СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности формирования экологических знаний у учащихся на уроках технологии (экологическая ориентация дизайна одежды)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример исследовательской работы. Наше творчество. Делимся опытом. В основе роспись акрилом по текстилю.

Просмотр содержимого документа
««Особенности формирования экологических знаний у учащихся на уроках технологии (экологическая ориентация дизайна одежды)»»


  Тема:

«Особенности формирования экологических знаний у учащихся на уроках технологии (экологическая ориентация дизайна одежды)»


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…. …………………………………………........................................4

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи экологии и дизайна…………………………………………………………………………5-12

    1. Понятие экологии и экологического дизайна…………………………...5-7

    2. Особенности экологического потребления и экологического производства……………………………….………………………………7-12

ГЛАВА II. Формирование экологических знаний на уроках технологии..……………………………………………………………………13-20

2.1. Задачи экологического образования......................................................13-16

2.2. Исследование особенностей гардероба учащихся.....................……..16-20

Вывод…………………………………………………………………………….20

Список литературы ……………………………………………………………..21

Приложение ………………………………………………………………….22-33



Актуальность нашей работы заключается в формировании экологических знаний учащихся.

Предмет исследованияроспись по текстилю.

Объект исследованияпредмет гардероба – футболка.

Цель: сформулировать основные методы решения экологических проблем с помощью дизайна одежды и применить их на практике в учебной деятельности.

Идея и новизна заключается в апробировании нового способа модернизации одежды на уроках технологии.

Методы и приемы: исследование, сравнение, описание, анализ.

Полученные результаты: модернизированные вещи можно применять в повседневной жизни, а сам способ росписи в образовательном процессе.















Введение

Понятия «экология» и «дизайн» звучат довольно часто в СМИ, мы говорим об этом на уроках. Большинство людей подразумевают под экологией только охрану природы, на сегодняшний день понятие экологии гораздо шире. Мы будем рассматривать экологию применительно к человеческой деятельности в дизайне одежды. Вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. Следовательно, формирование экологической культуры должно осуществляться  в рамках многих школьных предметов.

В первую очередь  необходима «экологизация» предметных дисциплин в школе. Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают: Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [6]. Таким образом, большую значимость приобретают экологические знания.


Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи экологии и дизайна

1.1 Понятия экологии и экологического дизайна

Мы напомним, что термин «экология» был впервые употреблен в 1866 году немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919). Ученый полагал, что такая наука будет заниматься исключительно взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. И только к 70-м годам прошлого столетия термин «экология» прочно вошел в нашу жизнь.

Однако, на сегодняшний день о проблемах экологии фактически говорят как о науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. На данный момент, экологическую ситуацию можно охарактеризовать как близкую к критической. Каждый понимает совершенную очевидность пагубного потребительского отношения человека к природе. Человек живет в обществе, строит производственные отношения, стремится получить блага, не задумываясь о последствиях, таким образом он создает искусственный мир (не свойственный природе) – техносферу.

(Техносфера - совокупность объектов и процессов, созданных в результате разумной преобразовательной деятельности людей, в том числе и одежда.) [1].

Заинтересованность общества экологическими проблемами привела к появлению новой концепции в дизайне. «Дизайн» в переводе с английского означает «замысел», «проект», «узор». В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами [9, с.73]. Принцип функциональности и рациональности лежит в основе философии дизайна.

На рубеже ХIХ-ХХ вв., на этапе становления и формирования дизайна уделялось большое внимание внедрению в различные области жизни продуктов индустриального производства, подчеркнутом отказе от традиций в пользу нового. Машинное производство и массовый потребитель - два важнейших фактора, определивших становление дизайна.

Со временем роль дизайна в формировании предметного мира изменилась, он отвечает за всю предметно-пространственную среду. Имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учету национальных традиций, к удовлетворению индивидуальных потребностей и т.д.

Бурное развитие научно – технического прогресса привело и к экологическим проблемам. В 1970-х гг. возник экологический подход в дизайне одежды. Экологический дизайн - одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды». Основными принципами экологического дизайна являются:

  • максимальная экономия природных ресурсов

  • максимальная экономия материалов

  • использование восполняемых энергетических ресурсов

  • достижение долговечности изделия.

