СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные аспекты и изменения ГИА по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБ особенностях новой демоверсии, актуальные вопросы изменения структуры и содержания КИМ-2025

Просмотр содержимого документа
«Основные аспекты и изменения ГИА по русскому языку»

Дремина Л.В., учитель русского

языка и литературы

МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея»


Основные аспекты и изменения ГИА по русскому языку (по следам республиканского семинара, сентябрь 2024г.)


Кафедрой гуманитарного образования Института развития образования Республики Башкортостан совместно с издательством «Экзамен» (г. Москва) 21 сентября 2024 года был проведен республиканский практико-ориентированный семинар «Методические аспекты подготовки к ГИА-2025 по русскому языку» для учителей русского языка и литературы. Вел его Роман Анатольевич Дощинский, кандидат педагогических наук, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку (ФИПИ), соавтор пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Он познакомил участников семинара с особенностями новой демоверсии, актуальными вопросами изменения структуры и содержания КИМ-2025.


Слайд 2. В марте, после Послания Президента Федеральному собранию. Федеральному собранию возник вопрос о том, чтобы содержание учебников и экзаменационных материалов совпадало. Сейчас у нас есть Федеральные Образовательные Программы, разработаны учебники по ФОП, (кроме 10-11 классов). Теперь ФИПИ избавляется от тех элементов, которые не отражены в ФОПах.


Слайд 3. Итоговое собеседование

С момента его введения в 2018 г. модель итогового собеседования сохранена.

В этом году произошли корректировочные изменения в системе оценивания.

Теперь о критерии «Богатство речи», который раньше назывался «точность и выразительность». В прошлом году он показал свою неэффективность, поэтому исключен. Критерий «Соблюдение фактологической точности» переименовали по аналогии с тем, как подобный критерий представлен в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: «Фактическая точность речи» . Суммарно за грамотный ответ можно получить 7 баллов. Диалог теперь- 3 балла, ну и монолог – 3 балла. Максимальное количество баллов по-прежнему 20. Для зачёта -10 или более баллов.


Слайд 4. Внимание в текстах будет уделено не биографии, а личности, а событиям. Правда, в демоверсии текст остался биографический, а не событийный.


СЛАЙД 5. ОГЭ.

В ФОП добавятся страницы с кодификаторами ОГЭ и ЕГЭ. Все это можно будет посмотреть на сайте «Единое содержание образования».

Включен список источников, используемых при составлении КИМ. Разработчикам КИМов придется проверить языковой материал ОБЗ на соответствие этим источникам.


Сочинение Теперь нет деления на пример-иллюстрацию и пример-аргумент, решили не перегружать понятие «пример».


СЛАЙД 6. Цитата на лингвистическую тему заменена вопросом. Посмотрите на картинку. Лучше не скажешь. Что бы мы ни делали, 13.1 не выбирают. Чтобы увеличить спрос на 13.1, решили его упростить. Все цитаты убрали, теперь вопросы.

СЛАЙД 7. Вопросы получились разнообразные. Вот примеры.


«Какие средства выразительности языка помогают автору провести параллель между нападением хищной птицы и вражескими самолётами в годы войны?»

Что дает такая формулировка ученику? Функция открыта, но сами средства скрыты. Ученик должен назвать средства и подобрать примеры.

А вот другая формулировка

•«Какую роль в тексте играют односоставные предложения?» ;

Здесь, как вы понимаете, указаны средства, экзаменуемый должен определить их функцию и подобрать примеры.

•«Как пунктуационные знаки завершения предложения помогают автору передать мысли и чувства Славы?»

Здесь уже открыты и средства, и функция. Остается только подобрать примеры.

Возможно, теперь кто-то увидит в 13.1 больше смысла и задумается над его выбором.


 И еще новость об ограничении источников аргументации в 13.3: не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.

Работа должна характеризоваться трёхчастной композицией.

СЛАЙД 8. Увеличено с 2 до 3 максимальное количество баллов по критериям ГК1 - ГК4. Максимальное количество баллов за всю работу теперь 37 баллов

Интересно, как будет выглядеть перевод баллов в отметку?
Будем ждать, что минимальный порог даст возможность получить тройку слабоуспевающим ученикам. Ждем утвержденную шкалу и немного обновленный банк заданий: +10 изложений +10 макротекстов.


СЛАЙД 9. ЕГЭ

Изменения не коснулись содержания (тематики) КИМ

Все изменения деликатные, осторожные, не нарушающие преемственности.

Обновлен кодификатор.


Словники будут переименованы в списки и перемещены в Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Списки: орфоэпический, паронимический, список выразительных средств, список слов с непроверяемыми безударными гласными, список наречий со слитным и раздельным написанием, список фразеологизмов.

В дальнейшем список будет скорректирован.


СЛАЙД 10. В 9 задании будет четко прописан конечный список корней с чередованием.

(мак//мок//моч; равн//ровн; ...а(я)...//...им(ин)...).


Задание 10: исключение иноязычных приставок типа «ультра», «дез», «транс» и проч. с точки зрения написания гласных и согласных в них; исключение части устаревших слов вроде подьячий.


Задание 8: Будут использованы привычные аббревиатуры, никакого регионального компонента.


СЛАЙД 11. Единообразно представлены задания 15, 17–20 вне зависимости от количества ответов и количества предложений в данном языковом материале.


Из формулировки пунктуационных заданий 16–20 исключена преамбула «Расставьте знаки препинания»: предполагается, что данное действие осуществляется как само собой разумеющееся.


СЛАЙД 12. Апробация показала, что 26 задание, которое стало 22ым, стало выполняться быстрее.

Сейчас все дано в таблице, не надо «переползать» из таблицы в макротекст

Теперь оно выглядит так.


Задание теперь без опоры на текст. Проверяются все термины, включенные в ФОП. Задание стало дифференцирующим. Использован табличный формат представления информации.


Слайд 13. Присмотритесь к примеру Б. В сто сорок солнц закат пылал. Сто сорок солнц -это гипербола. Закат пылал - это метафора. Может возникнуть разночтение. Но в списке терминов нет метафоры. Значит, выбираем для ответа гиперболу.


Пример Д. Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. Здесь парцелляция. Но есть и гипербола- навеки. Но гиперболу мы уже выбрали. Дважды термин не может быть использован, ответ- парцелляция.


Это приучает ребят смотреть на языковой материал под разным углом зрения и служит целям глубокого освоения темы «Изобразительно-выразительные средства языка».

Итого 23 средства.


СЛАЙД 14. Задание 27

В критерии сочинения ЕГЭ были внесены некоторые изменения: над проблемой не надо думать, она уже задана. Комментарий нужен к авторской позиции.


Экзаменуемый подбирает 2 примера, раскрывающие авторскую позицию, устанавливает смысловую связь.


Появилась приписка. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается.


0 баллов получит 11-классник за несоблюдение этических норм (К6):

нельзя приводить примеры экстремистских или иных запрещённых к распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей и использовать высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации, в том числе иностранные слова, имеющие аналоги в русском языке.


Еще одно изменение касается количества слов. Если раньше можно было написать 70 слов, чтобы работу оценили хотя бы по некоторым критериям, то сейчас этот порог подняли до 100.


Особое внимание будет уделено текстам о Великой Отечественной войне, так как следующий год юбилейный для Великой Победы. Рособрнадзор рекомендовал пополнить подобными текстами банк ОГЭ. Будет 10 новых макротекстов и обещали убрать 10 текстов, все это к 1 январю 2025 г. И в ЕГЭ будет линия заданий, связанных с темой Великой Отечественной войны.