Задания для школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады по литературе
2016-2017 учебный год
Методические рекомендации
по проведению школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по литературе
Организация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
1. Олимпиада проводится 15октября 2016г.
2. Организаторы школьного этапа олимпиады создают оргкомитет, в состав которого входят представители администрации и педагоги ОУ, и жюри, состоящее из учителей русского языка и литературы.
3. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.
4. Для участников олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.
5. За несколько минут до начала олимпиады необходимо обеспечить обучающихся комплектом заданий и ознакомить с правилами их выполнения, проводится инструктаж о технической стороне выполнения заданий.
6. Наличие в аудитории текстов художественной литературы, средств мобильной связи и т.п. исключается. В случае нарушения этих условий обучающийся исключается из состава участников олимпиады.
7. Работы предварительно кодируются.
О специфике заданий школьного этапа олимпиады и времени их выполнения
1.Учащиеся 5-6 классов выполняют 2 письменных задания творческого характера. Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 минут).
2.Учащиеся 7 классов выполняют два типа заданий: аналитическое и творческое. Время выполнения работы – 3 астрономических часа (180 минут).
3.Учащиеся 8 классов выполняют два типа заданий: аналитическое и творческое. Время выполнения работы - 4 астрономических часа (240 минут).
4.Учащиеся 9-11 классов выполняют два типа заданий: аналитическое и творческое. Время выполнения работы - 5 астрономических часов (300 минут).
Общая система проверки оценивания олимпиадных работ
Все олимпиадные задания выполняются письменно. Оценка выставляется в баллах. Объём работы не регламентируется и не влияет на оценку выполнения задания. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтён при оценке работы в пользу участника олимпиады.
Критерии оценивания работ и максимальные баллы за выполнение заданий прилагаются непосредственно к пакету заданий для каждого класса.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2016-2017 учебный год
Школьный этап
5-6 классы
Время выполнения работы – 2 астрономических часа (120 минут)
Задание 1.
Представьте, что у Вас появилась возможность составить список для внеклассного чтения в Вашем классе. Назовите 5 книг, которые Вы включите в этот список, дайте им краткую характеристику (2-3 предложения) и объясните свой выбор (не более 5 предложений).
Задание 2.
Прочтите русскую народную сказку.
Брат и сестра
Шли просёлком брат и сестра, стали подходить к деревне.
Брат говорит:
- Я здесь молока куплю.
А сестра:
- А я в молоко хлеба накрошу!
Брат ухватил сестру за косу и давай её дёргать и приговаривать:
- Не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет, не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет!
Пришли в деревню, а молока никто им и не продал.
(Из сборника А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки»)
Перепишите сказку таким образом, чтобы она приобрела черты авторской, литературной – стала Вашей собственной литературной обработкой народной сказки.
Критерии оценивания заданий для 5-6 классов
Задание 1. Оценивая данное задание, особое внимание следует обратить не только на то, что выбрал ученик, но и как он объяснил свой выбор. Кроме того, данное задание проверяет умение в краткой форме представить суть художественного произведения.
За каждый выполненный пункт задания (назвали книгу, дали краткую характеристику, объяснили свой выбор) даём до 5 баллов, опираясь на школьную пятибалльную систему оценивания. Всего 25 баллов.
Задание 2.
1. Понимание задания и умение работать в предложенном направлении – 5 баллов.
2. Уровень литературной обработки народной сказки: оригинальность развития сюжета, богатство воображения, интересные находки, отражение авторской позиции и т.п. – 10 баллов.
3. Художественный уровень работы: стилистическое оформление, выразительность языка, композиционная связность и стройность и т.п. – 10 баллов. Всего 25 баллов.
Максимально количество баллов - 50.
Примечание: предложенные критерии носят рекомендательный характер и предполагают возможность самостоятельной разработки рабочих критериев.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2016-2017 учебный год
Школьный этап
7 класс
Время выполнения работы – 3 астрономических часа (180 минут)
Задание 1.
Напишите отзыв о рассказе М.Москвиной «Моя собака любит джаз». Подумайте, что хочет сказать автор читателям, что он делает для того, чтобы раскрыть основную мысль произведения.
Марина Москвина
Моя собака любит джаз
Для меня музыка — это все. Только не симфоническая, не «Петя и волк». Я ее не очень. Я люблю такую, как тогда играл музыкант на золотом саксофоне.
Мы с моим дядей Женей ходили в Дом культуры. Он врач — ухо-горло-нос. Но для него музыка — это все. Когда в Москву приехал один «король джаза» — негр, все стали просить его расписаться на пластинках. А у дяди Жени пластинки не было. Тогда он поднял свитер, и на рубашке фломастером «король джаза» поставил ему автограф.
А что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры? Свистел, кричал, аплодировал! А когда вышел музыкант в соломенном шлеме, зеленых носках и красной рубашке, дядя Женя сказал:
— Ну, Андрюха! Толстое время началось.
Я сначала не понял. А как тот отразился, красно-золотой, в черной крышке рояля! Как начал разгуливать по залу и дуть, дуть напропалую в свой саксофон!.. Сразу стало ясно, что это за «толстое» время.
Зрители вошли в такой раж, что позабыли все приличия. Вытащили дудки, давай дудеть, звенеть ключами, стучать ногами, у кого-то с собой был пузырь с горохом!