Главной становится проблема рациональности.

Таким образом, задачи дизайна меняются: их видят не столько в совершенствовании формы и функции,

- сколько в сокращении избыточного количества продуктов,

- в пересмотре материалов и технологий с точки зрения экологии,

- в изменении потребительских требований.

При этом очень важно учитывать оптимальность соотношения затрат материалов, продолжительность жизни изделия и возможности его последующей утилизации. Под экологическими дизайном понимаются любые направления дизайна, направленные, на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.

У истоков экологического дизайна стояли супруги Тодд [7]. Как писал Нэнси Тодд: «Мы не отвергаем сам автомобиль как таковой, мы против существующего типа автомобилей»1982 г. Леа Пойссон прошел путь от дизайна фирменных знаков до проектирования установок, работающих на солнечной энергии и служащих для удовлетворения потребностей человека в пище, тепле и крове. С 1970 г. он известен как сторонник использования альтернативных источников энергии и талантливый дизайнер. В его самом смелом проекте «Солнечный дом Пойссона Трисол» действует около пятидесяти различных установок. Проект «Трисола» подтвердил, что такое сооружение может функционировать полностью на энергии солнца.

Поскольку экологические проблемы носят глобальный характер и тесно связаны со всеми видами деятельности человечества, то и в мире моды на них обращают серьезное внимание. Впервые экологическая тема появилась в моде в 70-80-е года. Появился – «экологический» стиль, который предполагал одежду из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, отделку ручной работы и так далее [9]. Теперь производители вместо качества и долговечности акцентируют свое внимание на удобстве в потреблении и модности. Появилось много вещей одноразового пользования, и мы видим их на каждом шагу. На настоящий момент модные циклы очень непродолжительны, однако, почти каждый из нас стремится успеть за их сменой, а некоторые и опередить. Такая гонка не позволяет понять тот факт, что порождение всё новых потребностей и их удовлетворение идут в ущерб природным системам. Возникла такая проблема как «вещизм».

    1. Особенности экологического потребления и экологического производства

Экологизация производства решает проблемы, связанные с экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий. В дизайне одежды эти проблемы решаются путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые практически не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье самого человека. Синтетику предлагают заменить естественными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлопком, шелком, шерстью.

В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом. Наиболее перспективным является создание новых материалов с новыми эксплуатационными свойствами, которые обладают способностью саморазлагаться, а также разработка безвредных и безотходных технологий производства с целью получения экологичной продукции. Замкнутые экоциклы предусматривают безотходные технологии, повторное использование ресурсов, поскольку «мусорный кризис» стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. Вторичная переработка сырья является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайнеры одежды также занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды, о чем свидетельствует расцвет в 1990-е годы бизнеса «сэконд хэнд» [9].

Экологизация потребления, означающая его разумное сокращение потребления и возврат к вещам длительного пользования, так называемая «медленная мода» – модное направление, которое стремительно набирает популярность на Западе. Это концепция дизайна, ориентированного на устойчивый результат в долговременном смысле, с учетом будущих потребностей людей, подразумевающего соединение экологической и социально-этической ответственности, то есть сохранение окружающей среды и социальной справедливости.

Известна также экологизация производства. С конца 1970-х гг. синтетика, которая пережила бум в 1960-е гг., стала ассоциироваться с бедностью и плохим вкусом; качественная и дорогая одежда стала изготовляться преимущественно из натуральных материалов (или с добавлением синтетики, например шерсть с лайкрой). В связи с этим стал цениться эффект измятости одежды, свидетельствующий о подлинной натуральности льняной или хлопковой ткани. Однако стили «гранж», популярный в начале 1990-х гг., и особенно «нео-панк» (1994 1995 гг.) вновь вызвали интерес к синтетике, хотя она и не сумела вернуть утраченные позиции в полной мере.

