Основные подходы к пониманию профилактики интернет-зависимого поведения личности
Сегодня психологи особенно активно изучают, что такое аддиктивное поведение. В последние несколько лет проявление зависимого поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на младшего школьника оказывают родители, сверстники и школа. Самое эффективное средство – это профилактика. Профилактика будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Профилактическая работа должна проводиться с помощью следующих методов: переубеждение, переключение, вовлечение в деятельность; стимулирование; сотрудничество; доверие; открытый диалог; увлечение полезным видом деятельности; личный пример. Но, прежде чем приступить к ней, нужно понимать, что сам аддикт не осознает собственных проблем, но при этом он не способен адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. У него нарушено самовосприятие и самооценка. Не понимая причины, такой ребенок постоянно находится в тяжелой стрессовой ситуации [35, с. 22].
Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения.
Нужно проводить со школьниками беседы, лекции, классные часы, так, чтобы они включались в работу, в обсуждение, а не были просто пассивными слушателями. Например, вместе с обучающимися можно выработать советы как сократить времяпрепровождение в сети Интернет[39, с.34].
Очень важно для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций. Интернет-зависимость оказывает сильное влияние на личность человека. Учитывая, что количество младших школьников, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, а интернет-аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, то предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай интернет-зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.
Исходя из этого необходимо формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе:
- развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений;
-ориентация на благоприятные межличностные отношения;
-адекватное восприятие критики;
- умение слушать и понимать собеседников.
Профилактическая деятельность в образовательной среде основывается на ряде принципов (рис. 1.)
Принципы профилактической деятельности в образовательной среде
Легитимность
создание правовой и методической базы профилактической деятельности
Последовательность
Поступательная организация профилактической работы
Многоаспектность
Объединение социального аспекта, психологическогои образовательного аспектов
Аксиологичность
Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения как один из основных морально-этических барьеров возникновения зависимости
Дифферинцированность
Разделение целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста обучающихся и степени их вовлечения в зависимую ситуацию
согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях, взаимодействие органов управления образованием всех уровней
Комплексность
Рис 1. Принципы профилактической работы [32, с. 32]
1) Работа должна идти в системе. Разрозненными занятиями и классными часами невозможно помочь детям выработать, осознать или сформировать эти самые важные жизненные цели и смысли.
2) Наиболее действенный метод работы с детьми – это групповые занятия или тренинги. Это метод формирования знаний, умений, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Такие занятия – это всегда интеракция[39, с.14].
В процессе работы включаются все познавательные механизмы сознания (память, внимание, воображение, мышление), что существенно увеличивает процент усвояемости подаваемого материала.
Тренинги и групповые занятия является единственной формой обучения, которая позволяет наиболее эффективно сочетать в себе два важных требования, предъявляемых как к обучению в целом, так и к первичной профилактике химической зависимости в частности – качество и количество: в течение 1 учебного часа целый класс, 20 человек получают и переживают на эмоциональном уровне достаточно большой объем информации. При этом подача информации должна быть построена таким образом, что эффект от занятия будет продолжаться значительно дольше, чем позволяют фиксированные рамки отведенного времени. Достигается это за счет включения в процесс занятия интерактивных упражнений, позволяющих пережить полученный материал на более глубоких уровнях сознания[5, с.38].
Работа строится на определенных правилах. Остановимся более подробно на одном пункте – безоценочность. Данное условие является неким гарантом того, что любое мнение имеет право на существование, дети не боятся высказываться и самое главное: учащийся может изменить свои позиции не под давлением толпы, не под руководством педагога, а самостоятельно, в ходе получения в процессе тренинга информации, ее усвоения, осмысления и оценки. Примером может послужить упражнение «Модель зависимого человека». Данное упражнение направлено на изменение внутренней оценки своего опыта и имеющейся информации и возникло активное нежелание повторить игровую ситуацию «вживую», по – настоящему. Эмоциональная и ассоциативная память у человека является самой устойчивой, а именно эмоции и ассоциации в первую очередь включаются при переработке полученного материала через различные упражнения[20, с.129].
В результате основными мероприятиями по профилактике зависимости поведения младших школьников должно стать:
- усиление нравственного воспитания школьников, гармоничное включение в учебно-воспитательный процесс информации идеологической направленности;
- предоставление полного спектра информации школьникам о профилактики зависимости поведения;
- просвещение родителей по проблеме зависимого поведения, приобретающем массовый характер и их роли в профилактической работе;
- исследование вместе с подростками причины формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении.
- своевременное оказание помощи школьникам в решении их эмоциональных проблем[41, с.26].
Следует отметить, что профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении имеет большое значение, так как выступает уникальной и весьма важной «площадкой» для принятия мер по профилактике. В профилактическую деятельность в образовательном учреждении должны быть включены родители, педагоги, психологи, медики, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, общие усилия которых позволят привить детям навыки здорового образа жизни, окажут влияние на уровень притязаний и самооценку обучающегося.