульман Оренбургской области ведет работу по возврату здания обществу мусульман15.

Рабочие места для студентов организованы в соответствии с медицинскими и санитарно-гигиеническими требованиями (освещенность, наличие рабочих столов, площадь учебных классов).

В здании учебного корпуса имеется столовая, со всеми необходимым оборудованием для приготовления горячих блюд. Площадь столовой обеспечивает полностью посадочными местами сотрудников медресе и студентов очного и заочного обучения.

Деятельность «Хусаинии» финансируется Муфтиятом в соответствии с договором между ними. Финансово-хозяйственную деятельность медресе «Хусаиния» проверяет ревизионная комиссия Муфтията, которая по окончании проверок составляет акты и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание Пленума или Съезда Духовного управления мусульман Оренбургской области (см. приложение № 16).

За годы своей работы в медресе не раз проводились проверки различными государственными службами на соответствие деятельности этого учебного заведения закону. Проверяли и органы юстиции, и прокуратура Оренбургской области, и Министерство образования Оренбургской области и другие службы. Эти проверки были как плановыми, так и внеплановыми. По актам проверок и их заключениям нарушений законодательства РФ в деятельности медресе выявлено не было. В 2011 году администрация и преподаватели медресе «Хусаиния» были награждены «Благодарственным письмом» ректора Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы за лучшие показатели в организации образовательной деятельности по результатам аудита (см. приложение № 17).

С 1993 года (с момента первого выпуска) по 2017 год медресе окончили 571 человек. Из них по полученной специальности (в качестве имамов и муадзинов) работает 128 человек, с учетом того, что в Оренбургской области более 100 мечетей. Кроме того, при многих мечетях Оренбургской области организованы воскресные курсы, на которых занятия проводятся также выпускниками «Хусаинии». Если рассматривать выпуск каждого отделения, то очную форму обучения с 1993 по 2017 годы окончили 216 (45,4 %) человек, из которых 60 работают по специальности. Выпуск заочного отделения с 2004 по 2017 годы составил 197 студентов, из которых по специальности работает 61 человек. Вечернее отделение за 2008-2017 годы окончили 63 человека, из которых 7 работают в мечетях Оренбурга и области. Кроме этого, более семидесяти выпускников продолжили свое образование в высших исламских учебных заведениях России16.

Таблица 42. Количество выпускников медресе «Хусаиния» в 1993–2017 гг.

Год выпуска

Очное

отделение

Заочное

отделение

Вечернее

отделение

Всего

1993 г.

16

16

1994 г.

9

9

1995 г.

10

10

1996 г.

16

16

1997 г.

20

20

1998 г.

8

8

1999 г.

23

23

2000 г.

12

12

2001 г.

17

17

2002 г.

6

6

2003 г.

6

6

2004 г.

7

39

46

2005 г.

3

10

13

2006 г.

6

2

8

2007 г.

7

13

20

2008 г.

4

13

15

32

2009 г.

10

19

5

34

2010 г.

7

7

6

20

2011 г.

7

19

11

37

2012 г.

8

14

6

28

2013 г.

8

42

9

59

2014 г.

6

19

11

36

2015 г.




28

2016 г.




36

2017 г.

3

22

6

31

Итого:

216

197

63

571


По состоянию на конец 2017 г. в медресе «Хусаиния» занимаются еще 280 человек (148 мужчин и 132 женщины), в том числе 10 человек по очной (3,6 %), 210 по заочной (75 %) и 60 по вечерней (21,4 %) формам обучения. К сожалению, только 35 % поступивших сюда заканчивают полный курс обучения. Из числа выпускников лишь 56 % работают по специальности имамами и мусульманскими педагогами. Это объясняется не только материально-финансовыми причинами: низкой оплатой труда имамов, сложностями с получением жилья, особенно в сельской местности и др. Зачастую люди, уже имеющие светскую специальность и работу, поступают в медресе не для смены профессии, а с целью получения более глубоких знаний об исламе для руководства в своей жизни.