Музыкант играл как очумевший. А я все хотел и хотел на него смотреть. Там все про меня, в этой музыке. То есть про меня и про мою собаку. У меня такса, его зовут Кит. Я за такую собаку ничего бы не пожалел. Она раз пропала — я чуть с ума не сошел, искал.
— Представляешь? — говорит дядя Женя. — Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. Все «от фонаря». Лепит что попало!
Вот это по мне. Веселиться на всю катушку. Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. Мы с Китом тоже — я бренчу на гитаре и пою, а он лает и подвывает. Все без слов — зачем нам с Китом слова?
— И у меня были задатки, но их не развивали, — сказал дядя Женя.
Он стоял в очках, в галстуке, с портфелем-дипломатом.
— Я в школе, — говорит, — считался неплохим горнистом. Я мог бы войти в первую десятку страны по трубе.
— А может, и в первую пятерку, — сказал я.
— И в первую тридцатку мира!
— А может, и в двадцатку, — сказал я.
— А стал простой, ухо-горло-нос.
— Не надо об этом, — сказал я.
— Андрюха! — вскричал дядя Женя. — Ты молодой! Учись джазу! Я все прошляпил. А тебя ждет необыкновенная судьба. Здесь, в Доме культуры, есть такая студия.
Дядино мнение совпадало с моим: джаз — подходящее дело. Но вот в чем загвоздка — я не могу петь один. Неважно кто, даже муха своим жужжанием может скрасить мое одиночество. А что говорить о Ките? Для Кита пение — все! Поэтому я взял его с собой на прослушивание.
Кит съел полностью колбасу из холодильника и шагал в чудесном настроении. Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!..
В Доме культуры навстречу нам шел вчерашний музыкант без саксофона, с чашкой воды. Он наклонился и дружески похлопал Кита по спине. При этом у него из кармана выпал пакетик чая с ниткой.
Кит дико не любил, когда его так похлопывают, но от музыканта стерпел. Правда, мигом уничтожил пакетик чая. Он вообще все всегда поедал на своем пути. Но делал это не злобно, а жизнерадостно. Я спросил:
— Где тут принимают в джаз?
— Прослушивание в третьей комнате, — ответил музыкант.
На двери висела табличка: «Зав. уч. частью Наина Петровна Шпорина». Я постучал. Я так волновался раз в жизни, когда Кит изжевал и проглотил галошу. Я чуть с ума не сошел, все думал: переварит он ее или нет?
Стройная красавица с длинным носом сидела у пианино и выжидательно глядела на нас с Китом.
— Я хочу в джаз!
Я выпалил это громко и ясно, чтобы не подумали, что я мямля. Но Наина Петровна указала мне на плакат. Там было написано: «Говори вполголоса».
А я не могу вполголоса. И я не люблю не звенеть ложкой в чае, когда размешиваю сахар. Приходится себя сдерживать, а я этого не могу.
— Собаку нельзя, — сказала Наина Петровна.
— Кит любит джаз, — говорю. — Мы поем с ним вдвоем.
— Собаку нельзя, — сказала Наина Петровна.
Вся радость улетучилась, когда я закрыл дверь перед носом у Кита. Но необыкновенная судьба, которую прошляпил дядя Женя, ждала меня. Я сел на стул и взял в руки гитару.
Мне нравится петь. И я хочу петь. Я буду, хочу, я хочу хотеть! Держитесь, Наина Петровна — «говори вполголоса, двигайся вполсилы»! Сейчас вы огромное испытаете потрясение!..
Наина стояла, как статуя командора, и я не мог начать, хоть ты тресни! Чтобы не молчать, я издал звук бьющейся тарелки, льющейся воды и комканья газеты…
— Стоп! — сказала Наина Петровна.
Руки у нее были холодные, как у мороженщицы.
— «Во по-ле бе-ре-зка сто-я-ла…» — спела она и сыграла одним пальцем. — Повтори.
— «Во по-ле бе-ре…»
— Стоп, — сказала Наина Петровна. — Утебя слуха нет. Ты не подходишь.
Кит чуть не умер от радости, когда меня увидел.
«Ну?!! Андрюха? Джаз? Да?!!» — всем своим видом говорил он и колотил хвостом.
Дома я позвонил дяде Жене.
— У меня нет слуха, — говорю. — Я не подхожу.
— Слух! — сказал дядя Женя с презрением. — Слух — ничто. Ты не можешь повторить чужую мелодию. Ты поешь, как НИКТО НИКОГДА до тебя не пел. Это и есть настоящая одаренность. Джаз! — сказал дядя Женя с восторгом. — Джаз — не музыка. Джаз — это состояние души.
— «Во по-ле бе-ре-зка сто-я-ла…» — запел я, положив трубку. — «Во по-о-ле…»
Я извлек из гитары квакающий звук. Взвыл Кит. На этом фоне я изобразил тиканье часов, клич самца-горбыля, крики чаек. Кит — гудок паровоза и гудок парохода. Он знал, как поднять мой ослабевший дух. А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке.
- «Во по-ле!!!»
Из мухи радости мы раздули такого слона, что с кухни примчалась бабушка.
— Умолкните, — кричит, — балбесы!
Но песня пошла, и мы не могли ее не петь.
…Дядя Женя удалял больному гланды. И вдруг услышал джаз.
