Студент 4 курса ОФО
Гончаров Дмитрий Александрович
Научный руководитель - кандидат фил. наук, доцент
Юрина Алла Анатольевна
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников.
Объект исследования: процесс организации коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) школьников.
Предмет исследования: коррекция страха публичных выступлений (глоссофобии) обучающихся начальных классов.
Гипотеза исследования: программа коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников будет оказывать положительное влияние на развитие способности обучающихся выступать на публике, владеть основными нормами построения устной речи, устанавливать контакт с аудиторией, контролировать свое поведение.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие «страх публичных выступлений» в психолого-педагогической литературе.
- Рассмотреть особенности проявления глоссофобии в младшем школьном возрасте.
- Изучить способы коррекции страха публичных выступлений обучающихся начальных классов.
- Подобрать диагностический инструментарий и осуществить эмпирическое исследование особенностей проявления и способов коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников; провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
- анкета «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин);
- «Методика наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова);
- «Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А.Г. Лидерс) (изучение уровня развития способности к публичным выступлениям);
- «Структурный опросник детских страхов (СОДС) для детей младшего школьного возраста (Л.С. Акопян).
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИК
Методики
Критерии
1.анкета «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин)
Показатели критериев
Перечень проблем страха младших школьников перед публичным выступлением и степень их выраженности
2.«Методика наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова)
Количественный и качественный анализ по вопросам анкеты
- Владения основными нормами построения устной речи;
- Способности интонировать речь и устанавливать контакт с аудиторией;
- Способности использовать невербальные средства.
3.«Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А.Г. Лидерс) (изучение уровня развития способности к публичным выступлениям)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
- Продуктивность совместной деятельности;
- Способность строить понятные для партнера высказывания;
- Умение задавать вопросы;
- Способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
- Эмоциональное отношение к совместной деятельности.
4.«Структурный опросник детских страхов (СОДС) для детей младшего школьного возраста » (Л.С. Акопян)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1. Наличие, отсутствие или многообразие страхов у ребенка.
2. Наиболее интенсивно переживаемый ребенком страх и отнесение его к какой-либо группе страхов
3. Анализ страхов в пространственном измерении (самое опасное и безопасное место для ребенка).
4. Анализ страхов во временном измерении
5. Родительские страхи и их совпадение со страхами ребенка.
6. Возможные способы поведения ребенка в ситуации переживания страха
Качественный анализ по данным критериям
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №19» г. Майкопа , Республики Адыгея.
- В качестве испытуемых выступили обучающиеся 3 класса в количестве 27 человек. 14 младших школьников вошли в состав экспериментальной группы (ЭГ), 13 обучающихся –контрольной группы (КГ).
Результаты исследования по анкете «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин) на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
Вопросы анкеты/варианты ответа
1.
Экспериментальная группа ( n = 14)
Абс.
Нравится ли вам отвечать у доски?
%
да;
Контрольная группа
( n = 13)
Абс.
4
нет;
28
%
5
когда как
2.
4
36
5
Вы испытываете страх перед публичным выступлением?
31
4
всегда;
36
31
4
5
никогда;
5
38
3.
28
иногда
36
5
Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?
4
36
31
плохо готов к уроку;
4
в классе будут смеяться надо мной;
2
31
5
3
14
не нравится быть на виду;
38
2
2
22
на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и все забываю
4.
7
Что вы чувствуете при публичном выступлении?
2
15
14
6
50
Во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая;
15
15
немного нервничаю;
7
5
36
5
я абсолютно спокоен (спокойна)
53
5
36
4
38
4
28
31
4
31
Результаты исследования по анкете «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин) на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
Вопросы анкеты/варианты ответа
Экспериментальная группа ( n = 14)
5.
От чего зависит успех Вашего выступления?
Абс.
знание темы выступления;
%
Контрольная группа
( n = 13)
4
Абс.
внешний вид;
%
28
5
доброжелательно настроенная публика
6.
4
5
Меняется ли Ваше эмоциональное состояние во время выступления?
36
31
я чувствую себя уверенно во время всего выступления;
36
4
31
я испытываю страх и неуверенность во время всего выступления;
4
5
29
38
я чувствую себя увереннее уже через несколько минут выступления;
8
57
1
я чувствую себя увереннее в конце выступления
4
7
7
1
31
1
53
7
8
1
8
Результаты исследования по «Методике наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова) на констатирующем этапе эксперимента
Уровень владения основными нормами построения устной речи во время публичного выступления
Результаты исследования по методике «Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А.Г. Лидерс) на констатирующем этапе эксперимента
Уровень развития способности к публичным выступлениям
Результаты исследования по «Структурному опроснику детских страхов (СОДС) для детей младшего школьного возраста (Л.С. Акопян) на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п
Вопросы / ответы
1.
Экспериментальная группа ( n = 14)
Абс.
Боишься ли ты чего-нибудь?
Контрольная группа ( n = 13)
%
да;
Абс.
12
нет;
2.
86
%
2
Чего ты боишься больше всего?
11
14
медицинские страхи;
85
5
2
социально-опосредованные страхи;
пространственные страхи
5
36
3.
15
4
36
Есть ли такое место, где ты ничего не боишься? Где?
