СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данном документе представлены конспекты по теме "Имя числительное", техническая карта, анализы и самоанализы уроков, мероприятие.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
факультет филологический
кафедра русского языка
Отчет по производственной практике
Место проведения: МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»,
6 «Б» класс
Время проведения: 02.02.2022–15.03.2022
Обучающейся 4 курса
очной формы обучения
факультета филологического
Направление
Педагогическое образование
Направленность (профиль )
преподавание русского языка и литературы
Романюк Любови Сергеевны
Руководитель: к.п.н., доцент
каф. Русского языка
Подосинникова Руслана Викторовна
Курск, 2022
Конспект урока
Тема: Склонение количественных числительных.
Цели урока: научить склонять количественные числительные и правильно употреблять их в речи.
Задачи:
1) Образовательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного произношения и написания целых количественных числительных.
2) Развивающие: создание условий для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом.
3) Воспитательные: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
4) Коррекционная: развитие устной речи учащихся.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД: повышение интереса к изучению русского языка, совершенствование знаний,умений и навыков.
2. Коммуникативные УУД: формирование умения находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Целевая аудитория: 6 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Здравствуйте, дети! Меня зовут Любовь Сергеевна. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Для разминки я предлагаю вам познакомиться с поэзией чисел, ведь это связано с большим разделом, который мы изучаем – с именем числительным.
Числовые стихи обладают своим обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их надо читать вслух и обязательно с выражением, ведь они близки к музыке.
2.Актуализация знаний и этап целеполагания.
Давайте вспомним определение имени числительного.
Какие разряды числительных вы знаете?
На прошлом уроке вы уже начали изучать склонение количественных числительных, сегодня мы продолжим эту тему, следовательно, какая цель нашего урока? (научиться склонять количественные числительные)
3. Этап решения поставленной проблемы.
Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качеств числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.
Сорок (40)
Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха" (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре десятъ. Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.
И.п.,В.п.-сорок. .
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА.
Девяносто (90)
Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).
И.п., В.п. – девяносто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – девяностА.
Сто (100) и тысяча (1000)
Сто и тысяча. Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту, тв. сътомь, м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).
И.п.,В.п. – сто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – стА.
Тысяча (1000)
Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения.
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19)
В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать).
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900).
Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть(им. падеж двойственного числа от съто) три и четыре+съта(им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто). Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением).
Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.
4. Этап закрепления
Сейчас у доски четыре человека попробуют просклонять словосочетания с именами числительными, а остальные просклоняют их в тетради, но для начала мы посмотрим примеры.
В количественных числительных склоняется каждое слово!
Падежи | Склонение числительного. | Просклоняйте самостоятельно. |
И.п. | Пять ручек | Три журнала |
Р.п. | пятИ ручек | ! |
Д.п. | пятИ ручкам | ! |
В.п. | пять ручек | ! |
Т.п. | пятьЮ ручками | ! |
П.п. | о пятИ ручках | ! |
Падежи | Склонение числительного. | Просклоняйте самостоятельно. |
И.п. | Семьдесят тетрадей | Шест…десят студентов |
Р.п. | семИдесятИ тетрадей | ! |
Д.п. | семИдесятИ тетрадям | ! |
В.п. | семьдесят тетрадей | ! |
Т.п. | семьЮдесятьЮ тетрадями | ! |
П.п. | о семИдесятИ тетрадях | ! |
Падежи | Склонение числительного. | Просклоняйте самостоятельно. |
И.п. | Двести экземпляров | Триста учебников |
Р.п. | двУХсот экземпляров | ! |
Д.п. | двУМстАМ экземплярам | ! |
В.п. | двести экземпляров | ! |
Т.п. | двУМЯстАМИ экземплярами | ! |
П.п. | о двУХстАХ экземплярах | ! |
Падежи | Склонение числительного | Просклоняйте самостоятельно |
И.п. | Шестьсот книг | Семьсот работников |
Р.п. | шестИсот книг | ! |
Д.п. | шестИстАМ книгам | ! |
В.п. | шестьсот книг | ! |
Т.п. | шестьЮстАМИ книгами | ! |
П.п. | о шестИстАХ книгах | ! |
ОТВЕТЫ:
И.п. три журнала, шестьдесят студентов, триста учебников, семьсот работников.
Р.п. трёх журналов, шестидесяти студентов, трёхсот учебников, семисот работников.
Д.п. трём журналам, шестидесяти студентов, трёмстам учебникам, семистам работникам.
В.п. три журнала, шестьдесят студентов, триста учебников, семьсот работников.
Т.п. тремя журналами, шестьюдесятью студентами, тремястами учебниками, семьюстами работниками.
П.п. о трёх журналах, о шестидесяти студентах, о трёхстах учебниках, о семистах работниках.
Откройте учебник на 246 страннице, обратите внимание на словарные слова, запишите их в тетрадь и составьте с ними предложения (четырьмя, квартал).
5. Этап систематизации знаний
Дидактический синквейн – следующий способ систематизации знаний.
• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
• Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Числительные
Количественные порядковые
Считают, обозначают порядок, употребляются
Помогают при счете предметов.
Число
6. Этап объяснения домашнего задания
Дома вам необходимо выполнить номера 602 и 605 на странице 246. Вам необходимо просклонять словосочетания, выбрать из каждого номера по словосочетанию и составить с ними предложения с каждым падежом.
Этап подведения итогов. Этап рефлексии.
А сейчас давайте каждый из вас подумает и ответит на вопросы:
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Конспект урока
Тема: Склонение и изменение порядковых числительных.
