ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. А нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом..
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе на уроке физической культуры, свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: упадок патриотического воспитания, слабая физическая подготовленность и др.
Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. Чему и готовят учителя на уроках физической культуры.
Использование средств физического воспитания в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств – один из наиболее эффективных путей подготовки учащихся к последующей жизни. Учителям физической культуры необходимо уделять как можно больше внимания этой стороне воспитания. Начинать целенаправленную работу в этом направлении необходимо с младшего школьного возраста. В арсенале физического воспитания имеется немало средств и методов, содействующих формированию духовно-нравственных и морально-волевых качеств личности, Из опыта своей работы знаю, как не просто бывает соединить в уроке задачи обучения и воспитания учащихся, а именно:
Исключительно ответственная работа учителя физической культуры по формированию духовно-нравственных и морально-волевых качеств личности учащихся требует от него особого мышления и специальных знаний. Большую роль играет и целенаправленность воспитания, и потому особо следует отметить необходимость полного взаимопонимания, сплоченности.
Опыт моей работы показывает, что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга. Поскольку цели воспитания не остаются неизменными, необходимо всё время совершенствовать и методы воспитания, творчески использовать опыт коллег и рекомендации педагогической литературы.
Убеждая, мы воздействуем словом на сознание человека. Однако мало сформировать у школьников определённые взгляды, необходимо воспитать у них чувство долга, ответственности. Нередко педагогу необходимо вызвать учащихся на определённую деятельность cтимулирующую, появление у них определённой черты характера.
К сожалению, ещё немало случаев, когда ученик недоверчиво относится к слову учителя, убеждение не достигает цели, не заставляет школьника задуматься над своим поведением. В этом случае убеждать приходится, главным образом, жизненными примерами, фактами. Наглядно показывающими ошибочность убеждений ребёнка
Своими примерами отношений друг к другу, учитель-ученик, и происходит воспитание духовно-нравственных качеств. Я с ребятами на уроке стараюсь выполнить много упражнений: беговые упражнения, растяжка, элементы спортивных и подвижных игр.
Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит – учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера. Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.
Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина. На своих уроках с сентября, я начала пробовать выставлять проценты скорости, обозначая каждый класс машинкой. Сначала это работала, дисциплина держалась на должном уровне, но потом приносить результат перестало. Детей не обмануть, нужна наглядность, развитие, поощрение.
Я решила обождать, не стала продолжать с выставлением процентов. Ребятам предложила самим нарисовать трассы и маленькие машинки. И мы двинулись вперёд. Наша машинка движется вперёд. На слайде можно увидеть результаты скоростей классов, в которых я преподаю уроки.
Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. Надо добиваться, чтобы ученики не просто ожидали своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Если необходимо оказать страховку при выполнении упражнения? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе. Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого школьника полезным, интересным и нужным делом.
Упражнение – основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества – одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Поэтому я на своих уроках, особенно в конце четверти стала включать минут на 5-7 элементы йоги. Дети в восторге, ребята успокаиваются, становятся менее раздражительными. Так уж получается. Что и другие дети подходят и просят, чтобы мы с ними провели мастер-класс по основам йоги. Совместный проект у нас получился. Ребята из первого класса, продемонстрировали свои начинающие спортивные таланты 4 классу, а затем мы все вместе выполнили асаны из йоги. Обменялись советами, поделились ощущениями. Я считаю так происходит на уроке духовно-нравственное воспитание.
Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.
В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.
Большие возможности для воспитания у учащихся целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. И в заключении хочу вспомнить слова выдающего педагога СССР А.С. Макаренко: «Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым».