Просмотр содержимого документа
«Особенности и оценивание достижений учащихся с расстройством аутистического спектра»
Особенности и оценивание достижений учащихся с расстройством аутистического спектра
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
При аутизме дети имеют проблемы поведения, социальной адаптации, коммуникации. Учащиеся с РАС демонстрируют такие особенности поведения, которые ставят в тупик самого опытного педагога и вызывают негативное отношение к ним со стороны остальных учащихся и их родителей. Но кроме особенностей поведения, у детей с аутизмом при сохранном интеллекте имеются выраженные речевые особенности и неравномерности развития, затрудняющие учебный процесс.
- Педагоги, обучающие данную группу детей сталкиваются с однотипными трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его соучеников.
- Учитывая особые образовательные потребности детей с РАС, предполагаем введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка в освоении образовательной программы.
- Критерии оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции, по нашему мнению, должны носить количественный характер. Их основой должен служить анализ поведения и динамики развития ребенка с аутичными чертами в повседневной жизни. Результаты анализа предлагаем представлять в форме удобных и понятных условных единиц.
аблица 2.
Критерии оценки достижений детей с аутичным компонентом, обучающихся по 4 варианту СФГОС.
Компонент «жизненной компетенции»
Навыки коммуникации и социального взаимодействия
Критерии оценки
Образователь-
Варианты СФГОС
ные области
Овладение простейшей коммуникацией, необходимой в быту. Овладение доступными навыками самообслуживания.
Временно-пространственная организация
Язык и речевая практика
2 вариант
Взаимодействие с социумом
Усвоение школьного и домашнего порядка.
Использование вопросов, развернутых форм устной и письменной речи. Построение умозаключений.
Понимание отношений в семье, своих отношений с учителем, своей роли ученика.
Представление о собственном жизнеобеспечении
3 вариант
Математика
Способность дать знать о недомогании, о том, что тревожит, пугает вербальными и невербальными средствами.
Появление способности использовать развернутые формы речи. Возможное использование вопросов.
Возможное понятие практического значения математических знаний. Получение опыта их использования.
Естествознание
(применение математических знаний)
Осмысление временно-пространственной организации. Интерес к новым явлениям. Выделение причинно-следственных связей.
(Практика взаимодействия с окружающим миром)
Понятие и использование элементов математических знаний.
Обществознание
Дифференциация своего социального окружения. Усвоение социальных правил, ролей в семье и школе.
(Практика жизни в социуме)
Детализация жизни в школе и дома. Появление интереса к новым явлениям. Выделение простых причинно-следственных связей.
Усвоение простых правил семейной жизни. Установление дружественных отношений с одноклассниками, сопереживание.
Основные вопросы, которые могут возникать у педагогов, обучающих детей с РАС, можно разбить на несколько групп.
- 1 группа вопросов закономерно связана с организацией поведения ребенка с РАС. Из-за тревожности или по причине какого-либо дискомфорта ребенок может начать кричать, плакать, прятаться под парту или забиваться в дальний угол класса. У него может проявиться аутоагрессия.
- 2 группа — с организацией учебной деятельности. Грамотно построенное занятие содержит конкретные указания и помощь ученику. На уроке должна быть задана программа действий: на слух
- 3 группа — с организацией учебного пространства.
- Если ребенку требуется специальная организация учебного пространства, то это может быть: — отдельная одноместная парта; — коврик, где ему можно полежать во время урока; — маленькая палатка; — ширма, огораживающая его парту с трех сторон;
- 4 группа — с организацией продуктивного взаимодействия. Для организации продуктивного взаимодействия с ребенком с РАС нужно выработать ряд несложных правил, которые постепенно можно дополнять, и требовать выполнения этих правил, периодически напоминая, что «так делать нельзя, потому что у нас такое правило».
- 5 группа — с собственным поведением при взаимодействии с ребенком с РАС. Учителю необходимо быть терпеливым, спокойным и снисходительным. Не нужно этого ученика пугаться, не нужно пытаться его переделать, не нужно сюсюкать и постоянно жалеть.
- 6 группа — с речевыми особенностями ребенка. Что касается речевых особенностей ребенка с РАС, то на первый план выступают не дефекты звукопроизношения, которые трудно исправляются у таких детей, а недопонимание устной и письменной речи и неумение выразить свою мысль из-за значительной ограниченности активного словарного запаса.
- 7 группа — с оцениванием учебной деятельности. При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика.
Задача учителя
- Помочь такому ребёнку услышать вопрос и понять его, включиться в урок. Эта категория детей оказывается наиболее сложной и непонятной для педагога в условиях инклюзии.
Оценивание учебной деятельности
- При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. Многие дети с РАС очень некритичны к своей работе: им нравится все, что они делают.
Приёмы работы.
- 1.Возможно не ставить плохую отметку, сказав, что хорошую поставить невозможно, но работу можно исправить.
- 2. Если ребенок хочет, нужно позволить ему переписать работу. Некоторые дети к плохим оценкам относятся безразлично (возможно, просто не понимают), а некоторые переживают, но не показывают это внешне. Учителю это тоже нужно учитывать.
- 3. Наличие четких критериев выставления оценок помогает избежать бурных протестов у детей.
- 4. Нельзя снижать оценку за неаккуратность написания, если у ребенка есть проблемы с моторикой .
- 5. Письменные работы ребёнка целесообразно оценивать за их содержание, а не за каллиграфию.