Цели урока: научить склонять порядковые числительные и правильно употреблять их в речи.
Задачи:
1) Образовательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного произношения и написания порядковых числительных.
2) Развивающие: создание условий для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развитие памяти, внимания; речи, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом.
3) Воспитательные: создать условия для воспитания устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитать языковой эстетический вкус (осознание богатства языка).
4) Коррекционная: развитие устной речи учащихся.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД: повышение интереса к изучению русского языка, совершенствование знаний, умений и навыков.
2. Коммуникативные УУД: формирование умения находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Тип урока: урок – изучение нового материала.
Целевая аудитория: 6 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Здравствуйте, дети! Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Для разминки я предлагаю вам выполнить небольшой тест всем вместе.
1. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.
1) трое котят 2) обеих рук 3) пятьюдесятью пятью рублями 4) в двух тысяч тринадцатом году
2. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.
1) около пятиста фотографий 2) в две тысячи пятом году 3) две седьмых
4) в течение тридцати шести минут
3. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.
1) семьюдесятью шестью процентами 2) шестьюстами учебниками
3) четверо волков 4) одна целая три восьмых
4.Какое утверждение ошибочно?
1) имя числительное может быть любым членом предложения.
2) порядковые числительные отвечают на вопрос «который?»
3)сложные числительные состоят из нескольких слов
4)собирательные числительные изменяются по падежам
5. Какое числительное является количественным?
1)семьсот двадцать четыре 2) шестеро 3) тридцать пятый 4) семнадцатый
6. Какое числительное изменяется по родам?
1)десять 2) пять 3)три 4) два
7.В каком ряду оба слова числительные?
1) четырех, удвоить 2) тройка, пятнадцатый 3) второй, двадцать 4) шестому, пятерка
8.В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь ?
1) восем_сот 2) вос_мой 3) восем_десят 4) восем_надцать
9.Какое числительное написано с ошибкой?
1) двеннадцать 2) триста 3)миллион 4)двести
2.Актуализация знаний и этап целеполагания.
- Что такое имя числительное? (Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете).
-На какие разряды делятся имена числительные? (они делятся на количественные и порядковые).
-Какие имена числительные называются количественными? (количественными числительными называются имена числительные, которые обозначают количество и число и отвечают на вопрос сколько?).
-Какие имена числительные называются порядковыми? (Порядковыми называются имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?)
- Какие числительные мы изучали на последних уроках? К какому разряду они относятся?
Какой разряд числительных мы еще не обсуждали подробно на уроках? Следовательно, какая цель нашего сегодняшнего урока? Значит тема сегодняшнего урока: « Порядковые числительные» Запишите ее в тетрадь.
Что мы должны узнать о порядковых числительных?
Мы будем говорить об особенностях склонения и о правильном употреблении порядковых числительных в речи.
3. Этап решения поставленной проблемы.
Синтаксический разбор предложения (к доске)
Дети радуются первому белому снегу и лепят снежки.
Докажи что первому это числительное
А к какому разряду мы отнесем?
Просклоняйте словосочетание белому снегу самостоятельно.
Просклоняйте словосочетание первому снегу. (один у доски)
Какой вывод сделаем?
Следующее упражнение поможет определить как еще изменяются числительные.
Запишите словосочетания: первый день, первая победа, первое поражение, первые шаги. Определите число род. Какой вывод сделаем?
-Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? (какая? Какое? Какие?)
Порядковые числительные изменяются, как и прилагательные по родам, числам и падежам. Поэтому окончания в порядковых числительных такие же, как и в прилагательных. Как определить окончание прилагательного? (по вопросу)
4. Этап закрепления
1) коллективная работа. Запишите числительные как порядковые.
- (к доске) Запишите числительные как порядковые.
51 – пятьдесят первый
287 – двести восемьдесят седьмой
11 – одиннадцатый
832 – восемьсот тридцать второй
5. Этап систематизации знаний
Конкурс “Отгадайте загадки с числительными”
1. Какое животное имеет два носа? (носорог)
2. Два брата купаются, а третий насмехается? два ведра и коромысло)
3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)
4. Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
5. Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по 4 птицы? (год)
6. Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина)
7. Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица? (кровать, постель)
8. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх? (всадник на коне)
9. Сто один брат и всё в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это? (изгородь)
10. Что имеет два конца, но не имеет начала? (ножницы)
11. Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)
6. Этап объяснения домашнего задания
Дома вам необходимо найти по 5 отрывков их художественных произведений с порядковыми числительными и просклоняйте их.
7. Этап подведения итогов.
-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)
-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).
-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится).
8. Этап рефлексии.