Синтетические материалы имеют право на существование, если обладают свойствами натуральных материалов, или превосходят их (например, высокотехнологичные многослойные ткани-бутерброды, которые используют для профессиональной одежды, воздухопроницаемые «дышащие» ткани с мембранным покрытием).

Во-вторых, в связи с движением «зеленых» за охрану животных в дизайн одежды предлагается заменить натуральные кожи и меха искусственными (особенно это относится к меху диких редких животных, перьям экзотических птиц занесенных в Красную книгу).

Однако известно и неоднозначное отношение к этой проблеме некоторых дизайнеров, поскольку мех и кожа являются не просто предметами роскоши, но и традиционнымн с древности материалами для изготовления одежды. Так, К Лагерфельд, который работает для фирмы «Фенди», считает, что отказаться от одежды из натурального меха и обуви из натуральной кожи столь же трудно как и от потребления мяса. В конце 1990-х гг. натуральные мех, кожа и перья вернулись на подиумы и в бутики, что дало повод «зеленым» обвинить дизайнеров и топ-моделей в лицемерки. Так или иначе, сегодня это вопрос свободного выбора и дизайнеров, и потребителей: отказываться или не отказываться о: использования кожи и меха.

Также нет и однозначного решения вопроса, каким образом должны применяться в одежде заменители. Так, считается, что синтетика не должна маскироваться под натуральные материалы, а открыто демонстрировать свою «искусственность», например за счет ярких цветов (хотя и натуральные мех и кожу также красят иногда в яркие цвета, например в 2000—2001 гг.). Некоторыми дизайнерами был предложен игровой вариант решения этой проблемы, когда в качестве заменителя натурального меха для шуб и шапок используются детские плюшевые игрушки .

В области новой экологической эстетики разработки ведутся уже довольно давно, и уже выработаны некоторые весьма примечательные принципы. Согласно этим принципам, продукты дизайна должны быть:

  • чувственно воспринимаемыми, привлекательными;

  • благоприятно воздействовать на психику человека, передавать ему ощущение покоя, естественности, раскованности;

  • восприниматься органично, вызывать положительные эмоции;

  • предоставлять человеку возможность свободного самовыражения;

  • выступать наглядным аргументом в пользу экологичного и экономичного потребления.

Невозможно, весь мир подвести под одну линию, в разных частях света, странах, города экологических подход должен быть особенным, индивидуальным, он должен учитывать климатические, социальные и культурные реалии каждой отдельно взятой местности. Сравнительно новая экологическая линия в дизайне, по сути, есть развитие - в современных условиях - традиционного ремесленного подхода к созданию предметного мира. Дизайнер не должен навязывать свою волю материалу, но должен творить исходя из его структуры, пластики и возможностей, стремясь подчеркнуть присущую ему красоту, раскрыть его свойства.

Красивый во всех отношениях пример экологичной моды — американская марка украшений Alkemie. Ее авторы, супружеский дуэт дизайнеров, производят продукты из переработанных материалов [8].

Хорошо передает идею slowfashion название лондонского магазина LabourandWait. Магазин продает предметы интерьера и обихода, похожие на идеальные музейные объекты. При этом выглядит всё очень модно. Вопреки всем правилам сменяемости модного ассортимента, 10 % товара тут продается уже 10 лет, с самого открытия магазина. «Речь идет о попытке уйти от мгновенного вознаграждения, — рассуждает Саймон, совладелец магазина. — Идея в том, чтобы вложить что-то и иметь терпение дождаться, пока взойдет результат». Это очень модная тема — магазин, который не принуждает каждый сезон полностью обновлять гардероб, а дает инструмент для выражения собственной индивидуальности [8].

Гуманизация дизайна означает стремление к превращению современного человека из пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Идея сотворчества потребителя и дизайнера нашла своих сторонников и среди модельеров. Человек включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Особенно много внимания этим проблемам уделяют японские модельеры, привнесшие в европейскую и международную моду новое понимание взаимодействия человека и его одежды. Иссей Мияке, например, особо указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды: «Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему». Йёджи Ямамото воссоздает вещи на 70-80 %, а клиенты уже носят так, как им хочется. Это совершенно новый подход к моделированию одежды и именно ему принадлежит будущее [10].