— Джаз передают! — воскликнул он. — Сестра! Сделайте погромче!
— Но у нас нет радио! — ответила медсестра.
…Вчерашний музыкант заваривал новый пакетик чая, когда ему в голову пришла отчаянная мысль: сыграть «горячее» соло на саксофоне под паровозный, нет, лучше пароходный гудок!!!
…А в Новом Орлеане «король джаза» — негр — ну просто совершенно неожиданно для себя хриплым голосом запел:
— «Во по-ле березка стояла! Во поле кудрявая стояла!..»
И весь Новый Орлеан разудало грянул:
«Лю-ли, лю-ли; сто-я-ла!!! Лю-ли, лю-ли, сто-я-ла!»
Задание 2.
Напишите связный текст, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов (словосочетаний, сочетаний слов).
Былинные описания, Илья Муромец, нравственное превосходство, неисчерпаемый источник, отражать древнюю историю, герои-богатыри, сознательный носитель идеи защиты Родины, сказочный элемент, правила композиции, фантастические образы.
Критерии оценивания заданий для 7-х классов
Задание 1.
Глубина понимания произведения, авторской позиции - 5 баллов.
Владение элементами анализа произведения – 5баллов.
Наличие оценки произведения – 5 баллов.
Передача личных впечатлений о произведении – 5 баллов.
Композиционная стройность, язык, стиль отзыва – 5 баллов.
Всего 25 баллов.
Задание 2.
Уместность и корректность употребления приведённых в задании слов (словосочетаний, сочетаний слов) - по 1 баллу за слово (словосочетание, сочетание слов) – 10 баллов.
Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста – 5 баллов.
Связность и стройность работы, точность и выразительность речи – 5 баллов.
Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, интересные находки, оригинальность изложения и т.п.) – 5 баллов.
Всего 25 баллов.
Максимально количество баллов - 50.
Примечание: предложенные критерии носят рекомендательный характер и предполагают возможность самостоятельной разработки рабочих критериев.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2016-2017 учебный год
Школьный этап
8 класс
Время выполнения работы – 4 астрономических часа (240 минут)
Задание 1.
Напишите рецензию на рассказ В. Попова «Все мы не красавцы».
Жил я с бабушкой на даче. Днем купание, езда на велосипеде. Вечером сон. Расписание. Режим.
И вдруг в субботу глубокой ночью является мой друг Слава. Застучал, загремел. Открываю - вбегает.
- Ну как?!
- Что как?
- Все в порядке?
- Вообще да. А у тебя?
- У меня тоже. Ну, хорошо. А то я что-то волновался, - говорит.
Прошли мы с ним на кухню, сели.
- О, - говорит, - капуста! Прекрасно. Захрустел той капустой, наверно, весь поселок разбудил.
- Представляешь, - говорит, - совершенно сейчас не сплю.
- Да, - говорю, - интересно.
А сам чуть с табуретки не валюсь, так спать хочется.
Вдруг бабушка появляется в халате. Спрашивает:
- Это кто?
- Как же, - говорю, - бабушка, это же мой друг, Слава, неужели не помнишь?
Слава повернулся к ней и говорит:
- А! Привет!
Так прямо и говорит - привет! Он такой.
- Нет, не помню, - отвечает бабушка. И ушла.
- О, - говорит Слава, - котлеты! Прекрасно!
- Ты что, - спрашиваю, - так поздно? Твои-то где?
- Да за грибами. Еще с пятницы.
- Ты, что ли, есть хочешь?
- Ага. Они вообще оставили мне рубль, да я его отдал.
- Отдал? Кому?
- Да одному старику. Подъезжает ко мне на улице старик на велосипеде. Сейчас, говорит, покажу тебе фокус. Разжимает ладонь, там лежит двухкопеечная монета позеленевшая. Решкой. Зажал он кулак и спрашивает: "Ну а сейчас, думаешь, как лежит?" Да решкой, говорю, как и лежала. Тут он захохотал и разжал. А монета действительно лежит решкой. Он как увидел это - оцепенел. А потом так расстроился, заплакал. Что-то мне жалко его стало. Догнал я его и рубль свой в карман сунул. Не расстраивайтесь, говорю, вот вам рубль на всякий случай.
- Да, здорово, - говорю я Славе, - на вот, ешь сметану.
- Нет, - говорит Слава, - сметану ни за что!
- Да ешь, чего там!
- Нет! Я же сказал. За кого ты меня принимаешь? Странная такая гордость - только на сметану.
- Ну вот. И остался я без денег. Расстроился сначала. А потом думаю: а, не пропаду! И действительно. Не пропал. Хожу я по улице, хожу. Хожу. И вдруг проезжает мимо меня брезентовый газик - знаешь, ГАЗ-шестьдесят девять, на секунду поднимается брезент, и оттуда цепочкой вываливается несколько картофелин. Отнес я их домой, взвесил - ровно килограмм. Представляешь? А потом, уже вечером, какие-то шутники забросили мне в окно селедку. Еще в бумагу завернута промасленную, а на ней на уголке написано карандашом: восемьдесят копеек. Ну что ж. Для них, может быть, это и шутка, а для меня очень кстати! Отварил я картошку, с селедочкой поел пре-е-красно!
- Тише, - говорю, - не кричи.