А сейчас давайте каждый из вас подумает и ответит на вопросы:
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен
+Техкарта урока
Тема урока | Имя числительное как часть речи |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Вид урока | Смешанный |
Цель урока | Формирование представления об имени числительном |
Задачи урока | Обучающие: формирование умения работать с текстом Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в группах. Воспитательные: воспитывать морально- нравственные, формировать гражданско-патриотические качества личности |
Методы и приёмы | Создание проблемной ситуации, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, практикум, опрос, поощрение, оценка; прогноз по названию, вопросы, диалог, работа с текстом, составление схемы, работа с учебником, карточками. |
Планируемые результаты (предметные) | Находят имя числительное среди других частей речи, определяют его грамматические признаки и синтаксическую роль; отличают имя числительное от других частей речи |
Личностные | Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность Познавательные: формулируют цель, проблему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли |
Основные термины и понятия | Части речи, самостоятельные и служебные части речи, имя числительное, грамматические признаки, синтаксическая роль |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык, 6 класс» (автор М. М. Разумовская), презентация, мультимедийный проектор, карточки |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности | Эпиграф: Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. Здравствуйте! Сегодня я пришла к вам в прекрасном настроении и хочу поделиться им с вами. Мы собрались здесь, чтобы покорить очередную вершину знаний в стране Лингвистики. А для этого нам необходимы не только приобретённые ранее знания и умения, но и ваше хорошее настроение. Но сначала мне хотелось бы узнать ваше настроение. Пожалуйста, поднимите квадратик, цвет которого соответствует вашему настроению: зелёный- у меня отличное настроение, жёлтый- настроение не очень хорошее, красный- у меня плохое настроение. Спасибо. Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно. Сегодня на уроке мы должны определить, что мы ещё не знаем, после чего вы будете самостоятельно открывать новые знания | Готовятся к «открытию» новых знаний | Коммуникативные, регулятивные |
2.Актуализация и пробные учебные действия Цель: Осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия | Какой частью речи являются числа? Хотите узнать, о какой части речи только что шла речь? Это имя числительное. Знакомы ли вам остальные части речи? А хотите научиться находить имя числительное в тексте? Сегодня вы научитесь этому. Что мы знаем об имени числительном? Можете сами сформулировать тему и цель нашего урока? Сделаем записи в тетрадях. | Отвечают на вопросы, делают вывод. выделяют проблемный вопрос, формулирую цель и тему урока | Познавательные, коммуникативные
|
3.Выявление места и причины затруднения Цель: Осознание каждым обучающимся причины своего затруднения | Все ли части речи из предложенного текста вы узнали? Какие не узнали? Почему вы не смогли определить часть речи? | Отвечают на вопросы и приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что не хватает знаний | Познавательные, коммуникативные,регулятивные |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: Построение плана действий из затруднения
| -Что мы сегодня должны узнать на уроке? (Что обозначает имя числительное, его грамматические признаки и синтаксическую роль; отличие имени числительного от других частей речи). -Как вы думаете, каким способом это можно сделать? -С помощью чего мы будем добывать информацию? | Отвечают на вопросы, составляют план действий
| Познавательные, коммуникативные регулятивные |
5.Реализация построения проекта Цель: Фиксация решения поставленной учебной задачи, нового способа действия | 1 этап: Запишем первое предложение текста в тетрадь, причём год события я предлагаю записать цифрой (один ученик работает у доски). Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы. Определить лексическое значение слова «вероломно» (дерзко, коварно, неожиданно, путём обмана, измены). Подобрать к нему синонимы. Почему я предложила записать имя числительное словами? Все ли правильно записали числительные? В ходе изучения темы мы научимся правильно их писать. Сообщение Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (По материалам «Энциклопедии для детей». Раздел «Языкознание. Русский язык»). 2 этап Работа с учебником (знакомство с новым материалом, поиск ответа на вопросы) 2 этап: Предлагаю самостоятельно прочитать теоретический материал учебника и найти ответы на вопрос: - какая часть речи называется именем числительным; - на какие группы делятся имена числительные; -на какие вопросы отвечает каждая группа числительных; -как изменяются имена числительные; -какие грамматические признаки имеют имена числительные; -синтаксическая роль имени числительного. 3 этап Составление схемы совместно с учителем Учитель: Определите в записанном предложении группы числительных. Ещё раз прочитайте в учебнике сведения об этой части речи . Какую ещё информацию мы не озвучили? (Каким членом предложения является существительное. если находится в сочетании с числительным). Определить синтаксическую роль числительных в записанном предложении. Историческая справка: Существуют данные, что в конце войны, когда уже было понятно, что для фашистской Германии она проиграна, Гитлера, чтобы избежать преследований союзников, заменили двойником. Густав Велер заменил фюрера, когда тот пошёл на традиционную прогулку со своей собакой. Такие прогулки были делом вполне обычным, и никто не обращал на них внимания, так что никто не заметил подлога, когда в бункер вернулся уже не Гитлер, а его двойник с похожей на Блонди овчаркой. Так ли это? Неизвестно, но такая теория имеет доказательства. Я не зря заговорила о двойниках. Кто такие двойники? Можно ли их отличить друг от друга? У имени числительного тоже есть двойники: другие части речи, имеющие числовые значения. Попробуем выяснить, какие это части речи. Какой частью речи является слово «двойник»? Имеет ли оно числовое значение? Какое? Запишите это слово, указав в скобках часть речи. Запишите словами цифру «два» Попробуем подобрать другие части речи. Что между ними общего? Выделите корень. Чем отличаются имена числительные от других слов с числовым значением? Попробуем записать слова цифрами. Почему мы не может это сделать? Почему мы можем записать слово «два» числом? | Работают в тетрадях и у доски, отвечают на вопросы, работают в группах, самостоятельно работают с учебником, ищут ответы на поставленные вопросы, совместно с учителем составляют схему теоретического материала, делают выводы | Познавательные, коммуникативные регулятивные |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Закрепление и проговаривание новых знаний | -Итак, какая часть речи называется именем числительным; - на какие группы делятся имена числительные; -на какие вопросы отвечает каждая группа числительных; -как изменяются имена числительные; -какие грамматические признаки имеют имена числительные; -синтаксическую роль имени числительного; -имена числительные имеют «двойников»: слова с числовым значением.