Особо хочется отметить, что из всех имамов, работающих в приходах Оренбургской области – около 70% выпускники медресе «Хусаиния», которые после его окончания начинают работать именно в тех местах, где живут, и получается так, что студенты приходят учиться из тех сел, где назрела необходимость в грамотном, религиозно образованном имаме. В «Хусаинии» был проведен мониторинг выпускников: кто, где работает. В те населенные пункты, где не хватало специалистов, студенты были направлены по желанию. С целью привлечения студентов в районных газетах области целенаправленно публикуются объявления о медресе, об условиях обучения17. Оренбург, Абдулино, Саракташ, Новотроицк, Гай, Орск, Сорочинск, Илек, Кувандык, Ясный, Светлый – эти районные центры Оренбургской области, а также множество сел и деревень – вот поле проповеднической деятельности по духовно-нравственному воспитанию народа, которую ведут бывшие студенты этого медресе18. Они обучают народ: как правильно читать намаз, держать пост, выполнять другие религиозные обряды. География распространения выпускников медресе не ограничивается Оренбургской областью, многие живут и служат и за ее пределами в разных регионах России, за рубежом – в Казахстане, Норвегии; работают преподавателями в высших исламских учебных заведениях Казани, Уфы; в мечетях, медресе и воскресных школах Республики Башкортостан, Челябинской области, Пермского края, Республики Казахстан. 13 % выпускников продолжают обучение в высших духовных образовательных учреждениях Москвы, Уфы, Казани и Каира. С 2007 г. оренбургское медресе «Хусаиния» стало филиалом Российского исламского университета ЦДУМ в г. Уфе. После 2 лет обучения его студенты могут перевестись на 3-й курс РИУ и получить высшее религиозное образование: степень бакалавра после 2 и степень магистра после 4 лет обучения. По статистике, 30–40 % выпускников медресе «Хусаиния» поступают в светские вузы.

Выпускники вечернего и заочного отделений медресе активно занимаются общественной и социальной работой. В 2007 году при медресе была создана организация «Бердамлек» (Единство). Каждый последний понедельник месяца члены этой организации собираются в родном медресе, выступают с лекциями и проповедями на различные темы, обсуждают проблемы, возникающие в мусульманском обществе Оренбурга и области, и стараются найти эффективные пути их решения. Участники «Бердамлек» регулярно посещают городской дом престарелых и инвалидов, навещая проживающих там одиноких людей, оказывают посильную помощь нуждающимся и попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Как отмечает руководство и педколлектив медресе, за прошедшие двадцать с лишним лет причина поступления в медресе стала немного иной. Если в начале 90-х годов в «Хусаинию» поступали учиться, чтобы впоследствии после окончания работать в мечети, то сегодня сюда идут люди, которые чувствуют именно потребность в духовных знаниях19. При этом они имеют светское образование, светскую профессию, хорошие должности, собственный бизнес20.

С 17 по 20 ноября 2014 г. на базе духовного мусульманского образовательного учреждении «Медресе «Хусаиния» совместно с БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа) были впервые проведены курсы повышения квалификации для 70 имамов Оренбуржья по программе «Актуальные вопросы и проблемы в деятельности священнослужителей». Она была рассчитана на 32 часа и охватывала широкий спектр знаний, как светских, так и религиозных. В светский блок были включены занятия, посвященные педагогике, психологии, правоведению, организации безопасности в религиозной сфере, методам противодействия радикальным течениям в исламе, изменениям в законодательстве, касающимся религиозных организаций, юридическим аспектам функционирования религиозных организаций и прочее. Программа курсов состояла из лекций по таким темам, как «Государственно-конфессиональные отношения на современном этапе: диалог государства и религиозных организаций – основа стабильности государства», «Методы профилактики экстремизма в молодежной среде», «Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений», «Взаимоотношения ислама и христианства – цивилизационные ориентиры развития гражданского общества РФ», «Знание закона о прокурорских проверках. Виды проверок в ММРО. Запретная литература», «Запретные течения и секты на территории РФ», «О важности следования традиционным мазхабам, исконно практикуемым на территории РФ», «Педагогическая теория Ризаэтдина Фахретдина» и др. Перед слушателями выступили вице-губернатор – заместитель председателя Правительства Оренбургской области по внутренней политике О. Д. Димов, прокурор Оренбургской области И. В. Ткачев, представители региональных Управлений Министерства юстиции, Федеральной миграционной службы, Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Оренбургской области. На время прохождения курсов все имамы были обеспечены местами для проживания и питанием в медресе, а по окончании – получили свидетельства о повышении квалификации установленного образца21.

