СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог-психолог организует взаимодействие подростков с той или иной областью информационной среды. Специфика воспитательной деятельности такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Основные принципы психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте

Просмотр содержимого документа
«Организация психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Байжанова Гульнур Мухтаровна,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Педагог-психолог организует взаимодействие подростков с той или иной областью информационной среды. Специфика воспитательной деятельности такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Основные принципы психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте:

- создание ситуации диалога;

- организация воспитательного пространства;

- изготовление продукта социокультурной деятельности;

- использование психологической экспресс-диагностики;

- восприятие социально значимой видеоинформации [1].

Психолого-педагогическая работа по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте:

- организация тематических занятий объяснению сущности процесса общения;

- организация временных творческих коллективов при работе над социальным проектом;

- формирование портфолио учащегося;

- организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;

- создание образовательных ресурсов;

- дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;

- социально-психологические и оздоровительные проекты;

- социально-педагогические и психологические игры;

- психолого-педагогическая олимпиада;

- коллаж;

- социально-педагогический тренинг [2, с.46].

Проведение мини-тренингов, круглых столов и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений, так же используются в психолого-педагогической работе по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте.

1. Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации - спо­собствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструк­тивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации, основой имеют «коммуникатив­ную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организу­емого педагогического взаимодействия (в начале занятия, внеклассного мероприятия и т.п.) для оперативного включения в совмес­тную работу всех и каждого учащегося. Назначение мето­дов этой группы - формирование положительной мотивации в предстоящей деятельности, взаимодействии, развитии спектра позитивных эмоций и чувств.

2. Методы организации обмена деятельностями. Методологической основой организации и осуществления методов данной группы является признание деятельности ведущим средством и условием развития участников педагогического процесса. Методы этой группы предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, соотношение деятельностей педагога и учащихся, т.е. специально организованная деятельность педагога провоцирует учащихся на соответствующую деятельность и наоборот. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития. Среди ведущих условий реализации методов обмена деятель­ностями отметим соблюдение структуры деятельности.

3. Методы организации мыследеятельности - создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций; в их основе лежит организация и стимули­рование мыслительной деятельности учащихся и педагога, которая является критерием и одним из ведущих условий личностно-ориентированного педагогического процесса. Смысл мыследеятельности состоит в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся, являющейся основой познавательной деятель­ности человека, основой развития мышления. Организация мыследеятельности заключается в: выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.); обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса; смене и разнообразии видов и форм мыслительной, познавательной деятельности; сочетании индивидуальных и групповых форм работы; проблемном обучении; использовании в педагогическом процессе развивающих (продуктивных) педагогических технологий; смыслотворчестве учащихся и педагога; рефлексии [3, с.23].

4. Методы организации смыслотворчества - ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

5. Методы организации рефлексивной деятельности - направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов, позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

6. Интегративные методы (интерактивные игры) - являются спо­собами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интегрируются все ведущие функции интерактивных методов. Метод интерактивной игры интегрирует в себе все вышеназванные методы: создания благоприятной атмосферы; организации коммуникации; обмена деятельностями; мыследеятельности; смыслотворчества; рефлексивной деятельности. Интерактивная игра является одним из наиболее продуктивных педагогических методов, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса [4, с.34].

Перед педагогами-психологами стоит задача выработки и внедрения таких форм, приемов и методов воспитания, которые бы были нацелены на преодоление трудностей в общении в подростковом возрасте. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина РК, и его ценностных ориентаций,

Педагог-психолог должен создавать ситуации, в которых учащийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

Методы в психолого-педагогической работе по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте и психолого-педагогические задачи, которые решаются с помощью этих методов указаны в таблице 1.



Таблица 1. - Методы в психолого-педагогической работе по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте


Группы методов

Психолого-педагогические задачи

Интерактивные формы

1

Методы созда-ния благопри-ятной атмос-феры, органи-зации общения

Организация коммуникации -способствование самоакту-ализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся ситуации

интерактивная экскурсия;

круглый стол; тренинги; работа в малых группах; «большой круг»

2

Методы организации обмена деятельностями

сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников взаимодействия, совместную активность, орга-низация двусторонней деяте-льностей педагога и учащихся

-использование кейс-технологий; круглый стол;

деловые и ролевые игры;

-сase-study (анализ конкрет-ных, практических ситуа-ций); тренинги

3

Методы организации мыследеятельности

создают благоприятную атмос-феру, способствуют мобилиза ции творческих потенций учащихся, развитию их положи-тельной мотивации к учению, стимулируют актив-ную мыслительную деятельность,

использование кейс-техно-логий; круглый стол;

мозговой штурм; дебаты; сase-study (анализ конкрет-ных, практических ситуа-ций); «большой круг»; метод прое-ктов (внеурочная деятельность

4

Методы организации смыслотворчества

создание учащимися и педагогом нового содержания педпроцесса, создание своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях и предметах, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла

мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных, практи-ческих ситуаций); учебные групповые дискуссии; тренин-ги; «большой круг»; «вертуш-ка»; «аквариум»; «карусель»

5

Методы организации рефлексивной деятельности

направлены на самоанализ и самооценку участниками взаимодействия своей деятельности, ее результатов

круглый стол; мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; деловые и ролевые игры


6

Интегративные методы

являются спо­собами взаимодействия педагога и учащихся, в которых интег­рируются все ведущие функции интерактивных методов создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса.

организация временных творческих коллективов при работе над проектом; формирование портфолио; организация дискуссий и обсуждений спорных вопро-сов, возникших в коллективе; дебаты по психологическим и оздорови-тельным проблемам личности; психолого-педагогическая олимпиада; коллаж; тренинг


Можно выделить следующие обязательные педагогические условия психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в общении в подростковом возрасте:

- Доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между социальным педагогом и учащимися;

- демократический стиль взаимодействия;

- сотрудничество в процессе социального педагога и учащихся, обучающихся между собой;

- опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их регулярная и целеобусловленная смена;

-включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации учащихся [5].

Таким образом, эффективность исследуемого процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. При этом:

- выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

- анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);

- выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

- определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога-психолога с учащимися обусловлена объективными условиями воспитательного процесса. Организация взаимодействия социального педагога с учащимися как совместной деятельности дает возможность, во-первых, перейти от монологического стиля общения к диалогическому, от авторитарной формы отношений к авторитетной. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.


Список литературы

  1. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 2021. - 168с.

  2. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. – СПб.: Речь, 2019. – 170 с.

  3. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии для мл. кл. – М.: Перспектива, 2019. – 180 с.

  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – СПб.: Питер, 2017. - 141 с.

  5. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. – 2021. – №11. – С. 12-17.