| Отвечают на вопросы, дают определение понятий, отвечают на вопросы, делают выводы | Познавательные, регулятивные |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: Организовать выполнение самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | 1. Сообщение (историческая справка) В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Их образы - символ мужества и верности Родине. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Сегодня вы узнает их имена. 2. Работа в группах Вы разделитесь на пять групп, каждая группа получит карточки с небольшой информацией об одном из этих героев. Прочитав текс, выполните ряд заданий. Отвечая и комментируя свои ответы, познакомите участников других групп с информацией о своих ровесниках, которые были удостоены звания героев СССР. Ваша задача- записать предложения, определить группу числительных и их синтаксическую роль . Задание первой группе: Валя Котик – юный пионер-герой. Последнее боевое задание выполнял на пятый день после своего Дня рождения. Ему исполнилось тогда 14 лет. Задание второй группе Лёня Голиков- юный разведчик. Он был очень худенький и товарищи думали, что ему идёт четырнадцатый год. На самом деле ему было шестнадцать лет. Задание третьей группе Марат Казей, закончил только четыре класса сельской школы. Когда ему шёл тринадцатый год, он воевал наравне со взрослыми. Задание четвёртой группе Саша Чекалин закончил восемь классов средней школы. Ему шёл шестнадцатый год, когда он ушёл на фронт. Задание пятой группе Зина Портнова окончила семь классов сельской школы. Семнадцатилетняя девушка не уступала в смелости и героизме взрослым бойцам. 3 Взаимопроверка, коррекция Итак, проведём взаимопроверку (параллельно выступлению групп демонстрируются слайды №№ 10-14 с фотографиями пионеров-героев). А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: -Что вызвало затруднение при выполнении задания? -Где вы допустили ошибки? | Работают в группах: записывают предложения, определяют группу числительных и их синтаксическую роль. Выполняют взаимопроверку по составленной схеме, находят и исправляют ошибки. | Познавательные, регулятивные |
8.Физкультминутка Цель: Снять напряжение у обучащихся путем переключения на другой вид деятельности | Все умеем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно столько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.) |
|
|
9.Включение в систему знаний и повторения Цель: Включение нового способа действий в систему знаний
| Беседа по вопросам: учащиеся отвечают на вопросы, иллюстрируя их примерами -Какая часть речи называется именем числительным? -Все ли слова со значением счета являются числительными? Какие ещё части речи могут иметь числовое значение? Как их различать? -С какими группами числительных вы познакомились? На какие вопросы отвечает каждая группа числительных? -Какие грамматические признаки имеют имена числительные? -Какова синтаксическая роль имени числительного? Какую цель мы ставили сегодня? Как вы считаете, мы её достигли? Какое задание мы сегодня не выполняли? (Не определяли грамматические признаки числительных и не записывали числительные словами). Это не было нашей целью. Далее, в ходе изучения темы «Имя числительное», мы научимся определять грамматические признаки числительных и грамотно писать эти части речи. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен. | Отвечают на вопросы, иллюстрируя их примерами, анализируют, делают выводы. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные |
10.Рефлексия Цель: Самооценка результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия; определение заданий для самоподготовки
| А сейчас вы получите вопросы. Письменно дайте на него ответ. «Вопросник»: 1.Что нового вы сегодня узнали на уроке? 2.Какая информация была интересной? 3.Что ещё хотели бы узнать? 4.Что было трудным? 5.Что мешало в работе и почему?
А теперь мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение. Если хорошее - поднимите зелёный квадратик, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный. Домашнее задание Используя имена числительные, написать сочинение-миниатюру на тему «Как я понимаю патриотизм».
Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют своё мнение, демонстрируют настроение | Личностные, коммуникативные, регулятивные |
Самоанализ урока
1.Тема урока: Склонение количественных числительных.
Рабочая программа под редакцией М.М. Разумовской в 6 классе.
2. Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний.
3. Цель урока – познакомить со склонением имен числительных.
Планируемые результаты: предметные – дать начальные представления о грамматических нормах русского языка;
личностные – осознание языка как основного средства человеческого общения.
метапредметные – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
В уроке я отразила универсальные учебные действия. Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».
4.Урок я провела в середине 3 четверти. Это первый по счету урок в теме «Склонение имён существительных». Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с мужским, женским и средним родом имён существительных.
5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В классе 7 отличников. При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей и реальные возможности учеников своего класса.
6.Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Регулятивные: Целеполагание
Метод: словесный
II Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Подведение под понятие.
Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Регулятивные: Планирование.
Метод: словесный
По ФГОС лучше, когда в определении учебных целей принимают участие школьники.
III Актуализация знаний.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные: Сотрудничество в поиске информации.
Регулятивные: Контроль.
Методы: словесный, проблемный, наглядный.
Форма контроля: фронтальная.
Детям я предложила интерактивную игру – мозговой штурм, где они не только обобщили ранее полученные знания по русскому языку, но и закрепили свои знания по окружающему миру, сотрудничали друг с другом.
IV Первичное усвоение новых знаний.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Моделирование. Выбор оснований и критериев для классификации.
Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: Контроль.
Методы: словесный, практический
Форма контроля: фронтальная
V Первичная проверка понимания.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске решения.
Регулятивные: Контроль и оценка.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Форма контроля: групповая
На этом этап я создала проблемную ситуацию, которая была успешно разрешена детьми. Дети должны были расставить просклонять словосочетания.
VI Первичное закрепление.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные: Постановка вопросов.
Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, взаимоконтроль.
Метод: практический
Форма контроля: индивидуальный, групповой (взаимоконтроль)
Мы составили синквейн, который помог обобщить знания не только по склонениям количественных числительных, но и по всему разделу.
VII Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Выбор оснований и критериев.
Коммуникативные: Умение выражать свои мысли.
Регулятивные: Планирование.
Метод: словесный
VIII Рефлексия.
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: Умение с точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: Самооценка.
Метод: словесный
Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей тема вызвала затруднения. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.
7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.
Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:
информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности;
8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:
- «открытие» ребёнка на общение
- «соучастие» ребёнка в процессе
- «возвышение» ребёнка
Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.
10. В целом урок я считаю удавшимся, так как:
1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;
2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.
3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.
4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.
В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам учеников, которые превзойдут своих учителей.
Бланк посещения урока
Ф. И. О., должность посетившего урок: Романюк Любовь Сергеевна, студентка 4 курса филологического факультета
Сведения о посещённом уроке:
а) учитель Кириллова Татьяна Викторовна предмет русский язык
б) дата 22.02.2022
в) тема урока Усвоение темы «Имя числительное»
Цель посещения: анализ поведения обучающихся и учителя на уроке
структура наблюдения
Анализ урока | Оценка деятельности преподавателя | Оценка деятельности учащихся |
1.организационный момент (как проведён,,степень готовности учащихся к уроку (наличие учебных пособий и необходимых принадлежностей, отсутствие опоздавших,…) | Учитель пришел на урок вовремя, организационный момент занял две минуты. | В период перемены все дети подготовились к уроку: достали учебные пособия, опоздавших на урок не было. |
2. повторение и проверка знаний (как организована, когда, насколько эффективно и оптимально) | Учитель проверил усвоение изученного материала в форме «мозгового штурма» и разбора домашнего задания около доски. | Каждый ученик продемонстрировал знания по теме: «Имя числительное» и активно участвовал в обсуждении домашнего задания. |
3. уровень подачи теоретического материала (научность, системность, логичность, доступность) | Теоретический материал подан научно, системно, логично и доступно. | Детям материал понятен, полезен и доступен. |
4. насколько удачно в учебном и воспитательном плане подобран дидактический материал. | Дидактический материал подобран максимально удачно. | Удобная подборка дидактического материала позволила детям приобрести не только предметные, но и метапредметные знания. |
5. как осуществлялся индивидуальный подход к учащимся. | Учитель смотрел выполненное домашнее задание в тетрадях тех детей, которые не могли быстро дать необходимый ответ. | Индивидуальный подход позволил всем ученикам 6 «Б» класса показать свои знания по пройденной теме. |
6. какие методы и приёмы использовались для эффективного усвоения учебного материала, уровень заинтересованности и активности учащихся (ответы, вопросы) | Практически весь урок прошел в режиме полилога, разбора проблемных вопросов. Учитель спрашивал всех детей. | Так как учитель взаимодействовал сразу со всеми школьниками, все дети готовы были готовы отвечать сами, чем демонстрировали свою активность на уроке. |
7. распределение по времени этапов урока (эффективность, обоснованность) | Распределение этапов урока проведено грамотно. Присутствовали все этапы урока. | Эффективность и обоснованность распределения этапов урока по времени позволили всем детям активно участвовать во взаимодействии с учителем в процессе всего урока. |
8. способ подачи домашнего задания | Учитель задал домашнее задание, объяснил, как его выполнять, выяснил, есть ли вопросы по его выполнению. | Ученики сразу поняли, что и как требуется выполнить дома. |
9. соблюдение педагогической этики и такта насколько живо и эмоционально проведён урок | В течение всего урока учитель вел активный диалог с детьми. | Большая часть детей активно поднимала руку, показывая свои знания. |
10. уровень внимания учащихся на разных этапах урока (дисциплина), | Учитель дисциплинирован. | Дисциплина в классе отменная. |
11. культура речи учителя, взаимоотношения с учащимися | Речь учителя грамотна, четко структурирована, логична, содержательна. | Ответы учащихся грамотно построены, учитель на протяжении всего урока обращал на это внимание. |
12. речь учащихся (полные/неполные, аргументированные/неаргументированные ответы) | Грамотная речь педагога и высокие требования к ответам обучающихся. | Ответы полные, связные, аргументированные. |
_________________________________________________________________________
(Подпись, посетившего урок)
Анализ урока.
