Тип проекта: творческий, познавательный
Длительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: работники ДОУ, дети группы № 6 «Рыбки», родители.
Целевая группа: дети 4 -5лет.
Вид проекта: информационно-социальный, групповой.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Вопросы воспитания патриотических чувств у дошкольников является в наше время наиболее актуальной. Чувство патриотизма содержит в себе, прежде всего любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желанием сохранить и приумножить богатство своей страны. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам своей Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого качества.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности человека. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитание любви и гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимости от вероисповедания и цвета кожи.
Проблема
Проблема: у детей прослеживается равнодушное отношение к близким людям, отсутствие знаний о городе, в котором они живут (его истории, достопримечатель-ностях), о стране.
И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Образовательная область: познавательное развитие
Области интеграции: Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране.
Задачи проекта:
1.Закрепление представлений о семье и родственных отношениях.
2.Формировать любовь к своему родному городу; развивать познавательный интерес и любовь к своему дому, своей улице, родному краю, в котором они живут. Учить детей называть свою страну, свой город, достопримечательности города, уточняет и расширяет знания о родном городе.
3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране, своему городу.
4. Воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-
ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
5.Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Основные формы работы:
- Беседы, ситуативные разговоры;
- Образовательная деятельность;
- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные)
- Просмотр презентации, прослушивание музыкальных композиций;
- Чтение художественной литературы;
- Экскурсия по коллажу «Мой Ярославль»
- Праздники, развлечения
На данный момент проект охватывает следующие темы:
1. «Мой дом, моя улица, мой детский сад»
2. «Моя семья»
3. «Мой город Ярославль»
4. «Моя страна Россия»
5. «Природа родного края»
6. Презентация проекта
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя улица, мой детский сад», «Моя семья», «Мой город Ярославль», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
1 этап
Подготовительный
а)Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта
б) Разработка перспективного плана
в) Создание РППС для реализации проекта
пополнение уголка патриотического воспитания семейными фотографиями, собранными в альбом «Моя семья», фото президента, иллюстрациями с государственной символикой, гербом Ярославля, картой Ярославля, подбор художественной литературы, предметами быта наших предков, фотоальбом достопримечательностей города Ярославля;
пополнение атрибутами для СРИ;
подборка и изготовление дидактических игр по данной теме
г) подготовка материалов к изобразительной деятельности
д) Взаимодействие с семьей
оформление уголка для родителей по тематике проекта
консультации индивидуальные «Мое творческое задание»
2 этап
Реализация проекта
«Мой дом, моя улица, мой детский сад»
Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, к своей улице, на которой я живу, к детскому саду, в который я хожу, желание рассказывать о них своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага.
Беседы «Мой дом», «Что я знаю о свой улице», «Мой домашний адрес», «Опасные ситуации подстерегающие нас дома», «Кто работает в детском саду».
Наблюдение за работой помощника воспитателя, дворника.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре… много мебели в квартире»
ОБЖ: Ситуативный разговор «Для чего необходимо знать свой домашний адрес?»
Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице», «Наша няня»
Разучивание пословиц о родном доме, заучивание стихотворения Е.Куц «Дома бывают разные…»
Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».
Театрализованная игра «Три поросенка»
Игра-ситуация «Поможем белочке найти свой дом»
Продуктивная деятельность – рисование «Мой дом»
Конструирование «Моя улица», из счетных полочек «Мой дом».
Д/и «Кто где живет», «Назови правильно» (например, дом из камня каменный и т.д.), «Из чего состоит квартира?» (прихожая, кухня и т.д.), «Назови мебель для кухни, спальни, зала», «Улица, на которой я живу».
«Моя семья»
Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, более глубоко познакомить с понятием «Семья», прививать духовно-нравственные ценности.
Беседы: «Моя семья», «Кто они такие бабушка и дедушка», «Где работают мои родители», «Семейные традиции», «Как я помогаю маме», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю родителям», «Мой домашний питомец»
Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Пальчик, пальчик, где ты был?»
Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
ОБЖ: Игра-ситуация «Помогаем маме» (соблюдении правил безопасности при организации труда)
Составление рассказа «Моя семья» (по фотографиям)
Знакомство и заучивание пословиц о семье.
Разучивание песен о маме и бабушке.