Аналогичный пример — знаменитая стеганая сумочка на цепочке фирмы «Шанель», разнообразные модификации которой предлагаются каждый сезон. Именно К. Шанель впервые поставила перед собой цель создать стиль, который бы освободил женщину от тирании изменчивой моды. Она стремилась предложить вещи, которые способны много лет не выходить из моды: классический трикотаж, маленькое черное платье, костюм «в стиле Шанель». Она говорила: «Для меня роскошь — это хорошо сшитая одежда, костюм, который можно носить лет пять, потому что он идет тебе. Моя мечта — старые костюмы, поношенные вещи»...

«Я против моды, которая быстро проходит... Не могу видеть, как выбрасывают одежду, потому что пришла весна. Я люблю только старую одежду». Такой же точки зрения придерживался и И.Сен-Лоран, считая самым трудным в своей профессии именно создание вещей, которые не выходят из моды. Так, в 1966 г. он впервые показал смокинг для женщин, в 1970 г. — платье-смокинг, различные варианты которых присутствуют в каждой коллекции «Ив Сен-Лоран». Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды не только к вещам длительного пользования (классические аксессуары и трикотаж, «джинсовый» стиль, вещи направления «хай - тек»), но и к вещам многофункциональным. Многие современные модельеры являются сторонниками идеи минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая и не принадлежащих к какой-либо определенной ассортиментной группе. Подобная универсальная вещь может заменить собой множество других.

Отсюда вытекает важнейшее направление экологизации современного общества — экологизация потребления и производства [10].














Глава II. Формирование экологических знаний на уроках технологии.

2.1. Задачи экологического образования.

Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая бы способствовала гармоничному существованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ.

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом  специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, развить способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной  деятельности, тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Проектирование и изготовление новых изделий оказывает непосредственное влияние на нашу жизнь и на будущее мира. Важно, чтобы учащиеся могли применить понятия устойчивого развития при принятии решений и оценке продуктов. Понимание устойчивости является неотъемлемой частью технологического образования. На наш взгляд частью воспитательного процесса на уроках технологии является то, чтобы ученики поняли, как технологии и продукты влияют на мир сегодня и как они могут повлиять на будущие поколения, ведь решение экологических проблем зависит от подрастающего поколения. Т. к. взрослое поколение живет уже стереотипно. В Концепции общего  среднего экологического образования указывается: «Цель экологического образования – становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, - направлены на формирование и развитие экологического сознания личности». [6]

Технология требует понимания, как технических вопросов, так и того, зачем нужны какие-то вещи, что именно нужно, а также понимания вопросов маркетинга и предпринимательства, эстетической стороны и ценностей, лежащих в основе создания любого нового продукта и технологии. А это, в свою очередь, требует понимания воздействия этого продукта на окружающую среду и на социальные и экономические факторы. Безусловно, ученики лучше понимают эти вопросы по мере того, как они взрослеют. Учащихся 7х классов целесообразно научить задумываться о влиянии своих и чужих изделий на окружающую среду. Если ученики будут задумываться над этими вопросами, они станут лучше и как дизайнеры и как изготовители. Они также станут более информированными гражданами. Использование устойчивого подхода в проектировании и изготовлении изделия будет:

– помогать учащимся, углублять свои знания о потребностях и ценностях потребителей;

– повышать их ответственность перед ними самими и другими людьми, включая ответственность перед будущими поколениями;

– понимать нравственные вопросы технологической деятельности.

И только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы. А Человечество, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего.

Поскольку человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных от прошлых поколений, стандартов в отношении к природе и к предмету, следовательно, переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне.