1. | Анализ целей урока: оценка правильности и обоснованности постановки целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса;постановка и доведение целей урока до учащихся; степень достижения целей урока. | Цель постановлена с учетом возможностей учащихся. Постановка целей урока полностью обоснована. Поставленные цели в ходе урока достигнуты в полном объеме. |
2. | Анализ структуры и организации урока: соответствие структуры урока его целям; продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока; целесообразность распределения времени урока между ними; рациональность выбора форм обучения; наличие плана урока и организация его выполнения учителем; оборудование урока; рациональная организация труда учителя и учащихся. | Структура урока соответствует его целям. Урок грамотно продуман учителем, этапы урока имеют логическую последовательность и взаимосвязь. Временной интервал каждого этапа урока распределен целесообразно. Формы обучения выбраны правильно, учитывая возможности учеников. У учителя был план урока, соблюдение которого позволило добиться поставленных целей. Труд учителя и учащихся был рационально организован. |
3. | Анализ содержания урока: – соответствие содержания урока требованиям государственных программ; – полнота, достоверность изложения; научный уровень излагаемого материала; степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока; политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией; реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов; подведение учащихся к восприятию новых знаний; выделение главной идеи нового материала; формирование новых понятий; актуализация опорных знаний; организация самостоятельной работы учащихся; – характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса; инструктаж и помощь учителя; степень усвоения нового материала (эффективность); вязь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем). | Содержание урока соответствует требованиям ФГОС. Материал преподносился в полном объеме, был достоверно изложен. Излагаемый материал был преподнесен на научном уровне. Воспитательная направленность урока имеет нравственное влияние на личность обучающегося. Педагог подвел учащихся к восприятию прошлого материала, объяснил непонятные для учеников темы. Класс принимал активное участие в выделении главной цели повторения изученного материала. В процессе воспроизведения уже пройденных понятий происходило активное взаимодействие учителя и учащихся. Самостоятельная работа учащихся грамотно организована педагогом. При подборе тренировочных упражнений. Учитывались возможности класса. Предложенные задания все ученики в силах выполнить. Перед началом выполнения заданий учитель проводил инструктаж. Обобщающее повторение изученного материала проходило в форме «мозгового штурма». |
4. | Анализ методики проведения урока: – обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса; – разнообразие приемов и методов, применяемых учителем; – эмоциональность подачи материала; – эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО; – оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя. | Методы, приемы и средства обучения были подобраны правильно. Они соответствуют содержанию учебного материала и поставленным целям урока, учебным возможностям класса. В течение урока учитель применял разнообразные приемы и методы (схемы и таблицы, мозговой штурм, полного обучения). Наглядные пособия и технические средства обучения присутствовали в виде таблиц и схем, а также мультимедийной презентации. Методическая вооруженность и педагогическая техника учителя на высоком уровне. |
5. | Анализ работы и поведения учащихся на уроке: – общая оценка работы класса; – внимание и прилежание; – интерес к предмету; – активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока; – формирование общедоступных умений и навыков; – выполнение единых требований; – индивидуальная работа со слабыми учениками; – степень овладения практическими навыками; – характер и виды проверка знаний учащихся учителем; – накопляемость, объективность выставленных оценок их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер. | Класс активно работал на уроке. Ребята внимательно слушали учителя и прилежно выполняли все его задания. Активность и энтузиазм детей во взаимодействии с учителем говорит об искреннем интересе к предмету. В процессе работы происходило формирование общедоступных знаний, умений и навыков. Работу слабых учеников учитель проконтролировал и оценил путем проверки тетрадей с выполненными заданиями. Учитель фронтально и выборочно проверил домашнее задание. Оценки были выставлены тем ученикам, которые активнее всего проявили себя на уроке. |
6. | Анализ домашнего задания, полученного учащимися. – цель, объем; – соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом; – характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность; – комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. | Цель домашнего задания – закрепление полученные знаний во время урока. Объем работы, выполненный на уроке меньше, чем объем работы, заданный на дом. Домашнее задание носит закрепляющий характер. Его выполнение посильно всем учащимся. После объявления домашнего задания учитель прокомментировал его выполнение и провел инструктаж. |
7. | Оценка санитарно-гигиенических условий урока. | В течение урока в классе был комфортный воздушный режим, достаточная освещенность кабинета, чередование различных учебных видов деятельности, надлежащий тепловой режим. |
8. | Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; | Учитель владеет хорошими навыками самоанализа. |
9. | заключение по самоанализу. Общая оценка степени достижений учебной и воспитательной целей урока: – общая мотивированная оценка результатов урока (оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности); – аргументированная характеристика достоинств урока. | Был представлен высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся. Учитель умеет найти подход к каждому учащемуся, благодаря чему уровень знаний у 6 «Б» класса высокий. Достоинства урока: четкая организованная структура урока, воспитание школьников в процессе обучения, логически правильная подача учебного материала. |
10. | Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы. | Активная работа с каждым учеником позволила учителю за 2 года работы с классом добиться формированию в большинстве ребят искреннего желания изучать русский язык. Многие ученики имеют достижения по этому предмету. |
11. | Недостатки урока: – диагностика причин и тенденций в их развитии; – предложения по их устранению.
| Учитель спрашивает всех детей очень быстро, из-за чего дети, которые не могут максимально быстро думать и давать ответ (в течение 15 секунд), теряют возможность получать положительные оценки за устные ответы. |
12. | Научная обоснованность вывода и оценок: – опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт; – конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.
| Главными критериями урока, который мы посетили, являются · Высокая результативность; · Актуальность; · Осознание материала учениками. |
13. | Общие выводы и предложения. | Урок проведен на высоком методическом уровне. Методы соответствуют теме, форме, содержанию, поставленным задачам урока; уровню обученности и обучаемости детей. |
14. | Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.
| Пропагандировать свои достижения, через публикации в участии в методических семинарах, практических конференциях. |
Дополнительные задания для отстающих детей
(Имя числительное)
Задание 1: Выписать имена числительные, записав их словами и указав разряд. Просклонять числительное.
Ученые считают, что 7 чудес света были впервые названы в III в. до н. э. Но почему именно 7? Не три, не четыре, не пять?
Кто не знает, какой страх внушает иным людям число 13? Тринадцать человек за столом, тринадцатый номер дома или квартиры могут всерьез испортить настроение знатоку различных примет. Происхождение этого суеверия объясняется тем, что у многих древних народов была не десятичная, а двенадцатиричная система счета, двенадцать (дюжина) считалось счастливым числом, а первая цифра, следующая за ним, казалось, приносила несчастья.
Почитание числа 7 восходит к глубокой древности, когда в основу календаря был положен лунный. В течение 28 дней Луна убывает и прибывает, проходя 4 фазы: четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние. Эти фазы сменяются каждые 7 дней и положены в основу нашей семидневной недели.
