Муниципальная автономная организация дополнительного образования «Детская школа искусств имени А.В.Ливна
Работа по самообразованию
«Особенности фортепианной стилистики Клода Дебюсси».
Автор:
Лисицына Светлана Игоревна
Преподаватель фортепиано МАОДО «ДШИ им. А.В.Ливна»
с. Большетархово 2019г.
Самообразование.
Преподаватель фортепиано
МАОДО «ДШИ им.А.В.Ливна»
Нижневартовского района
с. Большетархово
Лисицына С.И. 2019г.
Образование есть то, что остаётся после того, когда многое выученное забывается. Всякое настоящее образование добывается только путём САМООБРАЗОВАНИЯ.
Актуальность.
Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Естественно, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование - это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». Так звучит определение в словаре.
Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Учитель должен постоянно всему учиться, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, меняются представления об окружающем мире.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа.
Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
План самообразования
Цель:
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС и как следствие, повышение эффективности обучения музыкальным дисциплинам.
Задачи:
1.Формировать интерес учащихся игре на фортепиано, через познание учащимися истории музыки;
2.Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
3.Выбирать и творчески применять методы подачи необходимой информации, организации внеклассных мероприятий, привлечения родителей к учебному процессу;
4. Формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельных занятий, посредством практических и теоретических уроков.
«Особенности фортепианной стилистики Клода Дебюсси».
Основоположником и наиболее ярким представителем музыкального импрессионизма является Клод Дебюсси. Его творчество отличается самобытностью, поэтичностью, преобладанием светлых, радостных эмоций, тонкой звукозаписью, богатством красок, хорошим французским вкусом, сочетанием изящества со смелым творческим новаторством. Формирование нового направления в музыкальной жизни было смыслом творчества и отвечало современным новаторским требованиям.
С именем Дебюсси связан решающий поворот в фортепианной музыке XX столетия. Заслуга Дебюсси в создании нового фортепианного стиля, основанного на единстве технического и эстетического, справедливо может быть приравнена к достижениям Шопена. «Фортепианная музыка Дебюсси занимает в репертуаре XX века положение одинаковое с положением музыки Шопена в XIX веке». Две тетради этюдов Дебюсси, посвящены автором именно Ф.Шопену, восхищение и преклонение перед которым композитор пронес через всю жизнь. «Шопен самый великий из всех, - повторял Дебюсси, - потому, что с помощью одного только фортепиано он открыл всё!»
Музыкальный импрессионизм, так же как и в живописи, проявился в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому, что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычных оркестровых звучаний и гармоний. Явления, непосредственно подготовившие музыкальный импрессионизм – современная французская поэзия и живописный импрессионизм. Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом звуковом ощущении. Отказываясь от классической завершенности форм, композиторы-импрессионисты вместе с тем охотно обращаются к жанрам программной музыки, народным танцевальным и песенным образам; в них они ищут пути обновления музыкального языка.
Важную роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие классических традиций, унаследованное от предшествующих эпох. К. Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где, по его мнению, можно найти нечто важное для развития современного искусства. Изучая музыку Палестрины, Орландо Лассо, К. Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности. Все это помогло ему в создании собственного музыкального языка. К. Дебюсси очень ценил музыкальное наследие великих отечественных музыкантов XVIII века. Колористические находки Э. Грига, Н.А. Римского-Корсакова, свобода голосоведения и стихийная импровизационность М.П. Мусоргского нашли оригинальное продолжение в творчестве К. Дебюсси.
По словам Жана Кокто «Дебюсси существовал до Дебюсси. Это архитектура, которая, отражаясь, колышется в воде, облака, которые нагромождаются и распадаются, засыпающие ветви, дождь на ветках, сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес природы нашли, наконец, того, кто смог их выразить».
Дебюсси ввел слушателей в новый звуковой мир еле ощутимых красочных оттенков, неожиданных гармонических пятен, ясной, естественной вокальной декламации, мир, в котором в отличие от романтического искусства, эмоциональные состояния даны не в прямых высказываниях, а в отдалённых отзвуках.
Размышляя о пианизме Дебюсси нельзя не обратиться к первоисточнику его понимания – исполнению произведений самим автором, а также его любимым и доверенным интерпретатором – Маргарите Лонг. Её книга – «За роялем с Дебюсси», представляет собой волнующий исторический документ и вдохновенное повествование, тончайший эстетико-исполнительский анализ и педагогическое пособие, психологический этюд и собрание пианистических наставлений – всё в удивительно гармоническом единстве. Эта книга – духовное завещание композитора. Она приобщает к тайнам его исполнительского искусства, к авторской трактовке сотворённой им фортепианной музыки, неотделимой от сути самой музыки, воссоздаёт картину пианизма композитора.