4
28
31
5
дома/в своей комнате;
4.
6
4
с мамой/папой
38
31
Что ты делаешь, когда испугаешься чего-нибудь?
43
8
57
активно-защитные способы поведения;
6
46
пассивно-защитные способы поведения
8
5
54
9
36
64
5
8
38
62
№ п/п
Тема занятия
1.
Продолжительность занятия
Вводное занятие «Посмотрим страху публичных выступлений в глаза вместе»
2.
45 минут
Публичные выступления и чувства, связанные с ним
3.
45минут
Учимся ставить цель выступления
4.
5.
45 минут
Композиция выступления
6.
Способы привлечения внимания аудитории
45 минут
45 минут
«Речь красна слушанием»: рекомендации по построению речи
7.
45 минут
8.
45 минут
Воздействие на публику
9.
10.
Способы привлечения и удержание внимания, поведение у доски и на сцене
45 минут
45 минут
Как научиться отвечать на вопросы во время выступления
11.
45 минут
Способы самонастройки и саморегуляции
12.
45 минут
Заключительное занятие «Страх вовсе не в опасности, он в нас самих»
45 минут
Результаты исследования по анкете «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин)
№ п/п
Вопросы анкеты/варианты ответа
Констатирующий эксперимент
1.
Эксперимента
льная группа
( n = 14)
Абс.
Нравится ли вам отвечать у доски?
%
да;
Контрольная группа
( n = 13)
4
нет;
Контрольный эксперимент
Абс.
5
%
28
2.
Эксперимента
льная группа
( n = 14)
когда как
36
Абс.
4
Вы испытываете страх перед публичным выступлением?
5
31
4
36
всегда;
%
Контрольная группа
( n = 13)
4
5
5
31
никогда;
Абс.
иногда
28
3.
38
36
%
3
5
4
5
21
6
4
36
Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?
4
плохо готов к уроку;
36
31
4
43
31
в классе будут смеяться надо мной;
5
3
5
31
31
2
не нравится быть на виду;
3
14
38
38
6
21
4
на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и все забываю
22
43
5
2
2
15
2
7
свой вариант ответа
31
36
4
14
15
6
50
31
2
-
5
2
7
-
38
15
14
53
2
14
-
1
7
-
2
8
15
2
15
50
6
15
14
7
-
53
-
Результаты исследования по анкете «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин)
№ п/п
Вопросы анкеты/варианты ответа
Констатирующий эксперимент
Эксперимента
льная группа
( n = 14)
4.
Абс.
Что вы чувствуете при публичном выступлении?
Контрольная группа
( n = 13)
Во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая;
%
Абс.
5
Контрольный эксперимент
немного нервничаю;
36
я абсолютно спокоен (спокойна)
Эксперимента
льная группа
( n = 14)
%
5
5
36
4
свой вариант ответа
5.
Абс.
28
4
%
Контрольная группа
( n = 13)
38
От чего зависит успех Вашего выступления?
-
4
4
Абс.
знание темы выступления;
-
31
-
внешний вид;
4
28
%
4
31
6.
доброжелательно настроенная публика
5
28
5
-
28
5
36
5
4
38
Меняется ли Ваше эмоциональное состояние во время выступления?
36
1
4
36
я чувствую себя уверенно во время всего выступления;
4
31
8
31
4
я испытываю страх и неуверенность во время всего выступления;
4
5
6
-
31
31
8
29
я чувствую себя увереннее уже через несколько минут выступления;
38
-
42
4
57
4
29
4
1
я чувствую себя увереннее в конце выступления
4
7
1
31
4
7
29
31
7
53
1
6
5
31
43
1
6
38
8
43
4
8
1
31
7
7
1
53
1
7
8
1
8
Результаты исследования по «Методике наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова)
Уровень владения основными нормами построения устной речи во время публичного выступления
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Результаты исследования по методике «Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А.Г. Лидерс)
Уровень развития способности к публичным выступлениям
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Результаты исследования по «Структурному опроснику детских страхов (СОДС) для детей младшего школьного возраста (Л.С. Акопян)
№ п/п
Вопросы / ответы
Констатирующий эксперимент
1.
Экспериментальная группа
( n = 14)
Боишься ли ты чего-нибудь?
Абс.
Контрольная группа
( n = 13)
%
да;
2.
нет;
12
Абс.
Контрольный эксперимент
86
%
2
Экспериментальная группа
( n = 14)
Чего ты боишься больше всего?
11
Абс.
14
медицинские страхи;
2
социально-опосредованные страхи;
Контрольная группа
( n = 13)
85
5
%
10
пространственные страхи
5
36
Абс.
15
36
3.
4
другой ответ
71
4
%
4
5
-
28
11
Есть ли такое место, где ты ничего не боишься? Где?
31
29
38
-
дома/в своей комнате;
4
4
2
85
15
с мамой/папой
-
29
4.
31
4
6
-
4
Что ты делаешь, когда испугаешься чего-нибудь?
3
43
8
29
активно-защитные способы поведения;
6
57
31
5
3
21
21
4
38
46
7
пассивно-защитные способы поведения
5
-
36
54
9
31
6
5
43
8
-
64
6
57
8
38
62
7
46
7
7
54
50
5
50
38
8
62