Анализ деятельности современного Оренбургского медресе «Хусаиния» позволил сделать следующие выводы:

Возрождение и открытие медресе «Хусаиния» в начале 90-х годов двадцатого века было обусловлено острой нехваткой квалифицированных имамов – служителей мечетей. С учетом имеющего исторического опыта и преемственности традициям российской богословской школы, учредителем было принято решение назвать медресе именно «Хусаиния», в честь известного дореволюционного медресе Хусаиновых, действовавшего в Оренбурге в конце XIX – начале XX вв. Если купцы I-ой гильдии братья Хусаиновы основали свое медресе «Хусаиния», чтобы «дать низшему классу магометан возможность убедиться на практике в пользе образования, дать возможность детям бедных магометан, не имеющих средств поступить в русские школы, получить это первоначальное образование среди своих магометан, на своём языке, на котором понимание на первых порах для них гораздо доступнее, и, обучившись, впоследствии быть полезными гражданами своему отечеству и обществу, и тем облегчить им честным трудом заработать кусок хлеба и уменьшить тунеядство». Целью же воссоздания современного медресе было удовлетворить потребность мусульман региона в квалифицированных кадрах – имамах, преподавателях основ ислама, служителях при мечетях, то есть специалистах исламского вероисповедания.

За двадцать три года с момента возрождения медресе «Хусаиния» прошло процесс активного становления и развития. Прочно заняв определенную нишу в системе средних профессиональных учебных заведений Оренбургской области, медресе успешно осуществляет деятельность по предоставлению населению религиозных образовательных услуг. Образовательный процесс в медресе «Хусаиния» организован в соответствии с лицензированной образовательной программой, реализация которой способствует религиозно-нравственному воспитанию будущих служителей религиозного культа в рамках исламского вероучения. В настоящее время в медресе «Хусаиния» функционируют четыре формы обучения: очная (дневная), заочная, очно-заочная (вечерняя) и воскресная.

Современное медресе «Хусаиния», как и историческое, придерживается прогрессивных методов обучения. Если проводить аналогию, то нынешнюю «Хусаинию» можно назвать новометодной. В учебном процессе успешно используются инновационные педагогические технологии, преподавателями проводятся мультимедийные лекции по дисциплинам: педагогика, психология, история ислама, история пророка и другим; проводятся on-line лекции дистанционных курсов (совместно с Российским исламским университетом г. Уфы, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Московским государственным лингвистическим университетом) для повышения квалификации педагогов медресе и для подготовки студентов с углубленными религиозными и светскими знаниями; создан мультимедийный библиографический классификатор библиотечного фонда, позволяющий оптимизировать поисковые операции литературы. Все это стало возможным благодаря организации на базе медресе структурной лаборатории мультимедийных технологий, ориентированной на повышение качества образовательного процесса и достижение высоких результатов, посредством создания и применения мультимедийных учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения по религиозным и светским дисциплинам.

В современной «Хусаинии» прослеживается сохранение исторической преемственности и в плане подбора педагогических кадров. Основной состав учителей нынешнего медресе, как и исторической «Хусаинии», состоит из его выпускников, которые, продолжив обучение в высших светских и исламских учебных заведениях России, вернулись в стены родного медресе для преподавания.

