Особенности методики преподавания гимнастики в школе
Чижевская Рената Витальевна учитель физической культуры
Основная форма организации занятий гимнастикой в школе
• Средства физического воспитания • Гигиенические факторы • Физические упражнения • Оздоровительные силы природы • Методы физического воспитания • Методы строго регламентированного упражнения • Игровой метод • Соревновательный метод • Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
,
Общие требования к уроку гимнастики и методические аспекты
Урок физической культуры с гимнастической направленностью , как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ. Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся. В общеобразовательной школе основной формой занятий физической культурой является урок физической культуры. Это объясняется тем, что именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся основной фонд жизненно важных двигательных умений и навыков, способствует достижению необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических способностей и овладению специальными физкультурными знаниями.
Средства физического воспитания : для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения ; 2) оздоровительные силы природы ; 3) гигиенические факторы .
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.) Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно - сосудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья.
Например , при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная системы.
Оздоровительные силы природы - оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) Как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессу утомления и т.д.; 2) Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма(солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления, одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Гигиенические факторы К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями. Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта улиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом. Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта. Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом. К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся: - оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями; - рациональное питание; - оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; - закаливание
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и
их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам. Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа
исполнения этого действия. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы: Специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме). С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы
2) методы наглядного воздействия. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
Методы строго регламентированного упражнения Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:
1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.)
2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач
3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки
4) избирательно воспитывать физические качества
5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом
6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Соревновательный метод позволяет - стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; - выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; - обеспечивать максимальную физическую нагрузку; - содействовать воспитанию волевых качеств.
Основные задачи урока На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи: • укрепление здоровья занимающихся , содействие их физическому развитию, закаливание ,формирование правильной осанки. • Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, привлечение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми. • Развитие способностей , необходимых для успешного овладение гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками. • Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Условием качественного проведения урока является целесообразность его построения. Структура и методические особенности проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами, контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь, содержание урока должно основываться на закономерностях функционирования основных систем организма, положенных в основу общих и специфических принципов физического воспитания. При построении урока, эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями, главными из которых, являются комплексность решения - образовательных, - воспитательных , -оздоровительных задач. Стимулирование сознательной активности занимающихся, конкретность постановки задач и их преемственность с задачами предыдущих занятий, системность прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления, сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных способностей учеников.
Урок гимнастики- должен отвечать следующим дидактическим требованиям: а) Он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи; б) На уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада, образовательных и воспитательных задач (триединство урока); в) К каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств; г) В ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений; д) Урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.
К Образовательным задачам относится :
- Обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях
- Формирование умений и навыков в выполнении обще- развивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки и т.д.
- Обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соответствии с требованиям строевого устава Российской Армии
- Развитие психомоторных способностей
Воспитательные задачи - привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой, приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней.
Развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности и смелости. Приучение к коллективным действиям, взаимовыручке воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении заданий, приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения. Основными средствами решения педагогических задач служат строевые (обычно они выполняются в самом начале занятия) и обще-развивающие (ими обычно заканчивается подготовительная часть урока)
Уроки изучения нового материала; уроки повторения
Уроки направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированным (смешанным) урокам, сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе)
Контрольные уроки
Уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике.
Прыжки
- Прыжки способствуют развитию силы мышц (прежде всего мышц ног), укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть, ловкость, смелость. При выполнении прыжков формируются прикладные навыки в преодолении препятствий.
- Гимнастические прыжки делятся на две группы: неопорные и опорные
Прыжки со скакалкой
1. На обеих ногах (обычные и простые)
2. Скрестно
3. Петлей - скакалка вращается с поочередным сведением рук внутрь (образуя петлю) и разведением их
4. С двойным вращением скакалки
5. Со сменой ног («маятник»)
6. В полу приседе и приседе
7. Вдвоем, стоя спиной или лицом друг к другу
8. На одной ноге и на обеих ногах с продвижением в различных направлениях
9. На месте с вращением скакалки вправо и влево (одна рука сзади, другая впереди)
10. Бег на месте с высоким подниманием бедра
В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических элементов.
Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек).
Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на занятиях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического
воспитания учащихся.