Цели деятельности педагога | Познакомить с условными обозначениями петель, возможностями применения техники вязания крючком; учить умению организовывать рабочее место, приемам безопасного труда; учить подбирать крючок для конкретного вида пряжи, читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, внимание, память; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; практический / индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | крючки вязальные, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, схема вязания |
Наглядно- демонстрационный материал | Образцы изделий, крючки для вязания, пряжа, схемы вязания; презентация по теме урока |
Оборудование | Учебник «Технология. Технологии ведения дома»; крючки вязальные, пряжа |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: узнают об условных обозначениях петель, возможностях применения техники вязания крючком; научатся организации рабочего места, приемам безопасного труда; научатся подбирать крючок для конкретного вида пряжи, читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – научатся наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя, воспринимать мнение других. Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают внимание |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Эмоциональнаяпсихологическая и мотивационная подготовка обучающихся. Запуск четвертого проекта | Проверяет готовность обучающихся к уроку. ‒ Наш четвертый проект будет посвящен художественным ремеслам, тому, что в быту мы называем рукоделием. Каждый из вас также сможет подобрать себе образец для рукоделия | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Изучение нового материала | Заслушивание сообщения «История вязания». Просмотр презентации | заслушиваю сообщения обучающихся, показываем подготовленные презентации, дополняю их. | Слушают одноклассников; учителя, анализируют информацию; смотрят презентацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; слушают учителя |
| Словесно-ил-люстративный рассказ с элементами беседы «Основы вязания: подготовка материалов, подбор крючков, организация рабочего места» | ‒ Вязание крючком – это вид рукоделия, который отличается быстротой создания изделий. Инструмент, используемый для создания изделий, не только прост, но и удобен в применении. Крючки бывают разными, в зависимости от их применения. Самые большие крючки, изготовленные из самшита и слоновой кости, предназначены для выполнения крупных изделий шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Самые тонкие крючки, обычно стальные, используются для вязания тонких изделий (салфеток). Рукоделие в технике «тунисского» вязания выполняется длинным крючком, он применяется в основном для создания вещей, которые подвергаются частой стирке, например детских, так как при использовании длинного крючка вещи имеют меньшую плотность вязки. (Продолжение - дополнительный материал к уроку.) | Слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к новым знаниям. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя. Познавательные: умеют наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализируют информацию, делают выводы |
| Заслушивание сообщения «Виды крючков и их использование для изготовления различных изделий» | заслушиваем сообщения обучающихся, показываем подготовленную презентацию и крючки разных видов дополняю их, | Слушают, одноклассников, учителя; анализируют информацию; смотрят презентацию, | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; слушают, одноклассников, учителя |
| Рассматривание материалов и крючков | Наблюдаю и руковожу деятельностью обучающихся | Рассматривают материалы и инструменты | парная | Познавательные: умеют наблюдать, анализировать информацию |
| Выполнение задания: подбор крючка для конкретной пряжи | наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания | выполняют задание | индивидуальная | Познавательные: умеют наблюдать |
| Словесно-ил-люстративный рассказ с элементами беседы «Элементы вязания крючком и условные обозначения петель. Схема рисунка» | ‒ Основные элементы вязания крючком ‒ это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы ‒ их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков. Каждый элемент вязания имеет свое условное обозначение. Показывает слайд с изображением схемы вязания | Слушают учителя, анализируют информацию; рассматривают схемы, отвечают на вопросы | фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: умеют слушают учителя |
| Демонстрация приемов работы с объяснением правил расчета петель | Показываю приемы работы с одновременным объяснением правил расчета петель для конкретного изделия | Наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы вязания и расчета петель | фронтальная | Познавательные: умеют наблюдать, анализировать. |
| Чтение схемы рисунка | слушаю ответы, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания. ‒ Прочитайте схему рисунка | выполняют задание | фронтальная | Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; воспринимают мнение других. Познавательные: умеют наблюдать, анализировать информацию, делать выводы |
III. Творческая практическая деятельность | Практическая работа: вывязывание петель | ‒ Выполните упражнения по вывязыванию петель различного вида. наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют задание | индивидуальная | Познавательные: ориентируются в задании. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения на уроке. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организую беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы |
| Д/З | подобрать фотографии, рисунки изделий, образцы, выполненные в технике вязания крючком | | | |
Важно отметить, что конец крючка должен быть хорошо выполнен, отполирован с внутренней стороны и не очень заострен. Бородка крючка должна быть слегка закругленной, а сам крючок должен быть достаточно легким, чтобы рука не напрягалась.
Для работы крючком предназначен широкий выбор пряжи. Все зависит от изделий, которые вы будете создавать. Для тонких кружев и прошивки используются тонкие нити. Для более плотных изделий – нити потолще: шерстяные и хлопчатобумажные. Вы купили красивую пряжу и принялись вязать, но что-то не такое вязаное полотно получается, как вы задумывали? Не спешите отказываться от вязания, скорее всего, дело в том, что вы неправильно подобрали номер крючка к пряже.
Все должны знать правило, что диаметр одной вязальной спицы должен быть в два раза больше, чем толщина пряжи.
Для того чтобы вязание приносило удовольствие, очень важно правильно организовывать рабочее место:
1. При вязании спицами и крючком необходимо сесть поудобнее, выпрямить спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием.
2. Если будете работать сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость, вязание принесет вам не пользу, а вред.
3. Инструменты и приспособления должны находиться в коробке, рядом расположенной.
4. Чтобы пряжа не замаралась и к ней не прилипли посторонние частицы, лучше расположить ее в корзине или в коробке.