Заучивание стихотворений о маме по сценарию праздника «Мамин день»
Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сказка об умном мышонке», «Волк и семеро козлят»
Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
Театрализованная игра «Три медведя»
Продуктивная деятельность – рисование карандашами «Моя семья», «Мой домашний питомец», пластилином «Мамин портрет», коллективная аппликация «Красивые цветы для мамы»
Д/И «Как тебя дома называют ласково», «Как зовут моих родителей», «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку»
СРИ «Семья»: сюжет «День рожденья», «Дочки-матери»
Продукт – создание альбома «Моя семья» и проведение праздника к 8 марта совместно с музыкальным руководителем «Мамин день»
«Мой город Ярославль»
Программное содержание: закрепить название родного города, знание домашнего адреса, познакомить гербом и достопримечательностями родного города, формировать у детей чувство любви к своему городу.
НОД «Мой любимый город»
Беседы: «За что ты любишь свой город?», «Профессии», «Чем славиться Ярославль», «Символика города - Герб Ярославля», «Чем помочь родному городу?», «Транспорт нашего города», «Что мы знаем о правилах дорожного движения»
Рассматривание открыток из серии «Ярославский край» и «Ярославские мотивы» - разнообразие архитектуры озеленение улиц, фотоальбома «Город красавец на Волге стоит»
Просмотр ознакомительной презентации «Мой Ярославль» с достопримечательностями города.
Составление рассказа «Когда я вырасту, то буду в своем городе…»
Чтение рассказа «Почему наш город называется Ярославлем» (источник «Рассказы Ярославле» М.П. Смарагдова), стихов о Ярославле.
ОБЖ: игра-ситуация «На дорогах города»
Д/И «Сложи картинку» (памятник Ярославу Мудрому, Волковский театр), «Прогулка по городу», «Узнай по фотографии» , «Красный, желтый и зеленый», «Радиоэфир»
Театрализованная игра (обж): игра-ситуация «На дорогах города»
Продуктивная деятельность – лепка «Герб Ярославля», аппликация «Автобусы на улицах города»
Выполнение семьями творческого задания «Символ города».
Продукт – коллаж «Прогулка по Ярославлю», «Символ города».
«Моя страна Россия»
Программное содержание: формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закреплять название «Россия», формировать представления о государственной символике – флаге и гербе РФ, народном творчестве, историей быта.
Беседы: «Наша Родина – Россия, «Москва-столица нашей Родины», «Государственные символы России – флаг и герб», «Богатыри-защитники земли русской», «День защитников Отечества» «Русская деревня», «Русская матрешка», «Народные промыслы».
Рассматривание
-иллюстраций с президентом РФ, с государственной символикой, профессиями защитников Отечества, людей в национальных костюмах.
-альбомов с народным творчеством «Дымковская игрушка», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Матрешки».
-предметов быта старины (корзина из бересты, лапоть, блокнот для записей)
- герба на монетах
Прослушивание гимна России, народных песен.
Чтение: К.Д.Ушинский «Наше Отечество», П. Воронько «Лучше нет родного края»;
Ю. Иванова «Матрешка. Кукла с секретом», стихов, пословиц и поговорок о России.
Загадки про матрешку
Д/И «Сложи картинку» (государственная символика, гжель), «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». народные промыслы, «Город - деревне», «Деревня – городу».
Русские народные игры «Карусель», «Гуси лебеди», «Ручеек», «У медведя во бору».
Продуктивная деятельность – по рисованию «Русская матрешка», «Русский народный сарафан», лепка «Флаг России».
Продукт – проведение совместно с музыкальным руководителем праздников «Новый год», «Масленица», совместный с родителями - кукла в русско-народном сарафане.
«Природа родного края»
Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменения в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.
Беседы «Звери зимой», «Времена года»
Рассматривание альбома «Времена года», «Птицы».
Прослушивание стихотворений, рассказов о временах года, загадки.
Д/и «Когда это бывает ?», « Найди ошибку», «Кто где живет?», «Чей хвост, чья голова»;
Продуктивная деятельность – пластиллинография «Снегири», рисование «Ветка рябины», «Люблю березу русскую», аппликация «Воробьи в лужах», изготовление кормушек для птиц.
Продукт – изготовление кормушек, развлечение ко дню птиц совместно с музыкальным руководителем.
3 Этап
Заключительный
Презентация проекта.
МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя малая Родина»
Составители: Паклина Е.Г.
Сосновская Е.В.
2019 год