СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организованная учебная деятельность. Познание. Ознакомление с окружающим миром "Знакомство с обычаями и традициями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организованная учебная деятельность по познанию, окружающий мирю Знакомство с обычаями и традициями

Просмотр содержимого документа
«Организованная учебная деятельность. Познание. Ознакомление с окружающим миром "Знакомство с обычаями и традициями"»

Кіріктіріліп ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности

с применением элементов технологии Воскобовича

07.02. 2017г

Топ (группа): старшая «Б»

Тәрбиеші (воспитатель): Чумак Г.М.

Білім беру бөлімі (образовательная область): « Социум» - Ознакомление с окружающим с применением элементов технологии Воскобовича

Тақырыбы (тема): « Обычаи и традиции моей страны. Строение и убранство юрты»

Мақсаты (цели): познакомить с традициями и обычаями казахского народа, систематизировать знания о юрте.

Міндеттер (задачи): рассказать об обрядах-«разрезание пут», «укладывание в колыбель», посвящение во всадники «Ашамайға отырғызу», побуждать к проявлению интереса к традициям и обычаям, вызвать интерес к изысканности убранства юрты,приобщать к истокам культуры своей страны, воспитыватьуважение и гордость за традиции родного народа.

Технологии, применяемые с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников, сохранения и развития здоровья: технология Воскобовича, технология интегрирования, технология ИКТ, технология полилингвального обучения, технология сохранения и стимулирования здоровья ( игра «Үй сыртында қолағаш», физминутка «Юрта» )

Жұмысқа дайындық (предварительная работа): Беседа о жизни людей в прошлом, просмотр презентаций «обряды казахского народа», «убранство юрты», разучивание физминутки «юрта», игры «Үй сыртында қолағаш», стихотворений, обыгрывание обрядов, игры с конструкторами В.В. Воскобовича.

Құралдар (оборудование): платочек, юрта, презентация, геоконт, резиночки, колыбелька, кукла, бусинки, амулеты, перья совы,национальные костымы, тюбетейка, камча,пестрая веревочка, национальная посуда.

Сөздік қоры (словарная работа): обычаи, традиции, коренные жители потомки,предки, юрта, кереге, уык

Полилингвальный компонент: салт-дәстүрлер -обычаи-, ата-балалар-предки- ancestors, ұрпақтар-потомки- descendants, ұлттық дәстүрлер-национальные традиции- national traditions, көшу-кочевать- to be a nomad, киіз үй- юрта- nomad's tent, жарайсыңдар – молодцы- fine fellows.


Іс -әрекет кезеңдері

Этапы

деятельности

Педагогтың басқару іс-әрекеті

Управленческие действия педагога

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей


l этап Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно-

побудительный

Проводит игру «Үй сыртында қолағаш»

Цель: Учить действовать по правилам, упражнять в ловкости.

Встают в круг, держаться за руки.

Водящий с платком в руках бегает вокруг детей со словами:

Үй сыртында қолағаш

Желбеу тартам есік аш

Дети размыкают руки. Это означает, что дверь закрыта.

Входящий со словами:

Үй сыртында қолағаш

Озам десең ала қаш

Хлопает одного из детей по спине, бросает платок и убегает. Ребенок получивший палаток, бежит в противоположную сторону,навстречу первому ребенку. Первый кто достигнет места ребенка получившего платок становиться в круг.

Оставшийся ребенок начинает водить с теми же словами .


ll этап

Іздену-ұйымдастырушы


Организационно – поисковый












































Проводит беседу об игре «Үй сыртында қолағаш»




Знакомит с казахскими народными пословицами:

Мудрость предков-богатство для потомков.


Жизнь предков- пример для потомков

Проводит словарную работу:

Обычаи, традиции, коренные жители, потомки, предки








Вводит полилингвальный компонент:




Рассказывает о традициях и обычаях казахского народа.

Наши предки уделяли огромное внимание воспитанию подрастающего поколения, которые были направленны на воспитание добрых, трудолюбивых, отзывчивых и честных людей. Эти традиции передавались из поколения в поколение.

Сообщает и показывает презентацию ( иллюстрации):

Замечательный обряд есть у казахского народа: «Бесік той» - праздник укладывания в колыбель. Казахская колыбель очень проста. Изготавливалась она из ивы, в середине оставляли дырочку, для того, чтобы ребенку было сухо и уютно. На перекладинку подвешивали бусинки, амулеты, перья совы, - чтобы болезни обошли ребенка и чтобы сберечь его от сглаза. На праздник приглашались только женщины у которых есть детки.Укладывание в колыбель очень важно для ребенка. Мама пела песню для малыша.



Рассказывает об обряде «Разрезание пут»

Как только ребенок начинает делать свои первые шаги, родители зовут гостей нма той (праздник) – тұсаукесер. Человек, которому доверена почетная миссия - разрезание пут, назначается заранее



Рассказывает об обряде посвящение во всадники «Ашамайға отырғызу»

Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, проводят обряд посвящения во всадники.





Организовывает физминутку

« В Казахстане мы живем»

Цель: снятие мышечного напряжения





Загадывает загадку:

В доме этом нет угла

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь.

