Просмотр содержимого документа
«Особенности адаптации в детском саду.»
Особенности адаптации в детском саду.
Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребенок, посещая детский сад не болел.
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка:
= длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников оказывает определенное воздействие на нервную систему новичка и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Увеличивается возможность перекрестного инфицирования; = в дошкольном учреждении неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что несколько сковывает индивидуальность ребенка. При неправильных воздействиях это может привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Новые социальные условия требуют соответствующих им форм поведения, которых у ребенка пока еще нет. Он должен приспособиться, или, как говорят, адаптироваться, к иным условиям, выработать новые для себя формы поведения. У него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что при недостаточно благоприятных условиях, неправильных воздействиях на ребенка и приводят к так называемому эмоциональному стрессу. А это в свою очередь вызывает изменение в работе других систем организма, в результате ребенок слабеет, снижается сопротивляемость его по отношению к микробной и вирусной флоре, он заболевает. Дети по - разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.
Различают новую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7 - 10 дней и завершается без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется длительным течением. В этот период ребенок либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями: отиты, бронхиты, пневмонии.
Наблюдаются стойкие нарушения поведения. Например, дети ни за что не расстаются с какой - нибудь своей вещью или игрушкой, принесенной из дома, часто стараются спрятаться, уйти куда - нибудь, сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя. У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребы; вания в детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием. Дети нуждаются в консультации психоневролога.
Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов. Имеют значение:
• Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что
здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в
том числе и трудности социальной адаптации.
• Возраст ребенка. Труднее всего переносит разлуку с близкими взрослыми и
изменение условий жизни дети в возрасте от 10 - 11 месяцев жизни до 1, 5
лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса если
лишить его присутствия близкого для него взрослого человека.
• Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят
ся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения в
родах и заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев
жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреж
дение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
• Основная работа по подготовке ребенка проводится дома и главная роль в
этом принадлежит родителям.