Особенности русского постмодернизма на примере романа В. Пелевина «Generation «П»
Творчество Виктора Пелевина – одно из самых неоднозначных и неизученных явлений современной русской литературы.
Многие исследователи видят в Пелевине наиболее яркую, знаковую фигуру отечественного постмодернизма, мэтра российской прозы. Творческий метод писателя соединяет в себе художественность, философичность и ярко выраженный социологизм. В произведениях В. Пелевина мы находим художественное исследование влияния социальных законов на психологию отдельной личности и общества в целом, глубинных, скрытых в области бессознательного, архетипической памяти.
Книги Пелевина — настоящая энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России конца ХХ — начала ХХI века. Его тексты предъявляют серьезные требования к интеллекту и эрудиции читателя. Далеко не каждый, даже образованный, человек способен расшифровать все интертекстуальные отсылки в его книгах. Это самые разные мифы и архетипы, различные религиозные традиции и философские системы, всевозможные мистические практики и магические техники.
Роман В. Пелевина «Generation "П"», главным пафосом которого является отрицание идеологии потребления, представляет в этом смысле большой интерес. Это история карьерного роста «невостребованного эпохой» выпускника Литературного института по имени Вавилен Татарский, становящегося тружеником рекламы — сначала копирайтером, затем криэйтором. Затем творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, и, наконец, — остается один шаг — живым богом, земным мужем богини Иштар. Пелевин четко и профессионально, на уровне терминологических и технических подробностей, лишь слегка утрируя, показывает, каким именно образом изготавливается рекламно-политическое вранье. Этот роман затрагивает один из нервных центров современной жизни.
Образ главного героя очень интересен интересен. Вавилен Татарский, получивший свое имя от отца - поклонника Василия Аксенова и В.И.Ленина, - собирательный образ «Generation П», представитель поколения семидесятых, которое окружают, с одной стороны, «поколение пятидесятых и шестидесятых, подарившее миру самодеятельную песню и кончившее в черную пустоту космоса первым спутником - четыреххвостым сперматозоидом так и не наставшего будущего» и, с другой, поколение «новых русских». В конце романа Татарский получает титул мужа великой богини Иштар и венчается с ней на вершине Вавилонской башни, а после становится «Туборг Мэном» - его личность подлежит копированию и распространению через средства массовой дезинформации, он превращается в татарского с маленькой буквы.
Одной из черт прозы Пелевина, которая сразу бросается в глаза, является неоднозначность трактовки содержания. Неоднозначно в его произведениях не только содержание, но и названия. И именно это является главной отличительной чертой постмодернизма Пелевина. Вопрос о смысле буквы «П» в заглавии книги так и остается открытым, и это вполне в традициях постмодерна - давать многозначно трактуемое название книге в качестве генератора смыслов для сознания читателя. В произведениях Пелевина представлен очень широкий культурный контекст: от русской литературной классики до современной молодежной субкультуры.
Следующей отличительной чертой постмодернизма в романе В.Пелевина «Generation "П"» является жанровая многоплановость. Действительно, жанр этого произведения сложно определить, так как автор книги совмещает множество различных приёмов.В одном тексте можно обнаружить все литературные жанры: фантастику, мистику, детектив, боевик, наркороман и даже киберпанк.
Роман В.Пелевина «Generation "П"» - это пародия и, одновременно, самопародия как способ дистанцироваться от многозначительности. Использование иронии как основного принципа изображения мира, позволяет Пелевину показать или высказать нечто серьезное, Пелевин предлагает проповедь идеи под видом издевательства над ней.
Композиция романа тоже достаточно своеобразна. Все повествовательные линии пересекаются в финале, где читатель находит развернутое толкование символов, периодически встречавшихся ему в процессе прочтения романа. Все эти символические образы предстают на черной базальтовой плите в Золотой комнате Иштар, рисуя схематическую картину мира.
Пространство романа не едино, как и все произведения Пелевина; оно напоминает гиперссылку на три различных источника: реальные события из жизни Вавилена, самоучитель по Public Relations и маркетингу - многочисленные тексты реклам, и мистические вставки, будь то наркотические видения или древнеегипетские мифы.
Творчество В.Пелевина можно отнести к художественным произведениям русского постмодернизма, так как роман включает в себя такие яркие черты постмодернизма, как смешение жанров в рамках одного произведения, многоплановость восприятия содержания, интертекстуальность, обилие цитат из других произведений и нарочитая перевернутость изображаемого мира.