(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)
Эйфелева башня, построенная в Париже в 1889 году, имеет высоту 300 метров. Высота самого известного небоскреба в Нью-Йорке, имеющего 106 этажей, достигает 380 метров. А пирамида Хеопса, построенная фараоном, жившим в XXVIII веке до нашей эры, может свободно поместить внутри себя Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Все эти сооружения были в конце XIX и в XX веке, а пирамида Хеопса стоит уже почти пять тысяч лет. Высота ее достигала 147 метров (сейчас из-за обвала вершины ее высота равна 137 метрам), а каждая из сторон по длине составляет 233 метра. Для того чтобы обойти пирамиду кругом, надо пройти один километр. Вплоть до конца XIX века пирамида Хеопса считалась самым высоким сооружением в мире.
(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)
Мотоциклы появились на улицах русских городов в середине 90-х годов XIX века. Большинство из них были трехколесными.
Первые мотогонки были проведены 11 октября 1898 года в окрестностях Петербурга. Маршрут гонки — 36 верст. Все семь мотоциклов, участвующих в гонке, имели двигатели мощностью 1,75 лошадиных сил. Победитель гонки закончил ее за 1 час 33 минуты 36 секунд. Он показал скорость 24,5 версты в час. Два участника сошли с дистанции. Последним пришел автомобиль «Бенц». Он участвовал в соревновании вне конкурса. Его скорость оказалась немногим больше 17 верст в час.
В 1775 году была открыта школа, в которой русских моряков обучали плавать и грести. Первую в России массовую школу плавания открыли в 1834 году в Петербурге.
Первым в мире прошел Черное море по периметру на доске под парусом с 16 июля по 20 августа 1989 года 34-летний симферопольский спортсмен Сергей Найдич. В переходе его сопровождала яхта «Глория». За 25 ходовых дней было пройдено 1240 морских миль. Сергей ежедневно находился в движении по 12 часов. Выйдя из Евпатории, спортсмен попал в шестибалльный шторм, но это не остановило его. Сон во время путешествия составлял 4—5 часов. При переходе из Варны доску окружили дельфины и спокойно поплыли рядом. Потом они осмелели, стали подныривать под доску, раскачивать ее. Сотни раз Сергей оказывался в морской купели. Рекорд скорости был установлен, когда за 11 часов (с 40-минутным перерывом на обед) Сергей преодолел 70 миль. Наибольшая непрерывность движения на парусной доске во время путешествия составила 9 часов.
(Из книги «Самое первое»)
Задание 2: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.
Русский (средне)вековый город во многом отличался от (западно)европейского. Он всегда стро..лся свободно и просторно. Иностранцев поражала (М,м)осква. Они считали, что она по размерам превосход..т крупнейшие города (Е,е)вропы.
Обширные дворы бескрайние огороды (не)объятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах (не)большие каме..ые дома тесно лепились друг к другу и создавали (не)прерывную стенку. Из-за тесноты они выр..стали в 2-3 этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревя..ым. Богатейшие запасы лесов на (Р,р)уси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревя..ых построек — пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре 1493 года называлась (П,п)ожар.
Первый каме..ый жилой дом появился в Москве в середине XV века.
(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)
Задание 3: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.
Большинство памятников (древне)русского зодчества — церкви. Они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
В древние времена на (Р,р)уси строили в основном из дерева. Даже в первом десятилетии XIX века Москва была на 2/3 деревянной.
Первая каме..ая постройка на Руси появилась в конце X века. Это была знаменитая (Д,д)есятинская церковь в (К,к)иеве. До наших дней она (не)сохранилась.
Любое каме..ое сооружение Средневековья походило на (не)приступную крепость, а в случае необходимости и заменяло ее. Даже (не)большие щ..левидные оконца напоминали бойницы.
В 1240 году татары ворвались в Киев. Население города оказало яростное сопротивление, но не смогло преодолеть натиск врага. Последние защитники города укрылись за стенами церкви. Татары подкатили стенобитные машины и разрушили храм. Под его обломками погибли мужестве..ые защитники города.
(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)
Задание 4: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.
Озеро (А,а)саль стало известно европейцам с (не)давнего времени. Это самый соленый водоем на планете. Его вода в 10 раз солонее океанской. Это самая низкая точка (Аф,а)риканского континента — 155 метров ниже уровня моря. 2 Летняя температура воздуха здесь иногда превышает 50 градусов.
Асаль — одно из самых (не)гостеприимных мест на (З,з)емле. На окружающих его холмах из лавы р..стет только случайно попавшая сюда колючка. Здесь (не)поют птицы, даже ящерица (не)пробежит по берегу. Но это место облада..т (не)обыкновенной красотой. У озера (не)обрывистые, а пологие берега. Они покрыты бл..стающими на солнце соляными корочками разных цветов (бледно)зелеными (темно)синими фиолетовыми. На берегу попадаются крупные образования из соли. Они похожи на стекля..ые капус..ные кочаны.
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задание 5: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.
Глубина озера (Б,б)айкал — 1640 метров.2 Оно самое глубокое на планете. В нем содерж..т..ся 5 часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.2
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одевают..ся в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковыва..т скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превраща..т ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достига..т двух метров. Он похож на (не)ровное одеяло.
Летом даже в безветре..ый день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро станов..т..ся (не)ласковым морем.
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задание 6: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.
В отсветах вечерн.. зари видне..т..ся зубчатый ч..стокол елей. Сгущают..ся сумерки, и все и..чезает во мраке ночи.