И тут действительно бабушкин голос:
- Ну все, я закрылась, буду спать. Теперь пусть забираются воры, бандиты - пожалуйста!
И раздалось такое хихиканье из-под двери.
- Ну вот, - продолжал Слава, - и вдруг вызывают меня в милицию. Сидят там трое ребят наших лет. "Вот, - говорит милиционер, - задержана группа хулиганов. Забрасывали в окна селедки". - "Да это, - говорю, - не хулиганство! Надо различать. Мне так очень понравилось. Сельдь атлантическая, верно?" - "Да", - хмуро говорит один. И тут появляется участковый, Селиверстов. Задумчивый. "Да, - говорит, - надо им руки понюхать. У кого селедкой пахнут - тот и кидал". Оказалось, только у меня пахнут. Селиверстов тогда и говорит: "Ну ладно, если пострадавший претензий не имеет и руки у вас селедкой не пахнут, тогда с вас только штраф - восемь копеек". - "А кому платить?" - спрашивают. "Вот ему", - и показывает на меня. Вот так. Пошел домой. А те шутники благодарные под окном моим ходят с гитарами, поют. И вдруг - Селиверстов! "Ты, - говорит, - не обращай на меня внимания. Я просто так. Очень ты мне понравился. Уж очень ты благородный. Я посижу тут и уйду. Сам знаешь: все больше с преступниками дела, а с тобой и посидеть приятно. Посижу тут, отдохну и пойду". Потом жаловаться стал. "Все, - говорит, - видят во мне лишь милиционера, боятся, а иной раз так хочется поговорить просто, по-человечески. И с тобой вот - поговорить бы на неслужебные темы. Не веришь? Я даже без револьвера - вот". "Знаете что, - говорю я ему, - как раз перед вашим вызовом шел я звонить по важному делу". "Ну что? - говорит. - Иди звони. На вот тебе две копейки". Дает двухкопеечную монетку позеленевшую. Взял я ее, выбежал на улицу и вдруг остолбенел! Такая мысль: картошки кило - десять копеек, селедка восемьдесят. В милиции дали - восемь, да сейчас - две. А в сумме - рубль! А отдал-то я как раз рубль! Представляешь?
Слава замолчал. Я тоже молчал, потрясенный. Мы так посидели, неподвижно. Потом Слава вдруг взял белый бидон, заглянул и говорит оттуда гулко:
- Что это там бултыхается в темноте?
- Квас.
- Можно?
А сам уже пьет.
- Ну, все, - говорит, - а теперь спать.
Пошли мы в комнату. Легли валетом. Слава сразу заснул, а я лежал, думал. Луна вышла, светло стало. И вдруг Слава, не открывая глаз, встает так странно, вытянув руки, и медленно идет! Я испугался - и за ним. Вышел он из комнаты, прошел по коридору и на кухню! Так же медленно, с закрытыми глазами берет сковороду, масло, ставит на газ, берет кошелку с яйцами, начинает их бить и на сковороду выпускать. Одно, другое, третье... Десять яиц зажарил и съел. Потом вернулся так же, лег и захрапел.
Смотрю я на него и думаю: вот так! Всегда с ним удивительные истории происходят. Это со мной - никогда. Потому что человек я такой - слишком спокойный, размеренный. А Слава - человек необычный, потому и происходит с ним необычное. Хотя, может быть, конкретной этой истории с рублем вовсе и не было. Или, может, было, но давно. Или, может, еще будет. Наверно.
Но, вероятнее всего, он рубль свой кому-нибудь просто одолжил. Попросили - он и дал не раздумывая. Он такой. А историю эту он рассказывал, чтоб под нее непрерывно есть. Видно, очень проголодался. Будто б я и так его не накормил! Ведь он же мой друг, и я его люблю. Мне все говорят: тоже, нашел друга, вон у него сколько недостатков. Это верно. Что есть, то есть. Вот еще и лунатиком оказался. Ну и пусть! А если ждать все какого-то идеального, вообще останешься без друзей!
Все мы не красавцы.
Как-то я разволновался. Сна - ни в одном глазу. Вышел на улицу, сел на велик и поехал. Луна светит, светло. И гляжу я - на шоссе полно народу! Вот так да! Мне все - спи, спи, а сами - ходят! И еще: подъезжаю обратно, вдруг какая-то тень метнулась, я свернул резко и в канаву загремел. Ногу содрал и локоть. Вылезаю и вижу - бабушка!
- Бабушка, - говорю, - ну куда годится: в семьдесят лет в два часа ночи - на улице!
- Ночь, - говорит, - нынче очень теплая. Не хочется упускать. Не так уж много мне осталось.
Вошли мы в дом, и вдруг вижу, опять по коридору Слава бредет - руки вытянуты, глаза закрыты. Я даже испугался: сколько же можно есть?
А он - на кухню, посуду всю перемыл, на полку составил и обратно пошел и лег.
Задание 2.
На уроках литературы вы познакомились с пьесой Д.И.Фонвизина «Недоросль» и обратили внимание на то, в каких ситуациях и кто из героев «Недоросля» говорит особым книжным языком, когда и в чьей речи прорываются низкие, разговорные слова и обороты.