Использует технологию Воскобовича

Предлагает на геоконте выложить отгадку при помощи резиночек

Сообщает: Юрта - основное жилище казахов-скотоводов. Она удобна для кочевого образа жизни, устойчива к землятресениям, вес юрты-300-400 кг.Такой вес легко поднимает верблюд.

Она состоит из трех основных элементов: кереге, купольные жерди - уық, круговое навершие купола - шаңырак..

Наши предки были умелыми мастерами.

Наружные стены они покрывали войлочным покрытием (кошма), а внутри кереге украшается настенными коврами (түскиіз, текемет),

украшенными орнаментами и узорами. Пол в юрте устлан постилочным ковром, который называется сырмақ.

Предлагает физминутку «Юрта»

Цель: упражняться в умении имитировать и выполнять движения по тексту, четко проговаривать слова











Показывает предметы быта и рассказывает об их предназначении:

Посмотрите, какая мебель есть в юрте? Из чего она сделана? Как украшена?






Предлагает выполнить задания в рабочих тетрадях.

Проводит индивидуальную работу

Объясняют, что это казахская национальная игра. Рассказывают о том, что живут в Казахстане и нужно знать игры, обычаи и традиции коренных жителей-казахов.

С помощью воспитателя раскрывают содержание пословиц.

Потомки учатся на примере добрых дел наших предков, трудиться как они.


Запоминают значение новых слов:

Обычаи- правила общественного поведения 

Традиции-обычаи, 

обряды передающиеся от поколения к поколению 

Коренные жители – жители страны

Потомки – внуки, правнуки

Предки- родители, прадедушки, пробабушки

Повторяют слова на трех языках салт-дәстүрлер -обычаи-, ата-балалар-предки- ancestors, ұлттық дәстүрлер-национальные традиции- national traditions,

Слушают о казахских национальных традициях и поддерживают беседу








Рассматривают презентацию, беседуют по содержанию.

Рассказывают о том, что мама в детстве тоже пела им колыбельную, когда укладывала спать.

Появляются девочки в национальных костюмах, вносят колыбель, укладывают куклу.

Читают стихотворение

Не будь сыном отца, будь сыном народа.

Глаз моих усталых зренье.

Сердца моего биенье,

Крови жаркое теченье,

Солнышко мое, малыш,

Тихий мой речной камыш.

Шапочка моя соболья,

Перышко мое соколье

Элди-элди -элди -ай,

Спи, сыночек, засыпай.

Поют песню «Колыбельная» девочки кладут тюбетейку и камчу в колыбельку, чтобы сон был крепок.

Дети дополняют: Для того чтобы ребенок не спотыкался, ходил быстро и легко проводили обряд «Разрезание пут». Для того чтобы ребенок рос правдивым, честным, ноги перевязывали пестрой веревкой. У казахов есть поговорка «Не перестыупай пестрой веревки», что означает пожелание никогда не лгать, не воровать, быть порядочным человеком.

Дополняют: На обученного смирного коня кладут айшамана( маленькое седло) и сажают мальчика со словами: «Теперь ты стал мужчиной»

Дедушка напутствовал внука:

Ал ақ тілек ақ тілек

Атқа тоқым сал білек

Атқа жақсы шаба біл.

Выполняют движения

В Казахстане мы живем,

( руки в стороны)
Есть у каждого свой дом,

(руки домиком над головой)

Есть работа, ( кулачок об кулачок)

Есть друзья ( хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и я! (обнимаем себя)

Отгадывают загадку




киіз үй- юрта- nomad's tent

Берут геоконты и при помощи режиночек конструируют юрту




Слушают информацию, дополняют.






Рассматривают строение юрты:

Кереге- деревянная решетка

образующая круглые стены юрты.

Шанырак-деревянный открытый круг на верхушке юрты, дымоход юрты.

Уык- вогнутые жерди, на которых держится верхний купол юрты.

Сыкырлауык-двухстворчатая дверь юрты






Становятся в круг. Идут по кругу, проговаривают слова и выполняют движения:

Юрта, юрта круглый дом

( шагают на месте)

Побывайте в доме том

( приглашают жестом, руки в стороны)

Гости явятся едва

( повороты вправо, влево)

В печку прыгают дрова

( прыжки на месте)

Печка топится ( хлопают)

Угостить торопиться

( приседают, разводят руки в стороны)

Рассматривают предметы быта и запоминают их названия - это төсек ағаш - деревянная кровать, сандық - сундук, кебеже - ящик для хранения продуктов, войлочные сумки - аяқ қап.

размышляют, для чего они предназначены и из какого материала сделаны.

Посуду делали из кожи, дерева, для удобства кочевания, так как стеклянная или глиненная могли разбиться в дороге.

Выполняют задания

lll этап

Рефлесивтік - коррекциялаушы


Рефлексивно – корригирующий

Проводит рефлексию « Что мне было интересным?»

Дети садятся на курпешки в круг, рассказывают о новой информации, которую узнали.

Делятся впечатлениями о том, что было интересным

Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат).

Айтады (Воспроизводят): рассказы о юрте, ее строении, убранстве, практичности, смысл национальных пословиц

Түсінеді (Понимают): значение национальных традиций и обрядов, причину изготовления предметов быта из кожи, дерева

Қолданады (Применяют): игры, умение играть в коллективе, поддерживать беседу,