Особенности психомоторного развития ребенка в младенчестве
Бондаренко К.А.,
учитель-логопед МБДОУ №39, г. Майкопа
Развитие моторики ребенка, как общей, так и мелкой - сложный процесс, который зависит от этапов созревания ЦНС, генетической программы развития, а также среды, в которой он воспитывается. [2]. Развитие моторных навыков оказывает влияние на психическое развитие ребенка в целом. А формирование высших психических функций, в свою очередь, тесно связано с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Как отмечает Е.А. Стребелева, моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку [4].
Различают общую(крупную) и мелкую(тонкую) моторику. В логопедии также выделяют артикуляционную моторику- совокупность двигательных возможностей речевого аппарата.
В.П. Дудьев определяет общую моторику как систему двигательных возможностей человека, обеспечиваемых работой крупных мышц и проявляющихся в движениях тела и его частей: конечностей, головы и др. [1].
По мнению А.Л. Сиротюк, мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [5].
По мнению Е.Ф. Архиповой, моторные навыки наиболее интенсивно развиваются в младенчестве, так как в этот период созревание мозга отличается высоким темпом. Однако несмотря на то, что к концу первого года жизни основные двигательные навыки сформированы, совершенствование общей, и особенно мелкой, моторики продолжается до 5-7-летнего возраста.
У каждого ребенка свои темпы двигательного развития. Так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-12 месяцев, других ходьба появляется к 12-15 месяцам. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии моторных навыков [2]. Согласно исследованиям Т.Г. Визель, развитие общей и мелкой моторики в младенчестве имеет следующие параметры:
1,5 месяца. Ребенок беспорядочно движет ногами и руками, лежа на спине. Это является врожденной способностью.
2 месяца. В этом возрасте ребенок начинает приподнимать головку, когда лежит на спине. Он осматривает движения своих рук, подносит их ко рту, схватывает предметы, которые прикасаются к рукам. В этом возрасте включается в работу элементарные уровни коры головного мозга, следовательно, появляется ориентировочная деятельность ребенка.
3-4,5 месяца. В этот период ребенок в положении на животе хорошо держит голову по средней линии и опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, слегка разжимая, кулак. В вертикальном положении он уже хорошо удерживает голову. Осматривает свои руки, играет с ними. Важным является развитие движений руки по направлению к объекту. Увеличивается длительность удержания вложенного в руку предмета.
4,5-5 месяцев. Совершенствуется функционирование всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Когда поддерживают за поясницу - сидит и держит головку прямо. Эти важные приобретения свидетельствуют o том, что ребенок готов к принятию вертикального положения.
5-5,5 месяцев. Ребенок дотягивается руками до своих коленей, лежа на спине, перекатывается со спины на бок. Он старается взять увиденный предмет одной или обеими руками, проводит пальцем по поверхности игрушки.
5,5- 6,5 месяцев. Ребенок может сидеть с опорой и поворачивать в стороны голову, опираться на вытянутые руки, лежа та животе. Совершенствуется предметная деятельность [3].
6,5- 7,5 месяцев. Ребенок может сидеть некоторое время без поддержки, легко теряя равновесие; лежа на спине, поднимать ноги вверх и трогать ступни руками; перекладывать предмет из одной руки в другую; вращать кистью, в которой находится игрушка.
7,5- 8,5 месяцев. Если ребенка поставить на ножки, он упирается на них и делает попытки пружинить. У него появляется способность поднимать предмет двумя руками, что свидетельствует об усложнении двигательной координации. Он сидит без поддержки и сам занимается с игрушкой.
8,5-9,5 месяцев. Появляется способность владеть телом. У ребенка появляются произвольные действия. Он может ползать на животе, переворачиваться co спины на живот и обратно, хлопать в ладоши [2].
9,5- 11 месяцев. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Появляется «пинцетный захват»- способность взять предмет двумя пальцами.
11 месяцев. Ребенок стоит с помощью опоры. Идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Осваивается бросание.
1 год. Ребенок самостоятельно ходит. Появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Он может ставить на кубик еще 1 -2 кубика, разворачивать завернутый предмет.
Литература
1. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. – М.: Владос, 2008.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. ‑ М.: АСТ: Астрель, 2007.
3. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. ‑ М.: АСТ: Астрель, 2005.
4. Стребелева Е. А., Баенская Е. Р., Басилова Т. А., Венгер А. Л. и др. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2013.
5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.