- Смысловое чтение Особенности смыслового чтения и умения работать с текстом у школьников с тяжелыми нарушениями речи
Смысловое чтение-это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.
- ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ЧТЕНИИ;
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ;
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ, ТАК КАК ОН ЯВЛЯЕТСЯ ТОЙ ОСНОВОЙ, НА КОТОРОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ;
- ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ;
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ.
- ЦЕЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО ТОЧНО И ПОЛНО ПОНЯТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, УЛОВИТЬ ВСЕ ДЕТАЛИ И ПРАКТИЧЕСКИ ОСМЫСЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЮ У НИХ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИВОДИТ К ФОРМАЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ С ТНР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. ДЕТИ ЧАСТО БЫВАЮТ НЕ СОСТОЯНИИ ОСМЫСЛИТЬ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ.
ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТНР
- перефразирование, упрощение отдельных участков текста;
- дифференцированное изучение материала;
- • составление опорных конспектов;
- уменьшение объёма учебного материала;
- обеспечение возможностей практического применения формируемых знаний и умений.
У ДЕТЕЙ С ТНР НЕДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАН БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕССЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В НОРМЕ.
ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ТНР :
- НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ;
- НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
- НЕДОРАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
- НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ.
ПОЭТОМУ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ХАРАКТЕРНО
- МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАУЧИВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ;
- ФРАГМЕНТАРНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА, КОГДА УЧЕНИК НЕ МОЖЕТ ОТДЕЛИТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ;
- СМЕШЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ИХ УПОДОБЛЕНИЕ;
- НЕУМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ (ИЛИ НА ПРАКТИКЕ).
При обучении детей с ТНР навыкам смыслового чтения учителям необходимо помнить о
- планомерности и систематичности занятий по развитию речи;
- создании на уроках атмосферы свободного общения, творческого
- отношения к слову;
- осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к
- учащимся;
- соблюдении преемственности в
работе по формированию связной
речи на уроках и во внеурочное
время.
Необходимо проводить работу по
- осмысливанию слова;
- обогащению словаря учащихся;
- умению видеть связь окружающей действительностью;
- обучению четкому и правильному проговариванию слов;
- развитию самостоятельной речи.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ:
- Вопросы к тексту.
- Составление так называемых «толстых» и «тонких» вопросов.
- Задания (кроссворды, ребусы).
- Воспроизведение текста.
- Пометки.
- Остановки или изучение
- по частям.
- Конспектирование.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
«Тонкие» вопросы
Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приём «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно,
«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересным, «?» - то, что неясно или возникло желание узнать больше.
Читая второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаем на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое .
Приём «Синквейн».
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.
Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
ЛЮБУЮ РАБОТУ С ТЕКСТОМ НЕОБХОДИМО СТРОИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ЗАСТАВЛЯЛА ДЕТЕЙ ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ. ТАКАЯ РАБОТА СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ИХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