В школе «Технология» — это учебный предмет, синтезирующий научные знания из математики, физики, химии и биологии и показываю­щий их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека. В основной школе учащиеся должны овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. В содержании  курса предмета «Технология», направление «Технология ведения дома» основные разделы программы (кулинария, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла, оформление интерьера, электротехника, современное производство и профессиональное самоопределение, технология творческой и опытнической деятельности) направлены на здоровьесбережение школьников, и позволяют использовать  метапредметные связи: литература, история материальной культуры,  черчение, ИЗО, МХК,  музыка, математика. Практически все разделы предмета связаны с проблемами экологии «Экология питания», «Экология жилища», «Экология дизайна одежды».

Уроки технологии предоставляют возможность для воспитания практического человека, умеющего заботиться  о благосостоянии своей семьи, рационально вести  домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом и уметь принимать важные решения. Раздел  «Технология изготовления швейных изделий» позволяет решать эти задачи. Например, для изготовления учебных изделий  рекомендуется учащимся использовать старые вещи, вышедшие из моды, предварительно их   распоров, постирав и отутюжив. Оставшиеся от раскроя остатки ткани не выбрасываются, а используются для изготовления изделий в лоскутной технике (прихватки, чехлы на чайники, салфетки, коврики и др.)   С  вещей, бывших в употреблении, вся фурнитура спарывается для последующего использования. Таким образом, вместо утилизации, продлевается срок службы одежды.

Цель современного экологического образования формулируется на языке деятельностного подхода, отражая специфический для разных областей экологического знания общий для них способ познания окружающего мира, освоив который обучающийся становится способным выявлять и изучать связи и отношения систем разной природы с окружающей их средой [2 с.5].  

В связи с вышеизложенным, мы вывели принципы экодизайна:

  1. нужно проектировать изделия и циклы жизни изделия;

  2. нужно стараться использовать естественные материалы, а не искусственные;

  3. уменьшить потребление энергии;

  4. обеспечивайте долговечность изделия;

  5. проектировать способ обращения с изделием;

  6. должна присутствовать гумманизация производства;

  7. нужно использовать легко перерабатываемые материалы;

  8. делать изделие пригодным для повторного использования;

При проектировании вещей специально предусматривается ее быстрое физическое и моральное устаревание. Потребителя заставляют тратить деньги на приобретение все новых и новых более совершенных товаров. Однако бесконечное увеличение потребления невозможно, существуют «пределы роста».



2.2. Исследование особенностей гардероба 7 классников (анкетирование).

В исследовании участвовало 40 человек, это учащиеся 7-х классов МКОУ «СОШ №1» г. Поворино.

По данным исследования выяснили, что 80% опрошенных отдают предпочтение футболкам и джинсам. В большинстве случаев это товар из натуральных тканей, используется для занятий спортом, как домашняя одежда и одежда на выход. В гардеробе школьников практически нет вещей сделанных собственными руками. В большинстве случаев это не дорогие вещи.

На наш взгляд такие шаги: как разумное сокращение потребления, возврат к вещам длительного пользования, способны улучшить существующую экологическую ситуацию. Мы предположили, что в дизайне одежды может способствовать сокращению потребления - модернизация

1) Универсальная вещь.

2) Минимальный гардероб.

Одна из целей дизайна, ориентированного на «экологию человека»- развитие творческих способностей личности. Утилитарная ценность уступила место игре «фантазии потребителя». Потребитель включается в процесс создания своего образа. Трансформирующие формы, пристегивающие элементы, смешные дополнения. Мы предлагаем свой вариант экологической одежды.

Поскольку футболка наиболее популярный вид одежды мы решили продлить срок ее службы при помощи росписи акриловыми красками. Можно носить футболку однотонной, а когда надоест расписать ее (прил. рис.1) . Можно устранить пятна при помощи рисунка, таким образом, также продлить срок ее службы. Если мы продлеваем эксплуатационный срок вещи, значит, нам не нужно будет покупать лишних вещей, что приведет к экономии производства.

Анализ полученного результата:

  1. Данная вещь из натуральной ткани, следовательно, будет ассимилироваться с окружающей средой.

  2. Данный вид росписи экологически безопасен. (При производственном окрашивании, выделяется большое количество вредных веществ).

  3. Роспись акриловыми красками, позволит продлить срок службы данного изделия. (Можно устранить пятна).

