МБОУ «Кантемировский лицей»
Заседание районного методического объединения заместителей директоров
по учебно – воспитательной работе.

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО –
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО».

Ширина В.П.,
заместитель директора по
учебно – воспитательной работе
МКОУ Писаревская СОШ
Кантемировского муниципального
района Воронежской области.
12 января 2016 год
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников должно уделяться первостепенное внимание как со стороны педагогов, так и со стороны администрации школы.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса. Необходимо сразу же после создания Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, являющейся составной частью (метапредметной подпрограммой) основной образовательной программы школы, продумать алгоритм действий и администрации школы, и педагогического коллектива по реализации данной программы в практической деятельности учреждения.
Организационно-методическое обеспечение программы должно стать одной из основных задач администрации образовательного учреждения. Обязательными административными шагами должны стать следующие действия:
- разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, внесение изменений в должностные инструкции учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;
- заключение соглашений, договоров о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;
- организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, студий, клубов, научных обществ, конкурсов, ученических конференций, фестивалей, т. е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;
- создание условий для поощрения активных, творческих учеников и педагогов; - создание условий для практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы;
- поиск инвестиций для инновационных разработок учащихся;
- обучение всех педагогов методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся через систему внутришкольных семинаров, групповых и индивидуальных консультаций и тренингов, мастер-классов педагогов-новаторов;
- информирование обучающихся (начиная с пятых классов) и их родителей (законных представителей) о необходимости подготовки и защиты итогового проекта за курс основной школы;
- введение системы мини-проектов в учебно-тематическое планирование учителей-предметников и в планирование работы кружков, клубов, студий, объединений дополнительного образования;
- проведение экспертизы и утверждение тем проектов и исследовательских работ;
- разработка циклограммы работы над проектом для педагогов и учеников;
- организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток / рекомендаций по работе над проектом и его защитой, дневников самоконтроля ученика-исследователя, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседования с руководителем проекта;
- разработка простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; создание экспертных карт проекта;
- закрепление за каждым учащимся своего руководителя: учителя-предметника или руководителя кружка, студии, клуба;
- мониторинг процесса подготовки проектов;
- организация защиты проектов;
- разработка диагностического инструментария по оценке уровня сформированности навыков проектной деятельности у обучающихся;
- организация психологического сопровождения проектной деятельности.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся прежде всего необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся. С методической точки зрения от учителя — руководителя проекта требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не столько к предмету и его содержанию, а в большей степени к методической грамотности учителя, его владению набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы.
В отношении методической подготовки учителя акцент делается на следующих аспектах: - владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;
- применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности.
Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:
- обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска;
- разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ; - корректировка календарно-тематического планирования по предмету с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования;
- предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать;
- подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;
- формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов;
- определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;
- организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований;
- помощь ученику/ученикам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.;
- подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта; - организация защиты проекта.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Какие бывают типы проектов?
• Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Примеры: эссе, исследовательские рефераты
• Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставки
• Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
• Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения
• Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
Проекты бывают:
Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).
Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор информации, данных, их обработки).
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.
Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.
Учащиеся вырабатывают план действий.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:
● Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)
● Мотивирует (Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
● Провоцирует (Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)
● Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой).
● Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
● Координирует внутригрупповую работу обучающихся.
II. Роль ученика
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Метод проектов или проектная деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».
В результате выполнения учащимися проектов:
1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю». (Конфуций)