Класс: 1
Тема урока: Осенние перемены в природе. Пейзаж, композиция, пространство, планы.
Цель: научиться рисовать осенний пейзаж
Задачи:
Предметные:
Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
Развивать умение создавать композицию.
Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.
Развивать умение подбирать необходимую цветовую гамму.
Закреплять умение правильно пользоваться предметами для рисования.
Метапредметные:
Развивать и закреплять умение участвовать в диалоге, работать в коллективе.
Развивать умение выражать свои мысли, чувства.
Личностные:
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Воспитывать теплые чувства к родному краю.
Развивать кругозор, воображение.
Оборудование : пк, музыка и презентация к уроку, бумага для акварели, акварельные краски, кисти, мольберты, баночка с водой, палитра, тряпочка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Определение темы и цели урока.
- Отгадайте загадки и вы поймете, чем сегодня мы будем заниматься
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — … (Осень)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое природа?
+ (ответы детей)
- Все, что окружает нас, это природа. Воздух, земля, вода, горы, лес, море, лужайка, птицы, звери в лесу - все это природа. Природа не бывает одинаковой и всё время меняется. Попробуем проследить изменения природы вместе на уроках рисования.
3.Объяснение нового материала.
- Осень рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты ,ее описывают в стихах поэты.
Осенние дни рождают у нас разные настроения.
- Ребята, посмотрите на картины русских художников, подумайте и ответьте, какое чувство вызывает у вас данная картина?
(Показ презентации «Осень глазами русских художников»)
- Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок.
-Какие изменения происходят в природе осенью?
+ Становится холоднее, листья желтеют и опадают, птицы улетают …
- Листопад – замечательное явление природы. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке.
- Обратите внимание, что каждый осенний лист имеет свою расцветку, форму и узор.
- Вспомните, что такое пейзаж и живопись?
- Каких художников называют пейзажистами?
- Посмотрите на слайд и скажите, на картине изображен портрет, пейзаж или натюрморт?
- Правильно, это пейзаж, то есть картина, на которой изображены различные виды осенней природы, деревья и другие растения. Я выбрала эти картины потому, что хотела показать вам, как художники могут изображать деревья, совершенно по-разному.
- Каждый новый день преображает матушку – природу. Не зря в народе говорят: «Осень – перемен восемь».
- Порой золотой осени так восторгался русский поэт А. Пушкин:
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Полюбуйтесь различными состояниями осени на пейзажах живописцев.
-Какие цвета в каждой поре осени увидели поэт, живописцы и наблюдали вы в природе?
- Какие состояния осени изображали живописцы с помощью красочного пятна и линии?
- Что общего и различного в композиции осенних пейзажей?
- Что изображено на переднем плане (у нижнего края картины), на среднем (по центру) и на дальнем плане (у верхнего края картины)?
4. Физкультминутка осень
По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают,)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
5. Порядок выполнения работы.
- Рассмотрим таблицу на странице 16. - Обратимся с вами к учебнику. На рисунке слева представлен приём кистевого письма – раздельный мазок точкой. На рисунке справа вверху и внизу – раздельный мазок удлинённый, он выполнен разными кистями. На рисунке в центре изображено дерево приёмом раздельного мазка. Пример раздельного мазка удлиненного мы можем увидеть на картине Винсента Ван Гога «Стая ворон над хлебным полем».
- Что на картине вам кажется наиболее приметным?
- Какие краски использовал художник?
- Самый лучший художник на свете — это природа. В любом времени года можно найти невероятно красивые природные объекты. Одно из них — дерево в осенним нарядом. Рассмотрим деревья на фотографиях наших осенних лесов.
- На какие части можно разделить дерево?
+ Ствол, ветви, листья.
- Как можно придать рисунку большей выразительности?
+ С помощью цвета.
- Что вы будете выделять наиболее ярко?
+ Листья.
- Ребята, я предлагаю вам прослушать композицию ___ и представить себя в осеннем лесу. Представьте себе шуршание листьев, запах осени и пение птиц.
- На такой мечтательной ноте мы приступим к выполнению творческого задания на странице 17 учебника. Какую страницу рабочей тетради мы откроем?
- Начнем наш рисунок с изображения дерева. Прорисуем ствол, который сужается кверху. От ствола нарисуем ветви.
- Какой приём мы сегодня изучили?
+ Прим раздельного мазка.
- С помощью раздельного мазка изобразите осенний листопад.
- Какие цвета вы будете использовать?
+ Яркие: желтый, красный, зеленый.. .
- Затем рисуем листья мазками. Мазки можно наносить друг на друга.
- Давайте будем использовать всё пространство листа. Нарисуйте разнообразные деревья и на заднем плане картины. На переднем плане картины можно нарисовать лесные дорожки в листьях.
(Дети выполняют задание, учитель оказывает дифференцированную помощь)
- Ребята! Скажите пожалуйста, какие цвета мы сегодня использовали?
Не зря осень называется золотой. И вот в наш город пришла осень. Совсем скоро деревья, кусты и травы оденут свой осенний наряд и мы будем любоваться ими.
- С каким новым приёмом мы познакомились?
- Картины каких художников вас вдохновили больше всего на создание ваших рисунков?
- А теперь покажите, какой у вас получился рисунок?
- Что у вас получилось лучше всего, а над чем нужно поработать?
-Молодцы, ребята! Хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Урок окончен. До свидания!