Некоторым современникам комедия Фонвизина показалась грубой. Поэт И.Ф. Богданович отозвался на премьеру эпиграммой:
Почтенный Стародум, Услышав подлый шум, Где баба непригоже С ногтями лезет к роже, Ушёл скорей домой. Писатель дорогой, Прости, я сделал то же.
Напишите ответ И.Ф.Богдановичу в эпистолярном жанре. Или, возможно, у вас получится ответить на эпиграмму собственной эпиграммой.
Критерии оценивания заданий для 8 классов
Задание 1.
Глубина и полнота интерпретации произведения, понимание авторской позиции - 5 баллов.
2. Владение основами анализа произведения, понимание роли теоретико-литературных понятий в раскрытии идейного содержания произведения – 5баллов.
3. Наличие оценки произведения – 5 баллов.
4. Передача личных впечатлений о произведении – 5 баллов.
5. Композиционная стройность, язык, стиль – 5 баллов.
Всего 25 баллов.
Задание 2.
Соответствие выбранному жанру – 5 баллов.
Фактическая точность в передаче содержания пьесы Д.И. Фонвизина, характеристик персонажей – 5 баллов.
Творческая индивидуальность – 5 баллов.
4. Историко–литературная и общекультурная эрудиция – 5 баллов.
5. Языковая точность и выразительность – 5 баллов.
Всего 25 баллов.
Максимально количество баллов - 50.
Примечание: предложенные критерии носят рекомендательный характер и предполагают возможность самостоятельной разработки рабочих критериев.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2016-2017 учебный год
Школьный этап
9 класс
Время выполнения работы – 5 астрономических часов (300 минут)
Задание 1.
Выполните комплексный анализ предложенного произведения
Аверченко А.Т.
Разговор в школе
Нельзя сказать, чтобы это были два враждующих лагеря. Нет – это были просто два противоположных лагеря. Два непонимающих друг друга лагеря. Два снисходительно относящихся друг к другу лагеря.
Один лагерь заключался в высокой бледной учительнице «школы для мальчиков и девочек», другой лагерь был числом побольше. Раскинулся он двумя десятками стриженых или украшенных скудными косичками головок, склоненных над ветхими партами… Все головы, как единообразно вывихнутые, скривились на левую сторону, все языки были прикушены маленькими мышиными зубенками, а у Рюхина Андрея от излишка внимания даже тонкая нитка слюны из угла рта выползла.
Скрип грифелей, запах полувысохших чернил и вздохи, вздохи – то облегчения, то натуги и напряжения – вот чем наполнялась большая полутемная комната.
А за открытым окном, вызолоченные до половины солнцем, качаются старые акации, а какая-то задорная суетливая пичуга раскричалась в зелени так, что за нее делается страшно – вдруг разрыв сердца! А издали, с реки, доносятся крики купающихся мальчишек, а лучи солнца, ласковые, теплые, как рука матери, проводящая по головенке своего любимца, лучи солнца льются с синего неба. Хорошо, черт возьми! Завизжать бы что-нибудь, захрюкать и камнем вылететь из пыльной комнаты тихого училища – побежать по сонной от зноя улице, выделывая ногами самые неожиданные курбеты.
Но нельзя. Нужно учиться.
Неожиданно среди общей творческой работы Кругликову Капитону приходит в голову сокрушительный вопрос:
«А зачем, в сущности, учиться? Действительно ли это нужно?»
Кругликов Капитон – человек смелый и за словом в карман не лезет.
– А зачем мы учимся? – спрашивает он, в упор глядя на прохаживающуюся по классу учительницу.
Глаза его округлились, выпуклились, отчасти от любопытства, отчасти от ужаса, что он осмелился задать такой жуткий вопрос.
– Чудак, ей-богу, ты человек, – усмехается учительница, проводя мягкой ладонью по его голове против шерсти. – Как зачем? Чтобы быть умными, образованными, чтобы отдавать себе отчет в окружающем.
– А если не учиться?
– Тогда и культуры никакой не будет.
– Это какой еще культуры?
– Ну… так тебе трудно сказать. Я лучше всего объясню на примере. Если бы кто-нибудь из вас был в Нью-Йорке…
– Я была, – раздается тонкий писк у самой стены.
Все изумленно оборачиваются на эту отважную путешественницу. Что такое? Откуда?
Очевидно, в школах водится особый школьный бесенок, который вертится между партами, толкает под руку и выкидывает всякие кренделя, которые потом сваливает на ни в чем не повинных учеников… Очевидно, это он дернул Наталью Пашкову за жиденькую косичку, подтолкнул в бок, шепнул: «Скажи, что была, скажи!»
Она и сказала.
– Стыдно врать, Наталья Пашкова. Ну когда ты была в Нью-Йорке? С кем?
Наталья рада бы сквозь землю провалиться: действительно – черт ее дернул сказать это, но слово что воробей: вылетит – не поймаешь.
– Была… ей-богу, была… Позавчера… с папой. Ложь, сплошная ложь: и папы у нее нет, и позавчера она была, как и сегодня, в школе, и до Нью-Йорка три недели езды.
Наталья Пашкова легко, без усилий, разоблачается всем классом и, плачущая, растерянная, окруженная общим молчаливым презрением, погружается в ничтожество.