Роль современной «Хусаинии» в возрождении и формировании мусульманского образования в настоящее время выходит далеко за пределы Оренбургского края. Поскольку контингент учащихся медресе составляют не только жители Оренбурга и области, но также Башкортостана, Татарстана, Казахстана, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областей.

Практическая значимость деятельности «Хусаинии» подтверждается тем фактом, что подавляющее большинство служителей мечетей Оренбуржья являются именно выпускниками этого медресе. Кроме этого, более семидесяти выпускников продолжили свое образование в высших исламских учебных заведениях России. География распространения выпускников медресе «Хусаиния» не ограничивается Оренбургской областью, многие живут и служат и за ее пределами в разных регионах России, за рубежом – в Казахстане, Норвегии; работают преподавателями в высших исламских учебных заведениях Казани, Уфы.

Кроме медресе Хусаиния в Оренбурге, в г.Бугуруслане также недолго действовало еще одно медресе, которое оставило после себя тень на мусульманское образование. При материальной и идеологичесской поддержке меценатов из Саудовской Аравии с 1994 г. в Бугуруслане начало работать собственное медресе «Аль-Фуркан», которое готовило кадры мусульманских священнослужителей и педагогов для нового быстро растущего муфтията. Первоначально занятия здесь вели выпускники Исламского университета в Медине, на смену которым пришли выходцы из Алжира, Судана и Туниса. Костяк слушателей также составляли приезжие. В 1999 г. среди 43 студентов медресе «Аль-Фуркан» насчитывалось 20 татар, 6 казахов, 4 дунганина, 4 таджика, 3 киргиза, 2 узбека, 1 башкир, 1 уйгур, 1 азербайджанец и 1 русский. Но только 6 татар и часть казахов представляли Оренбургскую область22. В 2000 г. из 68 студентов 6 человек были из Киргизии, 9 – из Таджики­стана, 6 – из Казахстана, 1 – из Оренбургской области и 41 – из других регионов России. В списке преподавателей из 46 человек только 3 составляли местные жители23.

Щедрое финансирование из-за рубежа способствовало переходу в структуры И. К. Шангареева новых общин. Если в 1998 г. он контролировал 19 местных мусульманских организаций, то в 2006 г. – уже 47 приходов.

В октябре 2004 г. на территории медресе «Аль-Фуркан» г. Бугуруслана были проведены обыски, в ходе которых в банке из-под кофе обнаружено взрыв­чатое вещество окфол (аналог гексогена)24. Кроме того, в учебном заведении были изъяты 122 печатных издания, направленных на экспертизу. Ее результаты показали, что 50 % книг изданы в Саудовской Аравии, 10 % – в Египте, 8 % – в Бейруте и лишь 14 % – в России. Среди конфискованной литературы оказалось 18 книг ваххабитского толка, в том числе и сочинение самого основателя этого учения Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба – «Книга единобожия». На основании этого в феврале 2005 г. прокуратура Оренбургской области подала в суд иск о ликвидации медресе «Аль-Фуркан». В 2005 г. на страницах региональных газет прошла информация о том, что 7 бывших воспитанников данного учебного заведения принимали участие в деятельности незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, причем двое уже через три дня после выпуска из стен медресе участвовали в за­хвате школы в Беслане25. В марте 2006 г. на территории «Аль-Фуркана» снова прошел обыск, в ходе которого изъяты пропагандистские материалы и вскрыта ячейка запрещенной в России международной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». После этого медресе было закрыто. А руководитель Бугурусланского муфтията и Ассоциации мечетей России И.К. Шангареев, опасаясь преследований, выехал на постоянное жительство в Объединенные Арабские Эмираты. В августе 2007 г. на чрезвычайном съезде муфтията преемником был избран его заместитель А. Шафигуллин.

В том же 2007 г. помощник ректора медресе «Аль-Фуркан» был приговорен к 1,5 годам колонии-поселения, а еще один член «Хизб ут-Тахрир» – к 6 месяцам. В отношении 6 преподавателей Бугурусланского медресе дело об использовании экстремистской литературы в процессе обучения прекращено за истечением срока давности. Еще 10 участников организации депортированы в Узбекистан26.

