7.Формы организации деятельности детей. Формы подведения итогов. В образовательном процессе используются различные формы организации деятельности детей, как традиционно принятые в системе основного общего образования (учебное занятие, лекция, семинар, дискуссия, учебная игра, конференция), так и те, которые в школе считаются внеучебными формами: экскурсия, экспедиция, турпоход, презентация, защита проекта, тематический стол, день добрых сюрпризов (упражнения в умении оказывать знаки внимания, делать добрые дела), выпускной ринг отчет выпускников детских объединений с анализом прошлого, планированием будущего и даже чаепитие. В дополнительном образовании эти формы также несут учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательных программ. В качестве форм подведения итогов обучения в дополнительном образовании детей используются: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках. 8.Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Дополнительное образования детей строится на таких принципах, как: дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей, выражающееся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе; учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к - современной социокультурной среде. В своей практике следует придерживаться следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей: Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать. Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным. Успех рождает успех. Основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в рамках дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности. Поэтому большой интерес для нас представляют: личностно -ориентированные технологии обучения и воспитания в центре внимания которых - неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Отсутствие в рамках дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы - индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов: Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача - обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача - восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. 3) Основной этап - усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное - каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. Технологии индивидуального обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным способностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. Групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Разновидности групповых технологий: Уровни коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. В дополнительном образовании широко используется педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Схомлинский, Л.В. Занков и др.), которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Концептуальные положения педагогики сотрудничества: Превращение педагогики знания в педагогику развития личности; В центре образовательной системы – личность ребёнка Гуманистическая ориентация образования; Развитие творческих способностей и индивидуальности ребёнка Основные принципы педагогики сотрудничества: Учение без принуждения; Право на свою точку зрения Право на ошибку Успешность Мажорность Сочетание индивидуального и коллективного воспитания Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; • сотрудничество, мастерство общения; • отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: уравнивание ученика и учителя в правах; право ребенка на свободный выбор; право на ошибку; право на собственную точку зрения; соблюдение Конвенции о правах ребенка; стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов) Принципы КТД: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество Цели технологии: Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к творческой деятельности; Воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, присвоение звания и т.д.. Возрастные этапы технологии творчества Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты. Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей участие в в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях. Старшие школьники: выполнение творческих проектов; исследовательские работы; сочинения. Черты технологии творчества: свободные группы, в которых ребёнок чувствует себя раскованно; педагогика сотрудничества, сотворчества; применение методик коллективной работы; стремление к творчеству, самовыражению, самореализации. Игровые технологии По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Классификационные параметры игровых технологий: По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: психогенные. По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории. По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические) По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые) По игровой среде (с предметом и без, настольные. Комнатные. Уличные, компьютерные) Спектр целевых ориентаций Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. •Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Игровая технология применяется педагогом в работе с учащимися различного возраста. От самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Новые информационные технологии обучения Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы. Этот процесс получил название «информатизация образования». Процесс информатизации образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы. Информационные технологии применяются на уроках, в в дополнительном образовании, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы. Поэтому этот процесс можно представить как сочетание двух взаимопроникающих и взаимодополняющих структурных элементов: создание информационного пространства школы и формирование информационной компетентности учащихся. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Г.К.Селевко, например, предлагает девять вариантов использования компьютерных средств на уроках и во внеурочной деятельности: Полная замена учителя компьютером или электронным учебным пособием по предмету. Частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным вопросам, темам, разделам предмета). Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекса. Использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронных носителях или разработанных учителем. Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их результатов на уроках и во внеклассной работе. Использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы. Использование компьютера для вычислений, построения графиков. Использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, повышения мотивации, психологической разрядки Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать, как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят: знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet: переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира; привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира; интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. 9. Определение образовательных результатов в дополнительном образовании детей. В отличие от основного общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя, как минимум, две группы показателей: учебные и личностные. Соответственно этому, в качестве предмета оценивания могут быть: а) набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; б) перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками. в) совокупности то и другое обозначается в образовательной программе понятием «ожидаемые результаты». При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и показывают, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу. Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками. Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п. Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН-нов, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как: -задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала; -успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном; -каждый ученик получает необходимую помощь; -диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей. |