Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Школа-интернат №7 п. Большое Исаково»
Организация реализации программы работы с родителями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
Педагог-психолог: Гончарова
Ирина Александровна.
Семья
это первый источник социализации ребенка, наиболее сильный психический фактор, воздействующий на ребенка и фактически определяющий его дальнейшую жизнь.
- Программа сотрудничества с семьей обучающихся осуществляется в соответствии с годовым планом деятельности ГБУ КО «Школа-интернат №7» и перспективным планом работы специалистов; направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей(законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Цели и задачи
- Психологическая поддержка семьи;
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах освоения;
- организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Формы организации работы с семьей
- динамическое наблюдение;
- консультации для родителей- индивидуальные и тематические;
- участие родителей в разработке СИПР;
- информирование родителей электронными средствами, при личных встречах, беседах.
- участие родителей общешкольных и внеурочных мероприятиях.
- Родители обучающихся, которые впервые поступили в школу-интернат №7, приглашаются на индивидуальные консультации с целью получения информации об организации взаимодействия со специалистами, видах психолого-социально-педагогического сопровождения , содержании коррекционно-развивающих занятий и проводимых плановых диагностических мероприятиях.
- В процессе беседы родители заполняют анкету о состоянии развития навыков ребенка (коммуникативных, бытовых, предметно-практических), уточняются интересы ребенка, его возможности, основные мероприятия проводимые по оказанию помощи ребенку в условиях семьи, кто и чем занимается ребенком, уточняются условия проживания и близкие люди, с кем часто общается ребенок.
Анкетирование
- Общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия).
- 2. Культурный уровень, образование родителей , их интересы.
- 3. Положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения).
- 4. Отношение семьи к коррекционной школе (считают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы).
Динамическое наблюдение.
- Ежегодно в сентябре-октябре проводится динамическое наблюдение за обучающимися в процессе коррекционных занятий, учебных уроков, внеурочное время для представления на школьном ПМП(к) с целью определения режима учебной нагрузки и создания условий для успешного процесса школьной адаптации.
- Составляется характеристика-представление с рекомендациями по режиму обучения.
Консультации для родителей
- индивидуальные консультации родителей со
специалистами . На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание.
К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в кабинете психолога, в коридоре, в классной комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.
Консультации для родителей
консультации родителей по темам:
- «Организация свободного времени дома»
- «Реализация СИПР в домашних условиях»
- «Двигательное развитие ребенка»
- «Формирование предметно-практической
деятельности»
Наглядно-информационное.
- Информационные проспекты для родителей;
- памятки;
- брошюра «Рекомендации родителям
воспитывающим детей с
ограниченными возможностями
здоровья».
Программа
сотрудничества с семьей обучающегося
ГБУ КО «Школа-интернат №7»
Цель: создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка.
Родительский клуб «Мы вместе»
Обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком
Формирование эффективной родительской позиции
Цель:повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей
Деятельность родительского клуба «Мы вместе» является инновационной формой работы, осуществляемой согласно разработанной программы сотрудничества с семьей обучающегося ГБУ КО «Школа-интернат №7» с учётом потребностей и запросов семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), посещающих школу-интернат.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
13
Взаимодействие
- Поддержка Обмен опытом Оценка своих взаимоотношений
- Поддержка
- Обмен опытом
- Оценка своих взаимоотношений
с другими родителями
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «МЫ ВМЕСТЕ»
Взаимодействие со специалистами
- Общение в неформальной обстановке Интерпретация детских проблем
- Общение в неформальной обстановке
- Интерпретация детских проблем
Большую поддержку могут оказать другие родители, также пережившие подобный стресс и нашедшие в себе силы для воспитания особого ребенка, они принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все. Для того чтобы родители (законные представители) имели реальную возможность оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в интерпретации детских проблем, отработать на практике различные навыки взаимоотношений, лучше узнать самих себя, а также имели возможность делиться своим опытом, взаимодействовать друг с другом, специалистами школы в неформальной обстановке, был создан родительский клуб.
14
Активная позиция родителей
Инновационный метод
Применение в семейной среде
Партнерство с педагогом
Ключевыми принципами этой работы являются активная позиция родителей, партнерство с педагогом, инициативность в процессе сотрудничества, применение в семейной среде.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы. родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Инициативность в процессе сотрудничества
Формы психолого-педагогической деятельности
Инвариантная
групповые мероприятия
для родителей
(семинары, тренинги,
консультации)
Вариативные
(в соответствии с запросом)
подгрупповые,
индивидуальные мероприятия,
совместные детско-родительские встречи (занятия, игровые упражнения)
Тематические занятия
- «Знакомство. Стили семейного воспитания»
- «Родительская любовь»
- «Детские провокации, или как установить
- запреты»
- «Маленькие манипуляторы»
- «Я и мой ребенок»
- «Моя семья»
Тематические занятия
Знакомство.
Родительская любовь
Я и мой ребенок
Стили семейного воспитания
- Знакомство Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.
- Знакомство
- Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.
- Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями (законными представителями) и ребенком.
- Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями (законными представителями) и ребенком.
- Разрешение внутрисемейных стереотипов во взаимоотношениях с «особым ребенком»
- Разрешение внутрисемейных стереотипов во взаимоотношениях с «особым ребенком»
Предполагаемый результат
- Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
- Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
- Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
- Расширение круга общения среди родителей учреждения; выявление положительного опыта семейного воспитания;
ответственность и чувство причастности к процессу обучения
повышения уровня компетентности родителей
активная позиция родителей
доверительные отношения между родителями и педагогом
Показатель эффективности
адекватные детско-родительские отношения
адекватное оценивание родителями своего ребенка
Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.
20
Благодарю за внимание!