Жамьянова Туяна Владимировна
МАОУ СОШ №9, города Улан-Удэ
Организация внеурочной деятельности учащихся в образовательной области «физика»
Новый федеральный государственный образовательный стандарт определяет результаты учащегося по трем группам параметров: предметные, метапредметные и личностные. Оценивание результативности учащихся в рамках предмета достаточно хорошо разработано. Задачей инновационной педагогики становится создание систем оценивания метапредметных и личностных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Образовательный стандарт нового поколения предполагает, что 30% учебного времени на основной ступени общего образования должна занимать внеурочная деятельность. Одной из форм оценивания метапредметных результатов и одновременно формой организации внеурочной деятельности учащихся выступает образовательный модуль.
Образовательный модуль - это организованная деятельность школьников по решению метапредметной учебной задачи.
Внедрение образовательного модуля даёт возможности:
учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства;
ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета на решение задач метапредметного уровня;
ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности учащегося.
Система организации модулей как формы оценивания метапредметных результатов учащихся действует в нашей школе с 2013 г. Накоплен определенный опыт организации таких образовательных событий. Примером реализации системы модулей может служить образовательный модуль «Я – россиянин!», проведенный среди учащихся 7 – 8 классов. В событии приняли участие 180 человек. Ученики получили возможность выбрать одну из 12 предложенных тематических секций.
Наша работа в секции «Площади, глубины и высоты» строилась следующим образом. Для создания мотивации учащихся ребята посмотрели документальный фильм «Россия – Великая Держава». Затем дети разбились на 3 группы: «площади», «глубины» и «высоты». Каждой группе предлагалось выполнить ряд заданий, связанных с расчетом площадей, высот и глубин природных богатств России.
На следующем этапе учащиеся должны были организовать свою деятельность в группе: определить цель, задачи, составить план работы, распределить обязанности, создать свой образовательный продукт. Объектом работы стало озеро Байкал. Каждой группе был предложен базовый текст, из которого ребята извлекали нужную информацию, делали анализ, придумывали задания и формы их реализации.
Образовательным продуктом работы секции стал ряд стендовых работ, в которых ребята отразили особенности площадей, высот и глубин озера Байкал в виде математических и физических задач, творческих зарисовок, кроссвордов, карт, схем, диаграмм.
Каждая группа должна была защитить свой проект. Оценивание проводилось как по качеству образовательного продукта, так и по ходу организации работы в группе между собой, с учителей, по способам поиска, сбора и презентации информации, слаженности и четкости выступления группы при защите. Таким образом, получили оценку все заявленные метапредметные универсальные учебные действия учащихся, показанные ими в ходе реализации проекта и нашедшие отражение в его результатах.
Другим примером использования образовательной области «физика» для выстраивания организации внеурочной деятельности учащихся может служить модуль «Путь в ноосферу», посвященный 150-летию со дня рождения В.В. Вернадского. Работа модуля была организована в нескольких направлениях, каждое из которых предполагало выход на определенные метапредметные образовательный результаты.
В предметной группе «физика» ребята ставили занимательные опыты, расширяющие наше знание о мире, его границах и возможностях. После постановки предлагаемого опыта нужно было представить образовательные результаты в виде стендового доклада. Например, при проведения опыта «Гнущийся лист» ребята должны были:
провести предлагаемый опыт: дуть под лист бумаги, расположенный между двумя одинаковыми книгами на расстоянии около 10 см.
Описать процесс: струя воздуха, которую мы создаем, дуя в соломинку, выдувает воздух под листом, тем самым понижая давление снизу, а атмосферное давление давит на лист сверху.
Описать итог: в итоге лист прогнулся вниз.
Определить суть процесса: создание разности давления для управления движением.
Описать применение данного явления в быту: такое явление образуется благодаря форме крыла самолёта: под крылом образуется зона высокого давления, а над крылом зона низкого давления. Два этих фактора образуют подъёмную силу.
 |  |
В эксперименте «Форма и прочность» ребята проверяли на прочность бумагу, складывая ее определенным образом: в виде треугольной, квадратной призмы и цилиндра. Затем сверху они укладывали книги. В итоге треугольная призма выдержала давление одного учебника, квадратная – двух, а цилиндр выдержал давление 8-ми учебников. После проведения эксперимента ребята смогли вывести закономерность: давление зависит от действующей силы и площади поверхности. Чтобы уменьшить давление нужно увеличить площадь.
В ходе постановки опытов ребята не только проверили работу определенных физических законов, но и научились определять целевые установки своей деятельности, планировать ее, выходить на результат и представлять его публично.
Таким образом, внеурочные модули работают на формирование как предметных, так и метапредметных образовательных результатов, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Деятельностный подход позволяет повысить мотивацию учащихся, освоить предметное содержание на более глубоком уровне, научить поиску способов действия и применению их в конкретных жизненных ситуациях, на что и направлен собственно новый стандарт образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
Леонтович В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. //Исследовательская работа школьников. – 2003, № 4. - с. 12-15.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. //Исследования школьников. – 2004, № 1. – с. 22 – 31.
Федотова Т.И. Прививать любовь к исследовательской работе. //Внешкольник. – 2001, № 10. – с. 18 – 19.
Пахомов Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист №1, 2004 – с. 42. 6.Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая, - М. :Первое сентября, 2012.- 44 с.
Ивашкина Д.А. Деятельностный подход на уроках физики: организация учебной деятельности. - М: Илекса, 2014, - 314 с