Дебюсси обращался к жанру фортепианной миниатюры на протяжении всего своего творческого пути, испытывая потребность передать тончайшие образы и ощущения, пользуясь богатейшими возможностями гармоний-тембров инструмента, которым сам владел в совершенстве. Его современники отмечали что «у него был такой вид, как будто фортепиано – им рождённое дитя. Он его баюкал, говорил с ним нежно как наездник со своим конём, как пастух со своим стадом…»
К. Дебюсси выработал новый подход к инструменту. Ему удается открыть в, казалось бы, давным-давно знакомой клавиатуре и в столь традиционной фортепианной технике, совершенно новые, неиспользованные возможности. Этот новый подход не есть какой-то один приём, найденный композитором и положенный в основу его техники, но целый комплекс приемов и особенностей пианистического языка композитора. Он использовал свой творческий метод работы, который довольно удачно получил название «контролируемая импровизация». Процесс сочинения у К. Дебюсси состоял из 3-х фаз. Первая – обдумывание структуры, формы, особенностей музыкальной драматургии. Это была скорее аналитическая работа. Вторая – поиск музыкального эквивалента найденным структурам. Композитор очень долго импровизировал за инструментом. С течением времени К. Дебюсси все меньше и меньше сочиняет за инструментом.
Первое условие при исполнении музыки Дебюсси – это не считать её трудной. Вначале требуется одержать техническую победу – усвоение его индивидуальной техники. Это давление руки, не только непрерывное, но и глубокое. Он понимал фортепиано как особый инструмент, в котором струны после удара молоточком начинают петь и создают полное слияние звуков, присущее квартету. И для такого legato нужно, чтобы пианист, внимательный к своему туше, чувствовал звук на кончиках пальцев; чтобы он сохранял мягкость в силе и силу в мягкости. «Пальцы как можно ближе к клавиатуре», - любил повторять Мэтр. Затем следует освоить его особенную ритмическую точность. «По метроному!» - говорил он прежде, чем исполнитель начинал играть, настолько он боялся, что его темп не будет неизменным, фиксированным во времени.
Необычайная любовь к природе погружает композитора в стихию, из которой исходит жизнь – в воду. Он не упускает ни одного отражения, ни одной струи, ни одной её ласки, ни одной её перемены…Всё это создаёт в музыке НЮАНС, который невозможно определить, если его не чувствовать. Шкала его нюансировки подымалась от тройного piano до forte, никогда не переходя в неорганизованное звучание, в котором бы терялась тонкость гармонии. Как и у Шопена rubato Дебюсси остается очень тонким, «наслоенным» на суровую точность. Это как поток, плененный руслом. Rubato никак не означает изменение линии, метра, а только – изменение нюанса и движения.
Аппликатура в произведениях Дебюсси весьма своеобразна – её попросту нет, поскольку, как считал он сам, её нельзя применить для рук различного строения. По словам самого композитора – отсутствие аппликатуры – превосходное упражнение, устраняющее дух противоречия, который толкает нас на то, чтобы пренебречь авторской аппликатурой, и подтверждает вечную истину: «никто не позаботится о себе лучше, чем ты сам». «Будем искать свою аппликатуру!», - любил говорить автор.
И, наконец, Дебюсси, как и Шопен, придавал большое значение роли педали и так писал об этом своему издателю: «Простая истина заключается, быть может, в том, что злоупотребление педалью – это только способ прикрыть недостаток техники». Известно, что использование педали у Дебюсси было ошеломляющим, особенно в распределении от ff до pp. И снова, как Шопен, он рассматривал искусство педализации как «некий вид дыхания».
Дебюсси был несравненным пианистом. В одно и то же время он и скользил с такой проникновенной нежностью по клавиатуре, и нажимал на неё, добиваясь звучаний необычайной экспрессивной мощи. В этом пианистическая загадка его музыки. В этом состоит особая техника Дебюсси: мягкость при постоянном нажиме и колорит, которого он при этом достигал средствами одного только фортепиано. Он почти всегда играл неполным звуком, но насыщенным и интенсивным, без всякой жесткости в прикосновении, подобно Шопену. Музыку Дебюсси часто сближают с живописью. Наиболее органично сближение его манеры письма с акварелью и пастелью, дающими безграничные возможности колористических нюансов, ближе всего подходящих к определениям: «вполголоса», «шёпотом», «напевая». Вводя в обиход новые гармонические краски, пряные, бархатистые, искрящиеся во всех регистрах звукового спектра, Дебюсси сдерживает динамику, как бы боясь спугнуть царящее в музыке поэтическое очарование. Это свойство гениального композитора, в музыке которого, в мышлении которого созерцательность преобладает над действительностью, статика над динамикой. Именно эти черты роднят его с художниками-импрессионистами.
Имея теоретическое представление о пианизме Дебюсси, можно перейти к изучению его произведений с учеником музыкальной школы.
Литература
1.Абрагина Е.Е. Музыка К.Дебюсси в художественном постижении мира школьниками. Учебно-методические материалы, 1992.
2.Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980.
3.Альшванг А. Произведения К.Дебюсси и М.Равеля. М.: Музыка, 1963.
4.Быков В. Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси. М.: Изд. Дом «Классика-XXI», 2008, -140с.
5.Дебюсси К.А. Избранные письма. М.; Л.: Музыка, 1986.
6.Кремлёв Ю.А. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965.
7.Печёрский П.В. О фортепианной музыке Дебюсси. Дебюсси и музыка XX века. Л.: Музыка, 1983.
8.Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.