СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация урока-исследования по русскому языку в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается технология построения урока-исследования как средства обеспечивающего развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками. Авторы представляют  фрагменты урока-исследования по русскому языку и его структурные компоненты, а также приводят примеры приёмов из своей практики, которые могут быть использованы на соответствующих этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Организация урока-исследования по русскому языку в начальной школе»

Е.П. Назарова

МБОУ «СОШ №11» г. Старый Оскол

м-н Интернациональный, д.23, г. Старый Оскол, 309504, Россия.

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В статье рассматривается технология построения урока-исследования как средства обеспечивающего развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками. Авторы представляют фрагменты урока-исследования по русскому языку и его структурные компоненты, а также приводят примеры приёмов из своей практики, которые могут быть использованы на соответствующих этапах урока.

Ключевые слова: урок-исследование, мотивация, проблемно-поисковый метод, коммуникативные умения.

The article discusses the technology of building of the lesson-study as a means of ensuring the development of motivation of students to independent exploration of the world and productive communications with peers. The authors present fragments of the lesson-study of the Russian language and its structural components, and give examples of techniques in their practice, which can be used at appropriate stages in the lesson.

Keywords: lesson study, motivation, problem-search method, communicative skills.

Информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело современному человеку, в том числе ребенку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем задачи и методы обучения школьников по-прежнему смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. Федеральные государственные стандарты ставят новые задачи для системы образования, связанные с формированием универсальных учебных действий, «обеспечивающих школьникам учение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [Асмолов, 2010, с. 3]

Одним из принципиальных для школьного обучения моментов является мотивационная готовность ребенка к школе, его познавательная активность. Еще в начале столетия известный швейцарский психолог Эд. Клаперед писал, что «умственная пища, получаемая в школе, усваивается на основании тех же законов, что и всякая другая пища. Нужно возбудить к ней аппетит, чтобы она принесла пользу» [Клапаред, 2007, с. 83]. В наше же время возбудить аппетит ребенка к получению знаний в школе значительно сложнее. Современному учителю нужен широкий спектр психолого-педагогических приемов и инновационных методик обучения младшего школьника. Одним из таких методов является проблемно-поисковый метод и форма проведения урока: урок-исследование.

Развитие исследовательских и коммуникативных умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ представляется непростой задачей. Ее решение предполагает существенное переосмысление учителем не только его педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока. Так организация и проведение урока-исследования становится более эффективной в случае двухчасового занятия. Занятие предполагает такое разнообразие видов деятельности для учащихся, что снимает вопрос о перегрузке и утомлении, а урок отвечает требованиям здоровьесберегающих технологий. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего законы языка с его противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в ходе обучения, такое построение учебного процесса, когда в центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным», знанием, которое он должен передать детям «в готовом виде». Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.

При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способность к сотрудничеству, пониманию других людей и самих себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, но и в течение всей жизни. Мы остановимся на рассмотрении возможностей применения данной технологии при учении предмета «Русский язык».

В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:

1. Мотивация (создание проблемной ситуации)

2. Исследование (в малых группах)

3. Обмен информацией

4. Организация информации

5. Подведение итогов, рефлексия

Этап создания проблемной ситуации - ключевой этап урока, так как от него во многом зависит, состоится исследование или нет. Искусство педагога состоит в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определенного рода вопроса или проблемы. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а в идеале у большинства.

Способы создания проблемной ситуации:

1. Прием ключевых слов. Отличается своей универсальностью. Этот способ основан на рефлексии учащимися того, что им уже известно по той или иной проблеме, и стимулировании постановки вопросов о том, что им об этом еще не известно. Для рефлексии известного и вычленении неизвестного применяется лобовой прием: что вам известно по этому вопросу и что еще хотите узнать. Слова - подсказки позволяют направить мысли детей в необходимом направлении для возникновения проблемного вопроса. На уроке русского языка такими словами могут быть: «причина», «условие», «возникновение», «значение», «состав», «происхождение», «виды» и т.п.

2. Прием «выполнимое/невыполнимое действие». Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимыми, не представляет никаких трудностей. В процессе же его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается его невозможность выполнения. Возникшая проблема переживается ребенком тем ярче, чем более простым казалось предложенное задание. Фактически предлагается задание с ловушкой. Например, при изучении темы «Дополнение» детям предлагается восстановить неполную схему, установив взаимосвязь между элементами (главными и второстепенными членами предложения): подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Эти слова на табличках представлены на доске. Дети должны расставить их в том порядке, как расположены слова в предложении. В результате, мнения учащихся расходятся. Дети приходят к выводу, что чтобы заполнить схему, надо выяснить, что же такое дополнение?

3. Прием «погружение в проблему». Особенностью этого способа является то, что он предполагает высокий уровень личностной включенности ученика в решение проблемы. Такой прием активно можно использовать при работе над развитием письменной и устной речи. Предлагается по теме ситуация или цитата, ребенок высказывает свою позицию по теме. Например, при изучении темы «Способы сжатия текста», учитель предлагает ситуацию: «Вы пришли в библиотеку, чтобы взять книгу для урока, но... название забыли, хотя содержание отлично помните - вы ее когда-то читали. Как вы будете рассказывать библиотекарю содержание книги?» В результате высказывания своих предположений, дети приходят к выводу, что надо научиться способам сжатия текста.

Определив проблему, дети вместе с учителем формулируют цель исследования. Плавно переходя к этапу исследования.

Мы рекомендуем проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основании которого учащиеся осуществляют свой поиск, заставляя посмотреть на проблему с разных точек зрения, расширяя информационное поле.

Наличие нескольких групп, изучивших разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа - обмена информацией, сущность которого отражена в его названии. На этом этапе учителю надо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. На этапе обмена информацией происходит анализ и синтез полученной информации в связи с проблемой.

Этап организации информации связан с классификацией (сортировкой) информации по принципу некоторого сходства. Сортировка предполагает нахождение признака сходства, оценку информации с точки зрения этого признака и выделение сходной группы фактов. Этот этап необходим для того, чтобы дети сделали свое маленькое открытие.

Смысл следующего этапа - связывание информации - открытие связующего принципа, представление собой нахождения такой связующей идеи, которая относится ко всем изученным фактам. Нахождением общей идеи заканчивается этот этап.

Подведение итогов, рефлексия. На этом этапе урока происходит достижение понимания решения, которое является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит своеобразное возвращение к началу исследования, точнее к проблеме, и оценивается то, в какой мере она решена.

Применение исследовательских методов на уроках стимулируют исследовательскую активность и способствуют формированию мыслительных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.- М.: просвещение, 2008. – 112 с.

  2. Клаперед, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика: проблемы и методы. Душевное развитие. Умственное утомление/под ред. Д. Кацарова.- М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 209 с.

  3. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174с.

  4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности /С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. - 256 с.

  5. Савенков, А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания.- М.: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 278 с.