  4. Полученная вещь выступает как способ самовыражения.

  5. Универсальность этой вещи, приводит к сокращению гардероба. ( Т. к. ее используют и при занятии спортом, как домашнюю одежду, как летнюю одежду, как нижнее белье).

  6. Роспись акриловыми красками способствует финансовой экономии. Купив футболку за 100 рублей и расписав ее, вы значительно увеличите ее цену. (Есть предпосылка для бизнеса).

  7. При модернизации данной вещи мы учитывали принцип гуманизации, который применяется в дизайне одежды – когда дизайнер делает вещь на 80%, покупатель становится соавтором.

  8. Можно создать самостоятельную дизайнерскую вещь. (Если сшить и расписать какое- то изделие).

  9. Данный вид деятельности, побудил нас попробовать возможности акриловых красок на других материалах. Пластинка, старая сумка. Эта сумочка из старых джинсов, в качестве декора тигр, созданный на 3d принтере (прил.) Использование 3d принтера, на наш взгляд это тоже новое слово в экологии. Поскольку человек сможет сделать сам необходимую ему деталь, без массового производства.


Задачи на перспективу:

  1. Освоить более сложный вид росписи.

  2. Попробовать акрил на других материалах: джинсовая одежда, плащевка, обувь.

  3. Помочь в освоении росписи пятиклассникам.

  4. Более подробно изучить возможности 3d принтера.

Мы думаем, что экономика должна базироваться на мелкосерийном производстве, учитывающем конкретные потребности небольших групп людей, что приведет к колоссальной экономии ресурсов. Ориентация на выполнение инди­видуального заказа является, одним из путей борьбы с избыточным производством.

Непосредственно на уроках технологии можно применять роспись акриловыми красками. Это может быть полностью сшитая авторская вещь и расписанная вручную, начиная от кухонного фартука и заканчивая платьем по собственному эскизу ученика. В данном случае все индивидуально и зависит от возрастных особенностей учащихся и их склонности к данному виду деятельности. Мы частично занимаемся росписью на уроке, большая часть задания выполняется во внеурочное время в рамках дополнительного образования «Дизайн и мы». На уроке проходим теорию, и азы практики во время внеурочных занятий, во время которых каждый ученик раскрывает свой творческий потенциал. Это выражается и в авторстве выбранного рисунка, длительности и качестве его исполнения, в желании дополнить изделие фурнитурой, вышивкой и т.д. Технология выполнения рисунка описана в приложении. На практических занятиях предпочтение отдаем коллективным формам, которые могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть работы для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением  и интересом относиться к работе товарища. Общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенности в своих силах. Усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

        Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей  конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.  Ручной труд выступает средством развития сферы чувств,  эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка.  Формирование элементов дизайнерского мышления может  быть  наиболее  успешно  реализовано именно   в   рамках   предметно-практической   деятельности   на   материале художественного конструирования.



Вывод:

Современный экологический дизайн должен производить продукты на высшем техническом уровне, которые являются достаточно долговечными, легкоутилизируемыми и перерабатываемыми. При этом они должны быть выполнены на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что экологическая культура представляет собой экологическое мировоззрение личности, основанное на общечеловеческих ценностях, являющихся результатом педагогической деятельности по формированию экологических знаний, общечеловеческих ценностных ориентаций и экологического поведения.

Каждый ученик должен понять, что он обязан быть не только творцом, но и ответственным жителем земли. При проектировании, ученик примеряя на себя роль дизайнера обязан учитывать не только эстетический момент, он должен смотреть далеко вперед, возлагать на себя ответственность за будущую экологичность продукта. Важно прививать подрастающему поколению культуру потребления, более ответственно относиться к каждой последующей покупке. В анализе полученных результатов мы отразили основные методы решения экологических проблем в дизайне одежды. Показали применение теоретических знаний в работе с учащимися. Цель нашего исследования достигнута.



Литература

1. Девисилов В.А. Охрана труда. - М.: ФОРУМ , 2012.

2. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в  федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения - М.: Образование и экология, 2011.