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что современное медресе «Хусаиния» играет важную, значимую роль в возрождении и развитии системы мусульманского образования не только Оренбуржья, но и всего Южного Урала. Своей активной деятельностью это учебное заведение способствует духовно-нравственному воспитанию будущих служителей религиозного культа в рамках исламского вероучения с учетом накопленного исторического опыта.





1Программа воскресных курсов по духовно-нравственному воспитанию прихожан согласно канонам Ислама. – Оренбург, 2013.

2Общая образовательная программа ДМОУ медресе «Хусаиния» по специальности «служитель религиозного культа (юноши – имам-хатыб, девушки – мугаллима) 2013 г.

3 Там же.

4 Гумирова С.М. Указ. соч. С. 183.

5 Общая образовательная программа ДМОУ медресе «Хусаиния» по специальности «служитель религиозного культа (юноши – имам-хатыб, девушки – мугаллима) 2013 г.

6 Гумирова С.М. Указ. соч. С. 183.

7 Общая образовательная программа ДМОУ медресе «Хусаиния» по специальности «служитель религиозного культа (юноши – имам-хатыб, девушки – мугаллима) 2013 г.

8 Графики учебного процесса очного, заочного, вечернего отделений медресе «Хусаиния».

9 Книга учета выдачи дипломов медресе «Хусаиния».

10 Состоялся очередной выпуск имамов медресе «Хусаиния». 27.05.2012 г. //www.cdum.ru/news/44/844/

11 Круглый стол «Трудный подросток». 24.11.2011 г. //www.osu.ru/news/8129; Оренбуржцам требуется Духовное возрождение. 21.03.2013 г. //www.oren.ru/news/2627396/; Диалог культур был плодотворным. //www.oepress.ru/oktyabr-2013-g/696-dialog-kultur-byl-plodotvornym13.html

12 Шарипов А.А. Торжественный выпускной в Медресе «Хусаиния» // Газета «Жана Айкап». № 6 (103), от 28.06.2013 г.

13 Гумирова С.М. Указ. соч. С. 183.

14 Российская газета. Федеральный выпуск № 5353 от 03.12.2010 г.

15 Мы должны быть благодарны Аллаху // Газета «Оренбургский минарет», № 133. – 30 мая 2013 г.

16 Статистические данные медресе «Хусаиния» за 1993-2013 год.

17 Шарипов А.А. Имамы занимаются делом государственной важности // www.islamrf.ru/ news/rusinterview/russia/10114

18 Бигиев И. За партой медресе. // Газета «Вечерний Оренбург». № 37 от 9 сентября 1999г.

19 В мусульманском духовенстве – пополнение. // Газета «Оренбургская сударыня». - № 21 (831), от 31.05.2011.

20 Шарипов А.А. Имамы занимаются делом государственной важности // www.islamrf.ru/ news/rusinterview/russia/10114

21 Курсы повышения квалификации для имамов Оренбуржья [Электронный ресурс]. URL: http://dumoo.ru/kursy-povysheniya-kvalifikacii-dlya-imamov-orenburzhya/ (дата обращения: 23.11.2017).

22 Косач Г. Г. «Аль-Фуркан» // Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. А. Н. Старостин. Отв. ред. Д. З. Хайретдинов. – М.: Издательский дом «Медина», 2009. – С. 35.

23 Нужно ли городу такое медресе? // Бугурусланская правда. – 2002. – 17 января.

24 В Бугуруслане нашли гексоген // Комсомольская правда в Оренбурге. – 2004. – 30 октября.

25 Костенко С. В Бугуруслане учили ненавидеть // Южный Урал. – 2005. – 16 августа.

26 В Бугуруслане (Оренбургская область) вынесен приговор по делу о «Хизб-ут-Тахрир» // Информационно-аналитический центр «СОВА» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2007/03/d10278/ (дата обращения: 11.10.2013).

9