– Так вот, дети, если бы кто-нибудь из вас был бы в Нью-Йорке, он бы увидел огромные многоэтажные дома, сотни несущихся вагонов трамвая, электричество, подъемные машины, и все это – благодаря культуре. Благодаря тому, что пришли образованные люди. А знаете, сколько лет этому городу? Лет сто – полтораста – не больше!!
– А что было раньше там? – спросил Рюхин Андрей, выгибая натруженную работой спину так, что она громко затрещала: будто орехи кто-нибудь просыпал.
– Раньше? А вот вы сравните, что было раньше: раньше был непроходимый лес, перепутанный лианами. В лесу – разное дикое зверье, пантеры, волки; лес переходил в дикие луга, по которым бродили огромные олени, бизоны, дикие лошади… А кроме того, в лесах и на лугах бродили индейцы, которые были страшнее диких зверей – убивали друг друга и белых и снимали с них скальп. Вот вы теперь и сравните, что лучше: дикие поля и леса со зверьем, индейцами, без домов и электричества или – широкие улицы, трамваи, электричество и полное отсутствие диких индейцев?!
Учительница одним духом выпалила эту тираду и победоносно оглядела всю свою команду: что, мол, съели?
– Вот видите, господа… И разберите сами: что лучше – культура или такое житье? Ну, вот ты, Кругликов Капитон… Скажи ты: когда, значит, лучше жилось – тогда или теперь?
Кругликов Капитон встал и, после минутного колебания, пробубнил, как майский жук:
– Тогда лучше.
– Что?! Да ты сам посуди, чудак: раньше было плохо, никаких удобств, всюду звери, индейцы, а теперь дома, трамваи, подъемные машины… Ну? Когда же лучше – тогда или теперь?
– Тогда.
– Ах ты, Господи… Ну вот ты, Полторацкий, – скажи ты: когда было лучше – раньше или теперь?
Полторацкий недоверчиво, исподлобья глянул на учительницу (а вдруг единицу вкатит) и уверенно сказал:
– Раньше лучше было.
– О Бог мой!! Слизняков, Гавриил!
– Лучше было. Раньшее.
– Прежде всего – не ранышее, а раньше. Да что вы, господа, – затмение у вас в голове, что ли? Тут вам и дома, и электричество…
– А на что дома? – цинично спросил толстый Фитюков.
– Как на что? А где же спать?
– А у костра? Завернулся в одеяло и спи сколько влезет. Или в повозку залезь! Повозки такие были. А то подумаешь: дома!
И он поглядел на учительницу не менее победоносно, чем до этого смотрела она.
– Но ведь электричества нет, темно, страшно…
Семен Заволдаев снисходительно поглядел на разгорячившуюся учительницу:
– Темно? А костер вам на что? Лесу много – жги сколько влезет. А днем и так себе светло.
– А вдруг зверь подберется.
– Часового с ружьем нужно выставлять, вот и не подберется. Дело известное.
– А индейцы подберутся сзади, схватят часового да на вас…
– С индейцами можно подружиться. Есть хорошие племена, приличные…
– Делаварское племя есть, – поддержал кто-то сзади. – Они белых любят. В крайнем случае можно на мустанге ускакать.
Стриженые головы сдвинулись ближе, будто чем-то объединенные, – и голоса затрещали, как сотня воробьев на ветках акации.
– А у городе у вашем одного швейцара на лифте раздавило… Вот вам и город.
– А у городе мальчик недавно под трамвай попал!
– Да просто у городе у вашем скучно – вот и все, – отрубил Слизняков Гавриил.
– Скверные вы мальчишки – просто вам не приходилось быть в лесу среди диких зверей – вот и все.
– А я была, – пискнула Наталья Пашкова, которую не оставлял в покое школьный бес.
– Врет она, – загудели ревнивые голоса. – Что ты все врешь да врешь. Ну, если ты была – почему тебя звери не съели, ну, говори!
– Станут они всякую заваль лопать, – язвительно пробормотал Кругликов Капитон.
– Кругликов!
– А чего же она… Вы же сами говорили, что врать – грех. Врет, ей-богу, все время.
– Не врать, а лгать. Однако послушайте: вы, очевидно, меня не поняли… Ну как же можно говорить, что раньше было лучше, когда теперь есть и хлеб, и масло, и сахар, и пирожное, а раньше этого ничего не было.
– Пирожное!!
Удар был очень силен и меток, но Кругликов Капитон быстро от него оправился:
– А плоды разные: финики, бананы – вы не считаете?! И покупать не нужно – ешь сколько влезет. Хлебное дерево тоже есть – сами же говорили… сахарный тростник. Убил себе бизона, навялил мяса и гуляй себе, как барин.
– Речки там тоже есть, – поддержал сбоку опытный рыболов. – Загни булавку да лови рыбу сколько твоей душеньке угодно.
Учительница прижимала обе руки к груди, бегала от одного к другому, кричала, волновалась, описывала все прелести городской безопасной жизни, но все ее слова отбрасывались упруго и ловко, как мячик. Оба лагеря совершенно не понимали друг друга. Культура явно трещала по всем швам, энергично осажденная, атакованная индейцами, кострами, пантерами и баобабами…
– Просто вы все скверные мальчишки, – пробормотала уничтоженная учительница, лишний раз щегольнув нелогичностью, столь свойственной ее слабому полу. – Просто вам нравятся дикие игры, стреляние из ружья – вот и все. Вот мы спросим девочек… Клавдия Кошкина – что ты нам скажешь? Когда лучше было – тогда или теперь?