3. Методика художественного конструирования. Дизайн программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.

4. Михайлов С. и др. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник. Казань: ДАС, 1994.

5. Михайлов С., Михайлова А. История дизайна - М.: Союз дизайнеров России, 2004.

6. Суравегина Т.И. Экологическое образование школьников – М.,1983.

7. История бренда. Стелла Маккартни – веганка от мира моды [Электронный ресурс] / сайт Fashiontainment. – М., 2007. – Режим доступа:http://community.livejournal.com/fashiontainment/89150.html

8. Колонка байера: о феномене slowfashion [Электронный ресурс] / сайт Lookatme.

9. Экологические проблемы и основные тенденции в современном дизайне одежды [Электронный ресурс] / сайт Po6iv.ru. – М., 2007. – Режим доступа:http://www.po6iv.ru/art/osnovnie_tendenzii  

10. Японский вклад в hautecouture [Электронный ресурс] / сайт Lookatme. – М.,2007. - Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/from_tokyo_to_moscow/posts/90913-yaponskiy-vklad-v-haute-couture

Приложение:

Вопросы анкеты:

1.Как часто вы покупаете одежду?

А) раз в месяц;

Б) чаще;

В) реже;

2.Какой стиль вы предпочитаете?

А) классический;

Б) спортивный;

В) какой-то другой;

Д)экстравагантный;

Е) модный;

3.Сколько (в среднем) стоит купленная вами вещь?

А) более 1000руб.

Б) менее 1000руб.

4.Есть ли в вашем гардеробе вещи, которые вы носите и зимой и летом? Если да, то какие?

5.Вещи вашего гардероба преимущественно

А) из натуральных тканей хлопок, шерсть ит.д

Б) синтетических (полиэстер и т.д.)

6. Стараетесь ли вы к каждому сезону покупать себе обновку, не зависимо от того нужна она вам или нет?

А) да;

Б) нет;

7. Что вы носите с большим желанием?

А) строгие костюмы;

Б) футболки;

В) рубашки или блузки;

Г) джинсы;

Д) что-то еще;

8. Есть ли в вашем гардеробе вещь, сделанная своими руками?

А) да

Б) нет

В) если да, то какая.

9. Дома вы всегда ходите:

А) длинной юбке;

Б) джинсах и футболке;

В) спортивных штанах;

Г) шортах;

Д) халате;

10. Какую обувь вы предпочитаете

А) удобную;

Б) модную;

В) дешевую;

11. Сколько по времени (примерно) вы носите свою обувь

Роспись по текстилю.

Материалы:

1.футболка или ткань х\б;

2. акриловые краски по текстилю ;

3.кисти белка или пони № 2,3;

4.баночка с водой;

5.палитра;

6.картон:



Ход работы:

  1. Материал - акриловые краски «Гамма», фломастеры по ткани, футболки. Альбом для эскизов, акварель, карандаши.

  2. Эскиз выполняется на альбомном листе, либо работа ведется сразу на ткани.

  3. Простым карандашом, или сразу красками рисуется контур изображения. Возможен вариант использования резерва для ткани.

  4. Работа выполняется цветом. Если использовался резерв или цветной контур необходимо высушить изделие в течении12 часов.

  5. Работать цветом необходимо беличьей кистью промывая ее в воде. Все делается аккуратно.

  6. По завершении работы футболка сушится 24 часа, а затем проглаживается утюгом.

  7. Изделие можно носить и многократно стирать.

  8. Таким способом можно нарисовать любой понравившийся рисунок или сделать надпись.

















Рисунок 1.Краски акриловые по текстилю.







Рисунок 2. Устранение пятен при помощи рисунка.

















Рисунок 3. Можно носит вещь однотонной.







Рисунок 4. Роспись акрилом. Работу ведем как гуашью.







Наш результат -

оформление витрины «Дизайн и мы».







Практическая направленность – получение вещей пригодных для повседневной носки.











Творческий процесс.

































Авторская работа Соловьевой Алены 14 лет.









Авторская работа Соловьевой Алены 14 лет.