Но вот выгляд..вает месяц и мя..ким светом загоня..т потемки в лесную ч..щу, серебря..ым сияни..м залива..т (не)большую поляну. (Ни)что (не)нарушает тиш..ны.
Вдруг хрус..нул сне.. под чьими(то) тяжелыми ногами. Это вышаг..вает (дымчато)серый лось. Пр..спокойно проб..рает..ся к осинк.. и белогубой паст..ю хвата..т пахуч..ю хвою, отфырк..ва..т..ся.
Пр..скакал беляк пр..строился под (не)высокой но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился грациозно пр..поднялся на задних лапках. Аппетитная веточка пр..тягива..т его. Зайц.. всегда подб..рают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лун..ого света снегов жует хвою а рядом зайч..нок грызет лосиный подарок. Гореч.. осинки косому слаще сахара. (117 слов)
Задание 7: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.
Осень.
Осень — пр..чу..ливая волшебница. Она ра..стила..т желтые покрывала на поля ра..брасыва..т разноцветные листья по дорожкам принос..т запах свежести и ле..кого моро..ца.
Я люблю бр..дить по городу в осен..ие дни. Дерев..я об..яты плам..нем. Теперь (ни)кому (не)остановить осеннего пожара. Вот заг..релась осинка (ярко)красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он пр..к..снулся к березке, и вспыхнула она ж..лтым костром.
Осень (не)хоч..т ра..стават..ся с людьми и часто плач..т. Печальный дождь пада..т из туч на землю. Люди смотрят на небо и грус..но говорят вот и осень, теперь жди зимы. Если бы осень умела г..ворить, она сказала бы я (не)хочу уходить от вас люди я хочу остат..ся.
Но мчит..ся бе..сердечное время, и осень уходит. (112 слов)
(По А. Иллюминаторской)
Задание 8: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.
Сквозь зар..сли что(то) засияло ж..стяным блеском. Ваня пр..поднялся заглянул через (не)высокие кусты и увидел бл..стающую на солнце поверхность (не)большого искусстве..ого озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто(то) выл..жил его ноздреватым камнем. В трещинах р..сли причудливые цветы и спускались прямо к вод.. . В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали (тускло)желтые караси.
Ванина собач..нка взгр..моздилась на камень и стала лакать воду. Караси (не)испугались. Они будто хотели обнюхать собач..ю морду. Это было (не)обыкновенное зрелище(!,?,.)
Мальч..к пр..сел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси и..чезли. Только луч..к солнца продолжал отражат..ся в вод.. . Вдруг к пальцам Вани пр..к..снулось что(то) холодное и сколь..кое. Он сжал кулак и почу..ствовал, что у него в руке бьет..ся, дрожит рыб..на. (117 слов)
Задание 9: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.
Потеплело, и от зар.. и до зар.. заливают..ся солов..и. Майская прохлада укр..щала их пение, а теперь самое время слушать (не)угомо..ую серенькую (не)величку. Всю ночь (не)смолка..т соловьи..ая трель в пр..брежных кустах (не)широкой, но красивой реч..нки.
Солов..и любят пр..речные кустарники зар..сли лесных низин, в которых по утрам ра..стилает..ся густой туман. Но (не)сто..т заб..рат..ся в лесную глуш.., чтобы насладит..ся их пением. Выйд..те из дома ра..пол..ж..тесь в тени душистой сирени. Бе..предельная радость охватит вас, когда вы услыш..те эти без..скусные ч..рующие переливы. Голос певца то зам..ра..т, то громче во..носит..ся, и эхо вторит соловьиной песне.
Трудно кому(либо) состязат..ся с солов..ем в пении. В птич..ем хоре все покр..вает его голос. Его во..певали в своих стихах поэты композиторы слагали о нем песни. (116 слов)
Доклад по проблеме научного исследования студента и обобщение опыта учителя
Я проанализировала то, что дало положительный результат, насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые учителем для повышения уровня познавательной активности учащихся.
1. Анкетирование, наблюдение.
Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся было проведено анкетирование детей. Кроме анкет для исследования интересов учитель использует метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала; какие виды учебной деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов; при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность на уроке; каким предметам отдают приоритет. Это позволяет:
• быть внимательным к каждому ребенку;
• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
2. Игровая деятельность.
В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
3. Интеграция.
Важным методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
4. Создание нестандартных ситуаций.
Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения она проводила и нетрадиционные уроки.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике часто использую такие приёмы, как урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
5. Парно-групповая работа.
Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают мне групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат.
6. Проблемное обучение.
Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
Проблемное обучение – решение поисковых задач, постановки перед учащимися задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера.
7. Проблемно-модульная технология
Эта технология подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником. Самостоятельно достигаются конкретные учебно-познавательные цели в процессе работы с модулем, получая от учителя в письменной форме советы: где найти, как овладеть, как проверить. Изменяется форма общения учителя с обучающимися, оно происходит как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.
8. Использование ИКТ.
Развитие познавательной активности учеников зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Применение ИКТ позволяет:
повысить уровень мотивации учащихся;
повысить эффективность урока;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
использовать большое количество наглядного материала;
успешно осуществлять контроль знаний;
развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество.
На уроках учитель использовал мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету, развивает восприятие, память, внимание, мышление, воображение, даёт возможность учителю подготовить богатейший материал к уроку.
9. Исследовательская и проектная деятельность.
В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Такая деятельность формирует жизненный опыт, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет обеспечивать рост личности ребенка. Школа проектов – это школа будущего.