Ответ был ударом грома при ясном небе.
– Тогда, – качнув огрызком косички, сказала веснушчатая, бледнолицая Кошкина.
– Ну почему? Ну, скажи ты мне – почему, почему?..
– Травка тогда была… я люблю… Цветы были.
И обернулась к Кругликову – признанному специалисту по дикой, первобытной жизни:
– Цветы-то были?
– Сколько влезет было цветов, – оживился специалист, – огромадные были – тропические. Здоровенные, пахнут тебе – рви сколько влезет.
– А в городе черта пухлого найдешь ты цветы. Паршивенькая роза рубль стоит.
Посрамленная, уничтоженная учительница заметалась в последнем предсмертном усилии:
– Ну, вот пусть нам Катя Иваненко скажет… Катя! Когда было лучше?
– Тогда.
– Почему?!!
– Бизончики были, – нежно проворковала крохотная девочка, умильно склонив светлую головенку набок.
– Какие бизончики?.. Да ты их когда-нибудь видела?
– Скажи – видела! – шепнула подталкиваемая бесом Пашкова.
– Я их не видела, – призналась простодушная Катя Иваненко. – А только они, наверное, хорошенькие… – И, совсем закрыв глаза, простонала: – Бизончики такие… Мохнатенькие, с мордочками. Я бы его на руки взяла и в мордочку поцеловала…
Кругликов – специалист по дикой жизни – дипломатически промолчал насчет неосуществимости такого буколического намерения сентиментальной Иваненко, а учительница нахмурила брови и сказала срывающимся голосом:
– Ну, хорошо же! Если вы такие – не желаю с вами разговаривать. Кончайте решение задачи, а кто не решит – пусть тут сидит хоть до вечера.
И снова наступила тишина.
И все решили задачу, кроме бедной, чистой сердцем Катерины Иваненко: бизон все время стоял между ее глазами и грифельной доской…
Сидела, маленькая, до сумерок.
Задание 2.
Герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» в одном из своих монологов произносит : «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож…» Как видишь, своими чудачествами даже можно гордиться. Его предшественник, Иванушка-дурачок, часто тоже совершает странные поступки, ведёт себя нелепо, но обладает какой-то мудростью, которая в конечном счёте даёт ему преимущество перед братьями. А самому тебе не приходилось оказываться в роли странного человека? Что ты при этом чувствовал: стыд? превосходство? Напиши на любом материале, жизненном и/или литературном, монолог чудака.
Критерии оценивания заданий 9 класса
Задание 1.
1. Понимание произведения как «сложно организованного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту – 25 баллов. 2. Композиционная стройность работы, её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность отсылок к тексту – 20 баллов. 3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы – 10 баллов.
4. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей – 10 баллов.
5. Общая языковая и речевая грамотность – 5 баллов.
(Примечание: проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается, однако при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения, работа по этому критерию получает 0 баллов).
Всего 70 баллов.
Примечание: предложенные критерии были разработаны Центральной предметно-методической комиссией по литературе и использованы при оценивании олимпиадных работ в 2013-2014 уч. году.
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на привычную для учителя пятибалльную систему оценок. Например, по первому критерию «5» - 25 баллов, «4» -20 баллов и т.д. Если оценка «четыре с минусом», то выбираем между 20 и 15 баллами.
Задание 2.
1. Понимание задания, умение работать в предложенном направлении – 5 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста – 5 баллов.
3. Актуальность внутренней проблемы (проблематики) в работе – 5 баллов.
4. Глубина раскрытия проблемы, убедительность суждений – 5 баллов.
5. Выражение личной позиции, личного отношения к проблеме – 5 баллов.
5. Историко-литературная и общекультурная эрудиция – 5 баллов.
6. Творческая индивидуальность, оригинальность – 5 баллов.
7. Выразительность и точность языка, стилистическая однородность текста – 5 баллов.
8. Общая языковая и речевая грамотность – 5 баллов.
Всего 40 баллов.
Максимальное количество баллов – 110.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2016-2017 учебный год
Школьный этап
10 класс
Время выполнения работы - 5 академических часов (300минут)
Задание 1. Выполните комплексный анализ рассказа Александра Вампилова «Тополя».
Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь. Совсем такой же, как сейчас, был вечер. Такой же пронзительно синий воздух, так же сверкали вмерзшие в лужи огни фонарей, эти же самые тополя – корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве. Старая садовая решетка и сам сад – темные пятна сосен, серые паутины берез, незаметные акации, немая улочка. И над всем этим – тополя.
Тогда я был беззаботный студент, сейчас мне сорок три. А тополя все те же, и, кажется, никогда они не могли быть тонкокожими, бледно-зелеными саженцами. Тот же от них запах – сладкая, прилипчивая горечь. Только ветерок – и ноздри раздуваются от этого запаха, и непонятно сильно стучит сердце. Я был беззаботный студент. Голова кружилась от весны, от молодости, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно, как наступаю сейчас на эти лужицы.
В тот вечер я шел к своей невесте. Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного.
И необыкновенное случилось. Она быстро шла навстречу. Она не остановилась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: «Как странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу… Как странно. Но меня ждут. Я спешу…» «Куда!» – закричал я беззвучно. «Куда!» – кричали тополя. Но она не слышала, и синь, вот эта мутнеющая синь затянула ее.
А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену, не могу представить себя без них.
Но все летит к черту, когда приходят эти жуткие весенние вечера. Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик, я прихожу сюда и шатаюсь здесь, под этими тополями. Здесь, именно здесь, когда таким вот безумно-синим сделался воздух и так торжественно застыли тополя – она быстро шла навстречу. Я видел ее! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел ее улыбку! Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска! И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя.
Задание 2.
Перед Вами несколько цитат:
«Равенство дара души и дара глагола – вот поэт» (Марина Цветаева)
«Поэт – человек с содранной кожей» (Якоб Гримм)
«Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души» (Владимир Высоцкий)
он только дух.
Будь слеп он, как Гомер,
иль, как Бетховен, глух
- Всё видит, слышит,
всем владеет…» (Анна Ахматова)
« Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор» (Афанасий Фет)
Составьте текст, в котором будут использованы одна или несколько из указанных цитат и получит развитие фраза «Поэт – это человек, который….» Аргументируйте свой выбор. Возможно, у Вас получится и собственное объяснение, кто такой – поэт.
Критерии оценивания заданий 10 класса
Задание 1.
1. Понимание произведения как «сложно организованного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту – 25 баллов. 2. Композиционная стройность работы, её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность отсылок к тексту – 20 баллов. 3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы – 10 баллов.
4. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей– 10 баллов.
5. Общая языковая и речевая грамотность – 5 баллов.
(Примечание: проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается, однако при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения, работа по этому критерию получает 0 баллов).
Всего 70 баллов.
Примечание: предложенные критерии были разработаны Центральной предметно-методической комиссией по литературе и использованы при оценивании олимпиадных работ в 2013-2014 уч. году.
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на привычную для учителя пятибалльную систему оценок. Например, по первому критерию «5» - 25 баллов, «4» -20 баллов и т.д. Если оценка «четыре с минусом», то выбираем между 20 и 15 баллами.
Задание 2.
1. Понимание задания, умение работать в предложенном направлении – 5 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста – 5 баллов.
3. Актуальность внутренней проблемы (проблематики) в работе – 5 баллов.
4. Глубина раскрытия проблемы, убедительность суждений – 5 баллов.
5. Выражение личной позиции, личного отношения к проблеме – 5 баллов.
5. Историко-литературная и общекультурная эрудиция – 5 баллов.
6. Творческая индивидуальность, оригинальность – 5 баллов.
7. Выразительность и точность языка, стилистическая однородность текста – 5 баллов.
8. Общая языковая и речевая грамотность – 5 баллов.
Всего 40 баллов.
Максимальное количество баллов – 110.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2016-2017 учебный год
Школьный этап
11 класс
Время выполнения работы – 5 академических часов (300 минут)
Здание 1. Выполните комплексный анализ рассказа И.А.Бунина «Часовня».
Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, – бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой…
– А зачем он себя застрелил?
– Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя…
В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.
2 июля 1944
Задание 2. Приведены следующие определения поэзии:
«Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке» (Самюэль Кольридж)
«Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом» (Поль Валери)
«Слагая стихи уже не первую тысячу лет, человечество не может толком сказать, чем они отличаются от прозы» (Максим Шапир)
«Поэзия – высшая форма свободы, которую может позволить себе человек» (Владимир Микушевич)
«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение» (Александр Блок)
Какое(-ие) из определений Вам ближе? Составьте текст, в котором будут использованы одна или несколько из указанных цитат и получит развитие фраза «Поэзия – это…» Аргументируете свой выбор. Возможно, у Вас получится дать своё определение поэзии.
Критерии оценивания заданий 11 класса
Задание 1.
1. Понимание произведения как «сложно организованного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту – 25 баллов. 2. Композиционная стройность работы, её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность отсылок к тексту – 20 баллов. 3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы – 10 баллов.
4. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных при общепринятом подходе к анализу данного текста – 10 баллов.
5. Общая языковая и речевая грамотность – 5 баллов.
(Примечание: проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается, однако при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения, работа по этому критерию получает 0 баллов).
Всего 70 баллов.
Примечание: предложенные критерии были разработаны Центральной предметно-методической комиссией по литературе и использованы при оценивании олимпиадных работ в 2013-2014 уч. году.
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на привычную для учителя пятибалльную систему оценок. Например, по первому критерию «5» - 25 баллов, «4» -20 баллов и т.д. Если оценка «четыре с минусом», то выбираем между 20 и 15 баллами.
Задание 2.
1. Понимание задания, умение работать в предложенном направлении – 5 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста – 5 баллов.
3. Актуальность внутренней проблемы (проблематики) в работе – 5 баллов.
4. Глубина раскрытия проблемы, убедительность суждений – 5 баллов.
5. Выражение личной позиции, личного отношения к проблеме – 5 баллов.
5. Историко-литературная и общекультурная эрудиция – 5 баллов.
6. Творческая индивидуальность, оригинальность – 5 баллов.
7. Выразительность и точность языка, стилистическая однородность текста – 5 баллов.
8. Общая языковая и речевая грамотность – 5 баллов.
Всего 40 баллов.
Максимальное количество баллов – 110.